Стратегические направления развития туристско-рекреационного комплекса Крыма
- Внедрение новой модели рекреационного освоения – территориального и функционального разделения города и курорта, создания функциональных зон и буферных пространств между ними.
- Смена линейного типа освоения побережья глубинным – эшелонированием туристско-рекреационной инфраструктуры в тыловую часть полуострова.
- Разработка и реализация Генерального плана развития рекреации и туризма в АР Крым и г. Севастополев координации сгенеральными планами развития городов и районов Крыма с целью предотвращение нецелевого использования ценных в рекреационном отношении земель.
- Снижение нагрузки на береговую линию путем разработки и популяризации комбинированных туристских маршрутов, объединяющих активный туризм и отдых в горах с отдыхом на побережье.
- Переориентация рекреационных потоков на менее загруженные участки пляжного отдыха с помощью рекламы их рекреационных возможностей и ценовых преимуществ.
- Создание сети тематических туристских коридоровсактуализацией целевых ресурсов и аттракций и развитием соответствующей туристской инфраструктуры:
· Большое Таврическое кольцо
· Генуэзский коридор
· Коридор Шелкового пути
· Винный коридор
· Коридор «Пещерные города Крыма»
· Паломнический коридор
- Обеспечение рациональной специализации рекреационных районов Крымав соответствии со структурой и качеством их ресурсного потенциала и изменениями в потребительском спросе.
Специализация и направления стратегического развития рекреационных районов Крыма
______
Ø Южнобережный (Южный) рекреационный район – ведущий район Крыма с преобладанием функций элитного отдыха и международного туризма.
Ялтинский подрайон
Целевая аудитория
- представители политической, деловой и культурной элиты;
- состоятельные граждане;
- организованные группы детей и подростков;
- участники круизов;
- отдыхающие на других курортах Крыма для посещения памятников природы и культуры;
- участники политических, экономических и научных форумов;
- нуждающиеся в санаторно-курортном лечении граждане.
Маркетинговая позиция
- элитарный курорт с лечением заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистых и нервных болезней;
- место престижного отдыха и развлечений;
- концертный, фестивальный и кинематографический центр;
- организация SPA-туризма и туров красоты;
- международный статус в сфере детского отдыха (Артек);
- центр конгрессного и инсентив-туризма;
- район с интенсивными экскурсионными программами на базе дворцовых и садово-парковых ансамблей;
- центр обслуживания круизных судов.
Меры по оптимизации
- реконструкция здравниц ранней постройки;
- развитие инфраструктуры нишевых видов туризма – винного, дайвинга, экологического, скалолазанья и спелеотуризма;
- предотвращение многоэтажной застройки курортов;
- регулирование элитной дачной застройки курортов;
- создание инновационных туристско-развлекательных комплексов;
- развитие на базе здравниц и отелей элитных видов SPA, Health- и Wellness – туризма для въездных туристов, в т.ч. «третьего возраста»;
- развитие гольф-туризма;
- создание инфраструктуры экологического туризма в Ялтинском заповеднике;
- оптимизация инфраструктуры и экологической ситуации в районе водопада Учан-Су;
- благоустройство территории и туристской инфраструктуры на плато Ай-Петри в районе верхней части канатной дороги;
- улучшение качества воздушной среды за счет оптимизации автотранспортной сети и регулирования объемов выбросов автомобилей;
- реализация системы противооползневых мероприятий в береговой зоне;
- оснащение горно-лесной зоны вертикальным транспортом.
Алуштинский подрайон
Целевая аудитория
- семьи с детьми, приехавшие по пакетным оздоровительным турам;
- малые и средние предприниматели;
- молодые люди, приехавшие по экономтурам и неорганизованно;
- отдыхающие на других курортах для посещения памятников природы (Демерджи, водопад Джур-Джур и др.);
- организованные и самодеятельные туристы;
- профессиональные спортсмены и любители;
Маркетинговая позиция
- центр медицинского туризма (лечение заболеваний верхних дыхательных путей);
- популярный район туризма выходного дня;
- возможности горнолыжного туризма (Ангарский перевал);
- район купально-пляжной рекреации родителей с детьми;
- горный район, предлагающий разнообразный спектр услуг активного туризма (горно-пешеходный туризм, скалолазанье, спелеотуризм, горнолыжный туризм, конный, вело- и автодорожный туризм)
- природоориентированный туризм (природно-экскурсионный, экологический).
