Все, что вы должны знать о Веревочном курсе

Первое упоминание в США практического использования кон­цепции тимбилдинга относят к 1960-м гг. Веревочный курс, или Rope Courses, возник в США как программа психологической и физиче­ской реабилитации американских солдат после войны во Вьетнаме. В некоторых источниках указывается, что данная программа была взята на вооружение японцами и они добавили в нее сильную корпо­ративную составляющую, пронизанную важностью командного духа и единения. Предприимчивые американские бизнес-тренеры, в свою очередь, мгновенно превратили эту программу в новую бизнес-услу­гу на корпоративном рынке. Так в 1980-х гг. он стал формироваться в отдельное бизнес-направление — тимбилдинг — и распространяться в западном деловом мире.

Таблица 1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ТИМБИЛДИНГА

Исследователь Концепция Годы жизни Страна
Элтон Мэйо Хоторнские эксперименты 1880-1949 США
Абрахам Маслоу Мотивация 1908-1970 США
Джон Эдейр Лидерство 1934-наст. время США
Мередит Белбин Команда 1926-наст. время Англия
Майерс Бриггс 16 типов 1897-1980 США
Дуглас МакГрегор Организационное поведение 1906-1964 США
Брюс Тукман Динамика команды 1938-наст. время США
Джордж Хеберт Натуральный метод 1875-1957 Франция
Вильям Дайер Тимбилдинг 1925-1997 США

Глава 1. Концепция тимбилдинга

В США существуют также различные синонимы для Rope Cour­ses: Challenge Courses, Ropes Challenge Courses, Teams Course, Low Ropes, Challenging Outdoor Personal Experience, Obstacle Courses, Commando Courses.

Важно рассказать, что же представляет собой веревочный курс.

Веревочный курс — это спектр разнообразных командных упражне­ний и заданий, каждое из которых может быть успешно выполненотолько командой. Каждое из заданий требует определенного вида командного взаимодействия — интеллектуального, физического, психологического, или разнообразного их сочетания. Каждое командное упражнение пред­назначено для отработки одного или нескольких элементов командного взаимодействия — например, ролевого распределения, ситуационного лидерства, развития доверия, раскрытия незнакомых и новых качеств в участниках, творческого мышления и командной эффективности.

Основной результат веревочного курса — получение участни­ками навыков создания команды и работы в ней. Веревочный курс проводится на специально оборудованных площадках в лесу и со­стоит из «низкого» и «высокого» курсов. Благодаря упражнениям, в которых используются туристские веревки, развиваются команд­ный дух, чувство доверия и уважения к каждому участнику. Со­временный веревочный курс может быть построен для различных целей — образовательных, развивающих, физической трениров­ки и для отдыха. «Высокий» курс (High Ropes course) традиционно считается более направленным на личное развитие и достижения, связан с преодолением участниками их личных страхов и сомнений. Челленджи (Challenges — «вызовы») могут быть как физическими, так и эмоциональными. «Низкий» курс (Low Ropes course) традици­онно считается командным курсом заданий, направленным на спло­чение команды, развитие командных коммуникаций, построение доверия и усиление сплоченности.

Исследователи концепции тимбилдинга говорят о следующих ключевых результатах веревочного курса:

• построение доверия;

• развитие инициативы в команде;

• развитие командного взаимодействия;

• развитие навыков решения проблем и конфликтов и принятия решений;

• развитие лидерства;

Часть 1.Тимбилдинг

• развитие позитивного отношения к принятию риска;

• рост самооценки;

• рост сплоченности и командного духа.

Тимбилдинги на Западе

На Западе тимбиддинг изначально принял вид отдельного ни-шевого продукта для определенного сегмента компаний. Тимбил-динговые компании известны на Западе как профессиональные компании в области развития и построения команды с помощью огромного разнообразия инструментов, максимально нацеленных на создание командной атмосферы и командного духа.

Первые тимбилдинговые компании появились в США и в Вели­кобритании в начале 1990-х гг. Их рождение совпало с первой волной глобализации бизнеса и активной потребности в создании сильных сплоченных команд, которые могут управлять крупными амбициоз­ными проектами не только национального, но и глобального масшта­ба. Индустрия тимбилдинга стала развиваться по типичным законам эволюции индустрии. В индустрии стали возникать профессиональ­ные компании, оказывающие типичные услуги, потом с насыщением рынка началась видимая специализация компаний, следом возникли отраслевые организации, такие, например, как Ассоциация тимбил-динговых компаний. В подобных ассоциациях существует обязатель­ное членство и лицензирование деятельности, члены ассоциации должны строго придерживаться Кодекса организатора тимбилдинга.

В Америке возникли самостоятельные компании, занимающие­ся изготовлением оборудования для тимбилдингов, компании, зани­мающиеся сертификацией и обучением тимбиддинг-инструкторов. В каждом большом городе появилась возможность купить полный пакет со всеобъемлющей информацией и инструктированием по проведению и реализации веревочного курса. Стандарты должны были выполняться с точностью до минут.

