Рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Азии

БИЛЕТ 20.

1. Россия в системе экономических, политических и культурно-исторических районов (регионов) мира.

Россия занимает не последнее место в системе экономических, политических и культурно-исторических районов мира. Так, экономика РФ - шестая среди стран мира по объёму ВВП (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2011 год Россия занимает 9-е место. Согласно прогнозам, Россия уже в 2014 г. обгонит Германию по объёму ВВП и войдет в пятёрку крупнейших экономик мира. Большое количество экспертов уверены, что экономика России будет подниматься выше, в отличие от некоторых других стран.

Нельзя не сказать и о России в системе политических районов мира. Россия — один из ключевых участников международных отношений. Россия входит также в «Большую восьмерку» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами — членами ООН.

В то же время, культура и история Росиии в значительной степени обеспечили авторитет, влияние России в мире, помогли ей стать великой державой. РФ обладает огромным культурно – историческим потенциалом и выделяется среди остальных районов мира своей уникальной культурой и историей. Множество туристов ежегодно посещают Россию, чтобы больше узнать о её исторических центрах и об объектах культурного наследия.

2. Туризм: место в мировой экономике. Цели туризма 21 века.
Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значение туризма для экономик разных стран связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего - это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.
Цели туризмаможно классифицировать следующим образом:
Оздоровительные
познавательные
спортивные
профессионально-деловые
религиозные
гостевые и ностальгические
приобретение товара
спортивные

Билет 21.
1. Ресурсный потенциал планеты. Важнейшие мировые природные ресурсы.
БИЛЕТ 16. вопрос 2.
Природно-ресурсный потенциал — способность всех компонентов природных ресурсов страны, региона, мира обеспечивать собственное воспроизводство и восстановление, производство продуктов и услуг, поддержание соответствующих условий жизнедеятельности населения.
На экономику любой страны существенное влияние оказывает наличие ресурсов и природные условия размещения. Сюда относят климат, строение рельефа, географическое расположение и прочие факторы. Природно-ресурсный потенциал определяет структуру и отрасли народного хозяйства, которые получают наибольшее развитие в данном регионе.

2. Рыночные проблемы региональной интеграции: результат и фактор географического разделения труда.
В современной экономике разделение труда непосредственно связано со специализацией, т.е. сосредоточением производства однородной продукции в самостоятельных отраслях с особым технологическим процессом, специальным оборудованием и кадрами и последующим обменом продукцией между ними.

Проблемы интеграции состоят в следующем. Весьма вероятно, что распределение выигрыша в благосостоянии (внутри ЕС) будет неравномерным (и прежде всего возможности развития). Поэтому политика распределения (в рамках структурных фондов ЕС: регионального, социального и аграрного фондов) и промышленная политика вызывает бурные дискуссии. Интеграция как «шок предложения» обусловливает некоторые существенные издержки приспособления, а именно потери человеческого (в виде безработицы или деквалификации), финансового и реального капитала при остановке производства, а также ограничение полномочий национальной бюрократии, что вызывает соответствующую защитную реакцию.

Не исключено и ухудшение благосостояния для «остального мира», так как торговля между интеграционным пространством и «внешним миром» относительно сокращается. Однако можно ожидать, что под воздействием регионального эффекта роста внутри Союза валовой продукт, а также импорт в интеграционном пространстве возрастут настолько, что даже при уменьшении доли внешней торговли с «остальным миром» ее объем в абсолютном выражении останется на прежнем уровне или увеличится.

Наконец, основной проблемой любого интеграционного процесса остается частичный или полный отказ от самостоятельной национальной экономической политики (конвергенция), и прежде всего тогда, когда новые стандарты, нормы и правила не соответствуют представлениям о национальных ценностях. В качестве примеров таких ценностей можно привести нормы защиты окружающей среды, темпы инфляции или нормативы производственной безопасности. Решение проблемы конвергенции становится одной из основных задач вновь созданных институтов интеграции.

