Подбор материала и построение выступления
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Медицинский институт
Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»
Методические указания
К самостоятельной работе студентов
по дисциплине
«Риторика и основы деловой речи»
Направление подготовки: 101100 Гостиничное дело
Профиль подготовки: Гостиничная деятельность
Направление подготовки: 100400 Туризм
Профиль подготовки: Технология и организация туроператорских
и турагентских услуг
Форма обучения: очная
Тула, 2013
Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Риторика и основы деловой речи» составлены к.т.н., доцентом И.Ю. Пономаревой
и обсуждены на заседании кафедры ТИГ факультета ФКСиТ,
протокол № 14 от «25» июня 2013 г.
Зав. кафедрой ТИГ_____________________ И.Ю. Пономарева
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Риторика и основы деловой речи» пересмотрены и утверждены на заседании
кафедры ТИГ факультета ФКСиТ
протокол № ___ от «___» _____________201__ г.
Зав. кафедрой ТИГ_____________________ И.Ю. Пономарева
Содержание и объем самостоятельной работы студентов по дисциплине «Риторика и основы деловой речи»
Самостоятельная работа студентов включает подготовку следующих видов работ:
§ курсовой работы;
§ устных выступлений (речей информационного, агитационного и развлекательного плана);
§ подготовку к аттестациям;
§ самостоятельное изучение тем, не выносимых на лекционные и практические занятия.
№ п/п | Наименование видов самостоятельной работы | Трудоемкость (час.) |
Подготовка курсовой работы | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Подготовка к контрольным мероприятиям | ||
Подготовка устных выступлений на свободную тему | ||
Самостоятельное изучение темы «Культура ведения полемики» | ||
ИТОГО |
Темы и задания для самостоятельной работы
Подготовка к выступлениям на занятиях
2.1.1 Составление предварительного плана выступления
Хорошим считается такой план, который полно последовательно раскрывает тему, позволяет слушателям без труда понять логику изложения, облегчает изложение материала. План выступления составляется заранее. В процессе работы над темой он корректируется, и окончательный план может значительно отличаться от предварительного.
План информационного выступления, содержащего анализ проблемы, включает:
1) описание самой проблемы или явления;
2) причину возникновения проблемы или явления;
3) связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно;
4) взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления;
5) перспективу развития явления или разрешения проблемы;
6) практический вывод или предложение.
В выступлениях, носящих убеждающийхарактер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов.
Подбор материала и построение выступления
С подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению.
Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров.
Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение.
Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления – введение в тему. Вступлению отводится 5-10% времени. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д.
В основной части излагается сама тема. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов.
Композиция выступления (расположение материала и соотношение его отдельных частей) должна отвечать логическому требованию последовательности (см. главу 2).
Второй принцип композиции – усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал.
Третье требование к композиции – экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами:
1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления.
2. Держать всё время слушателей в напряжении.
Важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.
Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. «Конец – разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего». Заключение занимает примерно 5% времени.
Самые распространенные композиционные недочеты выступления:
1) нет вступления или оно слишком затянуто;
2) изложение не подчинено главной идее;
3) непоследовательно или неинтересно построено изложение;
4) используется всего один-два приема изложения;
5) несоразмерность материала выступления;
6) нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: «Заканчивая свое выступление...».
На этом этапе составляется окончательный план выступления, в основе которого лежит предварительный план, преобразованный с учетом выбранной композиции. Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция – воплощение в написанной или прозвучавшей речи.