Построение выступления на защите

Обратимся к одной из важнейших составляющих дипломного исследования – к защите работы. Часто бывают случаи, что дипломное исследование очень хорошее, а его защита – невыразительная, вялая, что снижает общую оценку дипломного исследования студента. Поэтому к выступлению на защите своего исследования следует относится очень внимательно.

Общий план выступления.Обязательными моментами выступления, требующими хотя бы кратко­го освещения в докладе, являются следующие:

1. Цель и задачи исследования (не более 5 задач).

2. Методы и методики (в большинстве случаев достаточно лишь назвать).

3. Выборка (испытуемых, обследованных или респондентов): количе­ство, состав по полу и возрасту, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима). Если были взяты экс­периментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.

4. Процедура исследования (в общих чертах).

5. Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки дан­ных необходимо, только если использовалась оригинальная или малоизвес­тная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показа­тели подсчитывались.

6. Основные результаты исследования. Лучше этот раздел структури­ровать в соответствии с последовательностью задач вашего исследования, а не с использованными способами обработки данных.

7. Выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательно­го продумывания.

Время для выступления от 10 до 12 минут. Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректиро­вать объем доклада.

Типичные ошибки выступающего:

1. Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования. Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно по­нятны без длительных объяснений. Если вы в выступлении называете зада­чи исследования, то степень актуальности становится еще яснее без раз­вернутого аргументирования.

2. Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы.

Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным.

3. В докладе отсутствуют выводы или они изложены излишне кратко. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставлен­ная в исследовании цель не достигнута.

Параметры, по которым оценивают выступление:

1. Четкое, ясное изложение содержания. Доклад будет понятнее, если вы обращаетесь к общеизвестным фактам и положениям или если вы ссы­лаетесь на те гипотезы, методические приемы и собственные полученные данные, о которых уже сообщили слушателям. Следует избегать противо­речивой информации. Можно пожертвовать красотой литературного стиля и не употреблять в описании синонимы важнейших терминов, даже если они встречаются по нескольку раз в одной фразе.

2. Умение анализировать результаты, давать их психологическую ин­терпретацию, то есть объяснять выявленные факты на языке научных поня­тий и закономерностей, а не только на языке зафиксированных проявлений или языке количественных характеристик.

3. Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы (раздела психологии), к ко­торой ваша работа относится.

Рекомендуется подготовить иллюстративный материал в виде схем, ди­аграмм, таблиц или корреляционных плеяд. Это особенно желательно, если у вас много количественных данных или если вы предложили классифика­цию, даете описание каких-либо видов, типов...

Иллюстративный материал может быть изготовлен на бумаге крупных форматов (А1 или А2) для размещения на стенде или размножен на листах формата А4 или A3 (по количеству членов аттестационной комиссии). Кроме того, для представления наглядности своего исследования можно использовать слайды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, отметим, что при написании книги самым сложным является поставить точку. В этом отношении хочется привести слова С.В.Петрушина о том, что любой акт творчества как маленькая жизнь, и его окончание – это маленькая смерть для творца, это чем-то похоже на смерть для творческого процесса.

Данная работа является попыткой отобразить результаты пути автора в области проведения психологических исследований. В данном пособии предпринята попытка рассмотрения основных этапов дипломного исследования по психологии – начиная от постановки проблемы, выбора темы исследования и заканчивая методами математической статистики, необходимыми для его проведения.

При написании работы следовали убеждению о том, что психология в любых ее приложениях – и практических, и теоретических - может развиваться только на основе количественных исследований, связывающих теорию и практику с фактами.

Данное пособие поможет овладеть навыками психологического исследования как студентам, аспирантам, так и начинающим психологам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выпускная квалификационная работа: Методические указания по подготовке и выполнению выпускной квалификационной работы по психологии. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 47с.

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. - СПб.: СПбГУ, 1991.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 320с.

4. Иениш Е.В. Библиографический поиск в научной работе. – Л.: Юпитер, 1993. – 256с.

5. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 3-е изд., доп. – М.: «Ось-89», 1999. – 208с.

6. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Минск: ООО «Сэр-Вит», 2000. – 256с.

7. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2002. – 184с.

8. Найн А.Я. Методология и методика научного исследования. – Челябинск: УПО ПТО адм. Челяб. обл., ЧФИПО МО РФ, 1993. – 52с.

9. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. – Челябинск: УралГАФК, 1996. – 144с.

10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 392 с.

11. Новейший философский словарь. - 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280с.

12. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Эгвес», 1999. – 104с.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. - Изд. 9-е, испр. и доп. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1972. – 846с.

14. Ярошевский М.Г. Психология научной деятельности. – М.: Наука, 1991. – 228с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Значения критерия t для отбраковки выпадающих вариант при разных уровнях значимости (р)

N Р   Р
0.05 0.01 0.001 n 0.05 0.01 0.001
- - - - - - - -
3,04 5,04 9,43 2,145 2,932 3,979
2,78 4,36 7,41 2,105 2,852 3,819
2,62 3,96 6,37 2,079 2,802 3,719
2,51 3,71 5,73 2,061 2,768 3,652
2,43 3,54 5,31 2,048 2,742 3,602
2,37 3,41 5,01 2,038 2,722 3,565
2,33 3,31 4,79 2,030 2,707 3,532
2,29 3,23 4,62 2,018 2,683 3,492
2,26 3,17 4,48 2,009 2,667 3,462
2,24 3,12 4,37 2,003 2,655 3,439
2,22 3,08 4,28 1,998 2,646 3,423
2,20 3,04 4,20 1,994 2,639 3,409
2,18 3,01 4,13 1,960 2,576 3,291
2,17 2,98 4,07        

Приложение 2

Значения критерия Стьюдента t при различных уровнях значимости (р)

Число степеней свободы d Уровень значимости
0,05 0,01 0,001
12,71 63,66  
4,30 9,93 31,60
3,18 5,84 12,94
2,78 4,60 8,61
2,57 4,03 6,86
2,45 3,71 5,96
2,37 3,50 5,41
2,31 3,36 5,04
2,26 3,25 4,78
2,23 3,17 4,59
2,20 3,11 4,44
2,18 3,06 4,32
2,16 3,01 4,22
2,15 2,98 4,14
2,13 2,95 4,07
2,12 2,92 4,02
2,11 2,90 3,97
2,10 2,88 3,92
2,09 2,86 3,88
2,09 2,85 3,85
2,08 2,83 2,83 3,82
2,07 2,82 3,79
2,07 2,81 3,77
2,06 2,80 3,75
2,06 2,79 3,73
2,06 2,78 3,71
2,05 2,77 3,69
2,05 2,76 3,67
2,05 2,76 3,66
2,04 2,75 3,65
? 1,96 2,58 3,29

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Наши рекомендации