Меры по оптимизации
- присвоение природной территории Алушты статуса курорта государственного значения;
- внедрение профилактических оздоровительных программ в санаторно-курортное лечение;
- восстановление системы маршрутной рекреации и горных приютов; благоустройство туристского маршрута к водопаду Джур-Джур;
- оборудования новых пещер - экскурсионных объектов для разгрузки спелеокомплексов Мраморная и Эмине-Баир-Хосар;
- развитие событийного и фестивального туризма;
- комплексное освоение восточной части района с упорядочением рекреационной застройки;
- восстановление нарушенных биоценозов в районах массового туризма;
- развитие военно-исторического туризма с историческими реконструкциями (сражения у сел Фуна и Шумы);
- создание тематического парка «Вся Алушта»:
- создание горнолыжного туристского центра на Чатыр-Даге;
- создание экологических троп;
- реализация системы противооползневых мероприятий в береговой зоне.
______
Ø Юго-Восточный рекреационный район – район с международной оздоровительно-туристской специализацией.
Судакский подрайон
Целевая аудитория
- малые и средние предприниматели;
- молодые люди, приехавшие по экономтурам и неорганизованно;
- отдыхающие на других курортах Крыма для посещения памятников природы и исторического наследия (Новый Свет, Генуэзская крепость и др.);
- участники фестивалей исторической реконструкции;
- самодеятельные туристские группы;
- участники специализированных туров (винный, сельский, этнографический туризм).
Маркетинговая позиция
- экологически чистый регион Крыма;
- ландшафты с высоким пейзажным разнообразием;
- наличие бренда в лице Генуэзской крепости и фестиваля «Генуэзский шлем»;
- центр уникальных технологий виноделия;
- молодежный курорт;
- наличие экологических троп (Голицынская тропа).
Меры по оптимизации
- реконструкция здравниц: пансионата «Алмаз», пансионата «Зенит», ТОК «Горизонт», пансионата «Звездный», МРЦ «Сокол»;
- преодоление хаотичности в рекреационной застройке прибрежной полосы; ликвидация долгостроев в г. Судак, пгт Новый свет, с. Морском;
- реконструкция памятников исторического наследия;
- строительство автодороги Веселое – Новый Свет (8,5 км);
- развитие сельского туризма в тыловой части района;
- создание зоопарка в г. Судак;
- благоустройство и развитие международного центра винного туризма, ампело- и энотерапии на базе винодельческого хозяйства «Солнечная долина»;
- решение проблемы самозахватов земель в Солнечной долине;
- создание круглогодичных исторических реконструкций и ролевого моделирования на базе Генуэзской крепости;
- решение проблемы переноса полигона ТБО;
- проведение противооползневых и берегоукрепительных работ в пляжной зоне г. Судак.
Феодосийский подрайон
Целевая аудитория
- семьи с детьми, приехавшие по пакетным оздоровительным турам;
- граждане, нуждающиеся в лечении желудочно-кишечных заболеваний;
- малые и средние предприниматели;
- организованные группы детей и подростков;
- отдыхающие на других курортах Крыма для посещения памятников природы и культуры (Карадаг, Национальная картинная галерея И.К. Айвазовского, дома М.А. Волошина и др.);
- участники спортивных фестивалей;
- профессиональные спортсмены и любители;
- представители творческой интеллигенции;
- любители литературы, живописи, джазовой музыки.
Маркетинговая позиция
- один из самых недорогих курортов Крыма;
- район с лучшими пляжами для отдыха детей и взрослых (Золотой пляж);
- наличие бренда в лице уникального вулканического массива Карадаг и творчества выдающегося художника-мариниста И.К. Айвазовского;
- центр винного туризма («Страна Коктебель»);
- имидж курорта для лиц с творческими потребностями;
- место проведения престижного джазового фестиваля «Коктебель»;
- уникальный район дельтапланеризма и проведения международных фестивалей воздухоплаванья.