В Америке, проповедующей «тимбилдинг-религию» с 1980-х гг., все было предельно четко и структурированно. Тимбиддинг принял вполне стандартную форму регламентированного веревочного кур­са, который проводится единообразно в каждом из 50 американских штатов.

Вам, дорогие читатели, думаю, небезынтересно будет узнать, что первая официальная организация, координирующая и контро­лирующая деятельность компаний в сфере веревочных курсов,

Глава 1. Концепция тимбилдинга

появилась в США в 1993 г. Название этой организации — Association ior Challenge Course Technologies2. Подобная европейская органи­зация, координирующая деятельность компаний в области органи­зации веревочных курсов, European Rope Course Association3, ра­ботает в Европе с 1998 г. Деятельность ассоциаций необычайно ак­тивна, в них входят около 100 действующих членов, постоянно идет активная научная и маркетинговая деятельность. Раз в год ассоциа­ции организуют крупные международные конференции, соответ­ственно выбирая для этого наиболее привлекательные с точки зре­ния приключений места. Так, по неофициальным приблизительным данным, количество подобных веревочных курсов, которые к 2007 г. существовали в США, составляет около 7500 (включая Adventure Parks, стационарные курсы и мобильные курсы).

Тимбилдинг на Западе уже не молод, этому направлению уже более 15 лет. Сейчас тимбилдинг на Западе орудует в зоне широчай­шего спектра: от классических тренингов построения команды до суперэкстремальных тимбилдинг-событий.

Для западного тимбилдинга важно, что, каким бы ни было меро-прятие, прежде всего необходимо понять основную цель события. Что мы извлечем из него? Как мы сможем применять эти новые зна­ния и навыки в нашем бизнесе? Запад отличает очень четкая прак­тическая составляющая тимбилдингов.

Запад не меньше России любит праздники и веселье. Однако праздник празднику рознь. У них не принято мешать деловое с лич­ным, праздник с тимбилдингом. Если это юбилей компании, то пом­пезно и ярко отмечают юбилей компании. Безусловно, это никогда не будет пассивное сидение за роскошно накрытыми столами, это вполне могут быть игры и какие-то другие события с элементами тимбилдинга. Но никто в этом случае не будет требовать результата повышения эффективности командной деятельности. Отдыхайте, господа сотрудники!

Но если это даже самый легкий или нетрадиционный тимбил­динг, такой как «Шоколадная фабрика» — тимбилдинг по команд­ному изготовлению шоколада, перед ним проводится детальная диагностика, продуманно формируются дизайн программы и со­ставы команд, ведется пристальное наблюдение за процессом. Сама активная часть тимбилдинга, собственно сам experience, не играет центральной роли.

2 http://www.acctinfo.org — Association for Challenge Course Technologies (ACCT). ' http://www.erca.cc — European Rope Courses Association.

Часть 1. Тимбилдинг

На Западе тимбилдинг состоит из трех равноправных этапов: 1) под­готовка; 2) активная часть; 3) анализ.

В России тимбилдинг представлен преимущественно одним эта­пом — активной частью.

Иллюстрированная структура тимбилдинга представлена на рис. 1.

Все, что вы должны знать о Веревочном курсе - student2.ru

США


Все, что вы должны знать о Веревочном курсе - student2.ru

Анализ

РОССИЯ

Рис. 1. Тимбилдинг: значимость этапов в США и в России

Если вы оторветесь от книги, дорогой читатель, то могу спорить, что в зоне 500 м от себя вы сможете отыскать хоть один компьютер, подключенный к Интернету. Выйдите в Amazon и наберите только одно слово «Teambuilding». Результат не заставит себя ждать. Более 8000 книг высветится незамедлительно. Общий анализ существую­щей литературы по тематике можно классифицировать на три боль­шие группы:

1. Первая и самая внушительная — практика тимбилдинга, а именно тонны заданий, упражнений, комментариев, секретов, подсказок, рекомендаций, алгоритмов и рецептов по изготовлению эффективного тимбилдинга и построению эффективной команды. Литература главным образом рассчитана на HR-специалистов в компаниях, которые могут использовать эти знания в своей работе, и на сотрудников тимбилдинг-компаний.

Глава 1. Концепция тимбилдинга

2. Вторая, чуть менее внушительная — рекомендации топ-менед­жерам и руководителям бизнеса по развитию собственных команд­ных навыков и выдающихся характеристик командного игрока.

3. Третья — ничуть не менее внушительная — полнейшее раз­нообразие литературы по смежным направлениям — тимбилдинг для детей, тимбилдинг для людей с ограниченными возможностями, тимбилдинг для родственников, тимбилдинг как в первый раз, тим­билдинг с целью отличного отдыха и другие, на мой взгляд абсолют­но не тематические, издания.

Наши рекомендации