Туроператор как субъект туристического рынка
Туроператоры подразделяются:
По виду деятельности:
1. Операторы массового рынка . Они продают турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма.
2. Специализированные операторы – это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка(на определенный стране, на определенном виде туризма и т. д. ) . В свою очередь они могут быть:
а) туроператорами специального интереса (например, спортивно- приключенческого туризма, организации сафари в Африке и т. д.);
б) туроператорами специального места назначения (например, поездки в Англию, Францию и т. д.);
в) туроператорами определенной клиентуры (для молодежи, семейных пар, бизнесмены и т. д.);
г) туроператорами специальных мест размещения (в домах отдыха, на турбазах и т. д.);
д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта ( теплоходы, поезда и т. д.).
По месту деятельности:
1. Местные (внутренние) туроперторы. Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания.
2. Выездные туроператоры ориентируют на зарубежные страны.
3. Туроператоры на приеме. Они базируются в стране назначения и обслуживают прибывающих туристов.
Кроме того , принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.
Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего, по нормам Всемирной туристской организации (ВТО) , не менее чем из трех услуг (размещение , транспортировки туристов и любой другой, не связанной с первыми двумя).
Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, которые комплектуют туры программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово- развлекательными учреждениями и т. д.) . Это чистая форма туроперейтинга.
Однако в России туроперейтинг на приеме не имеет столь активных форм развития. По уровню обслуживания он отстает от международных стандартов по нескольким параметрам. Это прежде всего слабая дифференцированность программ обслуживания, недостаточность разнообразия предлагаемых услуг, а так же отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг.
В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функции, что характерно для туристского рынка. По отношению к некоторым своим продуктам туристская фирма может выступать и как рецептивный, и как инициативный туроператор, а в некоторых случаях- как турагент по продаже готовых туров, сформированных другим туроператором.
На практике во многих фирмах функции инициативного и рецептивного туроперейтинга часто совмещаются.
Функциями туроператора являются:
1. Изучением потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.
2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.
3. Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе с :
§ Гостиницами- на предоставление туристами мест проживания;
§ Предприятиями питания – по предоставлению туристам питания;
§ Транспортными предприятиями, фирмами и компаниями- на предоставление транспортного обслуживания туристов;
§ Экскурсионным фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями- по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;
§ Фирмами, оказывающими различные бытовые услуги,- на соответствующее обслуживание туристов;
§ Администрацией спортивных сооружений- на возможность для туристов пользоваться спортивными сооружениями;
§ Менеджерами шоу, кино, видео, театральных предприятий- на посещение их туристами;
§ Дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничьих и рыболовных хозяйств- с целью обеспечения туристам отдыха и обслуживания в таковой местности;
§ Местными муниципальными властями- на предмет паблик рилейшнз своего бизнеса, ориентированного на человека и окружающую его среду.
Взаимодействие с поставщиками услуг на туры должно носит как перспективный, так и текущий характер- постоянная проработка новых и контроль действующих туров и туристских программ.
4. Расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации. Установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.
5. Обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем.
6. Подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсоводов, инструкторов, аниматоров, методистов и т. д.).
7. Рекламно- информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям.
8. Продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентов.
9. Контроль за надежностью и качеством обслуживания.
10. Постоянная оперативная связь с туристами во время обслуживания, решение возникающих вопросов.
Рецептивный туроператор занимается формированием туров на приеме. Инициативный специализированный туроператор, как правило, формирует тур, комплектуя его из приемов в нескольких пунктах.