I. крым в системе национального и мирового туризма
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА – 2020 (ПРОЕКТ)
СИМФЕРОПОЛЬ 2011
Ассоциация предпринимателей сферы гостеприимства Крыма
Немецкое товарищество технического сотрудничества (GTZ)
Министерство курортов и туризма АР Крым
Научный руководитель проекта – Яковенко И. М.,
Доктор географических наук, профессор,
Заведующая кафедрой туризма
Таврического национального университета
Им. В.И. Вернадского
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 4
I. КРЫМ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОГО ТУРИЗМА .....................6
1.1. Тенденции развития мирового туризма………………………………………….7
1.2. Современное состояние и проблемы развития туристско-рекреационного
комплекса Крыма …………………………...………………………………………10
1.2.1. Туристско-рекреационное предложение и инфраструктура...…………....10
1.2.2. Динамика спроса на отдых в Крыму……………………………………………15
1.2.3. Вклад рекреации и туризма в региональную экономику……………………17
1.2.4. Влияние рекреации и туризма на окружающую среду……………………...20
1.2.5. Туристский имидж Крыма………………………………………………………..21
1.2.6. Актуальные проблемы развития ТРК Крыма…………………………………21
II. ПОТЕНЦИАЛ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ………………………………………………………………………………………23
2.1. Туристско-рекреационные ресурсы региона……………………………………23
2.2. Конкурентные преимущества и ограничения развития ТРК региона…......24
2.3. Альтернативные варианты развития ТРК Крыма……………………………..28
III. МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА ….…………………………………………32
IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА..……………………………………………33
4.1. Обеспечение оптимальной структуры и режима функционирования
туристско-рекреационного комплекса.………………………………………….33
4.1.1. Оптимизация функциональной структуры ТРК…...……………………..33
4.1.2. Расширение потребительской аудитории крымского турпродукта…..38
4.1.3. Совершенствование территориальной структуры ТРК.………………39
4.1.4. Преодоление сезонности функционирования туристско-
рекреационного комплекса………………………………………………55
4.2. Сбалансированное использование, охрана и воспроизводство ресурсного потенциала рекреации и туризма и обеспечение высокого качества рекреационной среды………………………………………..56
4.2.1. Проведение полной инвентаризации рекреационных ресурсов..56
4.2.2. Совершенствование методов и форм рекреационного природопользования……………………………………………………………………56
4.2.3. Осуществление непрерывного мониторинга состояния природно-
рекреационных ресурсов и качества рекреационной среды……………58
4.2.4. Вхождение Крыма в систему Европейских инициатив по развитию
устойчивого туризма……………………………………………………………………59
4.3. Достижение высокой социально-экономической эффективности
функционирования туристско-рекреационного комплекса Крыма………………59
4.3.1. Разработка и внедрение маркетинговой стратегии повышения
конкурентоспособности регионального туристско-рекреационного продукта на
мировом рынке…………………………………………………………………………59
4.3.2. Создание условий для роста инвестиционной активности в туристско-
рекреационном секторе хозяйства Крыма…………………………………………60
4.3.3. Системное улучшение туристской инфраструктуры……………………..61
4.3.4. Оптимизация рынка рабочей силы туристско-рекреационного
комплекса………………………………………………………………………………….63
4.3.5. Оптимизация рекламно-информационного обеспечения развития
ТРК………………………………………………………………………………………….65
4.4. Создание эффективной системы управления туристско-рекреационным
комплексом АР Крым и г. Севастополя..…………………………………………….67
4.4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования
туристско-рекреационного комплекса………………………………………………..67
4.4.2. Осуществление реформы системы управления туристско-
рекреационным комплексом Крыма…………………………………………………68
4.4.3. Повышение уровня научно-методического обеспечения принятия
управленческих решений………………………………………………………………69.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………70
VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………………………………...72
VII. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………………………73
ВВЕДЕНИЕ
Характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как стратегическое направление его регионального развития. В межрайонном разделении труда Украины Крым выделяется как лидер в производстве оздоровительных и лечебных услуг и ведущий туристско-экскурсионный район страны, обеспечивающий ежегодный прием более 5 млн. отдыхающих и более 500 тыс. экскурсантов. Доля АР Крым в объеме оказанных туристских услуг по Украине за 2009 г. составила 11,6%, в объеме платежей в бюджет от субъектов туристской деятельности – 15,2%.
Развитие туристско-рекреационного комплекса (ТРК) АР Крым и г. Севастополя осуществляется под влиянием усиления процессов глобализации, интернационализации, перехода к информационному обществу, нарастания кризисных явлений в мировой экономике и роста конкурентной борьбы на международном рынке туристско-рекреационных услуг. В этих условиях необходимо определение нового вектора стратегического развития туристско-рекреационного комплекса Крыма и его активного интегрирования в систему мирового туристского движения.
Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма (далее – Стратегия) определяет цели, приоритеты и задачи перспективного развития рекреации и туризма в Крыму, направления государственной политики по созданию условий формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма и ее превращения в ведущий сектор устойчивого социально-экономического развития региона.
Основными задачами Стратегии являются:
- Сформулировать стратегическое видение развития туристско-рекреационного комплекса Крыма на перспективу и миссию Крыма.
- Провести комплексный мониторинг ресурсного потенциала развития рекреации и туризма, современного состояния и тенденций развития туристско-рекреационного комплекса региона.
- Выявить ключевые проблемы.
- Оценить конкурентные преимущества и ограничения развития различных секторов ТРК.
- Оценить альтернативные варианты развития туристско-рекреационного комплекса Крыма.
- Определить стратегические цели и задачи развития туристско-рекреационного комплекса.
- Обосновать пути реализации Стратегии.
Нормативно-правовая база разработки Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Крыма до 2020 г.:
- Закон Украины «О туризме» от 15.09.95, №324\95-ВР;
- Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социально-экономического развития Украины» от 23.03.2000, № 1602-III;
- «Основные направления развития туризма в Украине до 2010 г.», одобренные Указом Президента Украины от 10 августа 1999 г. № 973/99;
- «Государственная программа развития туризма на 2002 - 2010 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04. 2002 года № 583;
- Распоряжение Кабинета Министров Украины от 03.07.2006 г. № 373-р "Об утверждении плана мероприятий по государственной поддержке развития сельского туризма на 2006-2010 годы";
- «Об утверждении мероприятий по развитию иностранного и внутреннего туризма», распоряжение Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. N 390-р;
- «Основные направления развития санаторно-курортного и туристского (рекреационного) комплекса Автономной Республики Крым до 2010 года»! утвержденные постановлением Верховной Радой АРК от 17.03.2004 г. № 849-3/04.
- Концепция развития туризма в Севастополе до 2015 г., утвержденная решением городского Совета №2866 от 16 октября 2007 г.
- Стратегия социального и экономического развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг. (Проект).
I. КРЫМ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОГО ТУРИЗМА