Меры по оптимизации
- реконструкция здравниц в г. Феодосия: пансионата «Феодосия», ООО «Голубой Залив», базы отдыха «Корнелли», базы отдыха «Химик»;
- модернизация номерного фонда старых здравниц;
- реконструкция детских лагерей; создание центра детской анимации;
- решение проблемы нерациональной застройки приморских территорий и нарушений целостности стометровой прибрежной полосы в г. Феодосия, пгт Приморском, Орджоникидзе;
- создание набережных и парковых зон в пгт Курортном и с. Береговом;
- актуализация ресурсов минеральных лечебных вод и создание регионального SPA-центра;
- создание экополиса в районе «Щебетовки»;
- создание в тыловой части района баз олимпийской подготовки спортсменов;
- техническая модернизация морского вокзала г. Феодосия для приема круизных судов;
- реконструкция памятников исторического наследия, создание тематического парка («Феодосия-Кафа-Кефе» – быт и культура города в разные эпохи) и города мастеров (Карантин г. Феодосия);
- реконструкция порта для приема круизных судов;
- создание Международного курортно-рекреационного центра в Двуякорной бухте;
- вынос железной дороги за пределы города;
- создание Международного центра легкой авиации на плато Узун-Сырт;
- сохранение уникального природного комплекса Карадага и организация регламентированного эколого-образовательного туризма;
- создание инфраструктуры нишевого туризма (винного, этнографического, паломнического).
_____
Ø Юго-Западный рекреационный район (Севастопольский горсовет) – район развития международного экскурсионного и специализированного туризма
Целевая аудитория
- представители политической, деловой и культурной элиты;
- деловой контингент;
- участники коллективных экскурсий;
- участники круизов;
- отдыхающие на других курортах Крыма для посещения военно-исторических памятников;
- участники политических, экономических и научных форумов;
- семьи с детьми, приехавшие по пакетным оздоровительным турам;
- студенческая молодежь;
- участники фестивалей;
- профессиональные спортсмены и любители водных видов туризма;
- участники горно-пешеходного туризма.
Маркетинговая позиция
- наличие бренда города военно-морской славы;
- наличие бренда начала крещения Руси;
- объект всемирного наследия ЮНЕСКО (Херсонес);
- лучшие в Крыму программы экскурсионного туризма;
- престижное место развлечения молодежи;
- центр деловой жизни и фестивалей;
- лучшие в Украине условия для яхтинга и дайвинга;
- перспективы расширения круизного туризма;
- самая высокая в Крыму доля заповедных территорий;
- возможность сочетания отдыха у моря с активными занятиями в горно-лесной зоне.
Меры по оптимизации
- проведение комплекса реставрационных работ в исторической части города;
- создание в Херсонесе круглогодичного археологического парка с ролевым моделированием;
- упорядочение положения военно-морских объектов;
- решение проблемы техногенного загрязнения морских акваторий;
- расширение причального фронта для круизных судов; развитие специальных релаксационных и развлекательных программ для участников иностранных круизов;
- создание в городе качественного конференц-сервиса, включая строительство Конгресс-Холла;
- организация национального парка и экологических троп в Байдарском заказнике;
- организация марин мирового класса в Балаклавской, Мартыновой и Карантинной бухтах;
- модернизация музея-аквариума;
- создание этнографического центра в Арнаутской долине;
- проведение берегоукрепительных работ (в первую очередь, в районе Качи);
- создание туристских канатных дорог;
- создание инфраструктуры нишевого туризма (винного, сельского, паломнического);
- поэтапный вынос военных и промышленных объектов, не имеющих санитарных зон, за пределы рекреационной и селитебной зон;
- создание новых музеев (Истории Балаклавы, Музея Черноморского флота и др.);
- развитие инфраструктуры аэропортов «Бельбек» и «Кача»;
- включение в маршруты военного туризма ряда действующих военных объектов;
- регламентация туристских посещений Чернореченского каньона и прибрежных аквальных комплексов.
______
Ø Западный рекреационный район – ведущий район лечебной рекреации в АРК с организацией приморского отдыха взрослых и детей и современных видов экскурсионного и анимационного обслуживания.