Факторы и условия международного разделения труда.
Место страны на мировом рынке, ее выигрыш от международного разделения труда обусловлены не только особенностями ее национальной экономики, но и целым рядом мировых процессов. К числу последних относятся:
научно-технический прогресс (НТП), в наибольшей степени влияющий на мировой рынок, поскольку вследствие НТП появляются новые технологии в старых отраслях, новые отрасли производства и новые товары, в первую очередь в производстве информации.

Что касается национальных факторов международного разделения труда, то их можно связать, во-первых, с социально-экономическими особенностями отдельных стран и, во-вторых, с природно-географическими различиями.
К наиболее значимым социально-экономическим особенностям относятся:
положение страны в мировой экономике; достигнутый уровень экономического и научно-технического развития; структура национального производства и его организационный механизм; исторический путь страны, ее производственные традиции и традиции внешнеэкономических связей; законодательная база внешнеэкономических связей.

Билет 22.
1. Интегрирующее свойство страноведения в системе географических наук.

Значительную роль страноведение может играть в сфере внешних экономических и политических связей, способствуя повышению уровня их компетентности и эффективности путем формирования географической культуры власти, предпринимателей и дипломатов. Это особенно важно в процессе интеграции страны в систему мирового хозяйства.
Рекреационное страноведение способствует внутреннему и международному туризму, выступая основой научного обоснования туристско-рекреационного освоения районов страны, создание полноценных путеводителей, оптимизации туристических маршруте.

2. Туристическая индустрия как новое направление развития экономики России
Всемирная Торговая Организация (ВТО) в 2002 г. включила Россию, наряду с развитыми капиталистическими странами (США, Германия, Великобритания, Франция и др.), в число крупнейших импортеров туристских услуг. Наша доля составляет около 2,4% от всего мирового импорта данного вида услуг, что свидетельствует о том, что Россия фактически усиленно продолжает инвестировать экономики западных государств. Что касается въездного туризма, организация которого в значительной степени ложится на плечи отечественной индустрии гостеприимства, данные ВТО менее оптимистичны. Российская доля экспорта тур услуг составляет - менее 0,6% мирового объема (около 4 млрд. долларов США). Это свидетельствует о том, что, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по поддержке въездного туризма, наша индустрия гостеприимства продолжает оставаться низко конкурентной. Для многих из вышедших на наш рынок иностранных компаний проникновение в Россию является составной частью процесса глобализации, что является сегодня главной тенденцией, оказывающей влияние на развитие мировой индустрии туризма.

Следует признать, что действие этой тенденции вызвало у отечественных владельцев и управляющих индустрией гостеприимства неоднозначную реакцию. Опасность остаться на периферии и угроза безжалостного выдавливания с рынка вынудила отечественную индустрию гостеприимства начать адаптацию к новым экономическим условиям. Правительство и некоторые частные компании начали инвестировать средства в туристический и гостиничный бизнес. В результате появились проекты по реконструкции существующих и строительству новых отелей, изменению структуры управления предприятий индустрии гостеприимства, во многих случаях с привлечением ведущих гостиничных цепей Запада. Возникли также локальные цепи и сети предприятий быстрого питания.

Билет 23.

1.Социально-экономическая география Мирового океана.
Мировой океан располагает колоссальными запасами минеральных, энергетических и химических ресурсов, концентрирует основные мировые коммуникации и является сферой широкого применения труда человека и его хозяйственной деятельности. Мировой океан как предмет труда отличается глобальным единством океанической среды, открыт для хозяйственного освоения всеми странами мира. Совокупность разнообразных отраслей, технологически и экономически связанных с хозяйственным освоением ресурсов океана, система экономических, производственных и экологических взаимосвязей, регулирующих их эксплуатацию, формируют морское хозяйство, отличающееся общим предметом труда. Основную часть доходов от хозяйственной деятельности в Мировом океане приносят добыча топливно-энергетических ресурсов – нефти и газа (до 35–40 %), морское торговое судоходство и портовое хозяйство (30–35 %), морское рыболовство и промысел (8–10 %), а также добыча минералов, химического сырья, круизный туризм. В настоящее время морское хозяйство является сферой деятельности преимущественно индустриально развитых крупных государств (США, Япония, Великобритания, Франция, Канада, Италия), а большая группа развивающихся стран активно наращивает освоение морских ресурсов (Бразилия, Индия, Индонезия, Таиланд).


Экономическая география океана является составной частью общей географии океана и тесно связана с географией мирового хозяйства. Она исследует общие закономерности географического разделения труда при освоении ресурсов океана и процессы размещения и функционирования пространственных социально-экономических комплексов в пределах Мирового океана. Ключевой задачей экономической географии океана является исследование совокупности своеобразных производств, формирующихся в условиях географического разделения труда на берегах, в прибрежных и открытых водах Мирового океана. Использование природных ресурсов вод, дна и недр океана формирует районы добывающих отраслей, а морская акватория и ее прибрежное окружение служат пространственным базисом размещения производственных баз.

Важную роль в формировании единого комплекса морского хозяйства играют естественные транспортные пути Мирового океана, система линий морских перевозок и портово-промышленных комплексов, активно трансформирующих уклад жизнедеятельности населения прибрежных районов.


Среди научных направлений экономической географии океана ключевыми являются:

1) исследование пространственных отношений между отраслями материального производства и социально-обслуживающей сферы в сочетании с природными, историческими и экономическими условиями их развития и комплексного использования ресурсов океана;

2) выявление закономерностей географического разделения труда на Мировом океане и особенностей приморского размещения основных отраслей материального производства, приморского расселения и урбанизации;

3) разработка политико-географических аспектов международного сотрудничества по освоению и рациональному использованию ресурсов Мирового океана;

4) оценка уровня обеспеченности и исчерпаемости природных ресурсов для обеспечения устойчивого функционирования экосистемы Мирового океана.


Задачи сохранения экологической устойчивости Мирового океана, рационального использования его ресурсного потенциала требуют тесного взаимодействия с геоэкологией (закономерности функционирования эколого-экономических систем, предотвращение неблагоприятных экологических последствий техногенных катастроф).

2. Предмет географии туризма. География туризма и ее связь с экономикой.

География туризма — представляет собой науку, которая изучает пространственное размещение туристских ресурсов, факторы, воздействующие на развитие туризма и формирование территориальных единиц туризма — зон, районов, центров.


В задачи географии туризма входит оценка туристских ресурсов, используемых для отдыха людей, изучение экономико-географических предпосылок формирования туристских регионов.


Объектом географии туризма служит пространство социокультурной среды.

Предметом географии туризма является изучение пространственных закономерностей размещения, развития и функционирования туристских объектов, центров и зон, направления туристских потоков в процессе туристской деятельности. Предметом исследования географии туризма является территориальная организация туристской деятельности людей.

География туризма относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующие разделы географии:

1) демографию — знания об эволюции демографического и экономико-социального статуса населения;

2) экономическую географию — знания об экономических ресурсах в различных регионах мира;

3) страноведение — знания о хозяйстве континентов и регионов Земли;

4) физическую географию — знания о естественных ресурсах, выступающих фундаментом для развития туризма — климатического, оздоровительного и др.;

5) историческую географию — знания о культуре, истории, являющиеся важным фактором развития культурно-познавательного туризма;

6) рекреационную географию — знания о природных ресурсах, которые можно использовать для отдыха населения.


География туризма тесно связана с географическими, социально-экономическими и общественными науками — политологией, социологией, природопользованием, экономикой, экологией, туристской психологией, медициной.

Билет 24.

1. Страны Европейского союза: туристские ресурсы и центры.

Европейский союз - это экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, нацеленное на их региональную интеграцию. Юридически этот союз был закреплён Маастрихтским договором, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на принципах Европейских сообществ. ЕС объединяет пятьсот миллионов жителей.


Европейский союз - это уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.


С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.


ЕС включает 28 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию, Хорватию.


Европейский союз является самым крупным туристическим центром, привлекающим посетителей из-за пределов ЕС, а также граждан путешествующих внутри него самого.


Все граждане Европейского союза имеют право на поездку в какую-либо страну-члена, без необходимости получения визы. Если рассматривать отдельные страны, то Франция является мировым лидером по привлечению иностранных туристов.

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Основное количество прибытия и убытия международных туристов концентрируется в странах, расположенных преимущественно на территории Европы — в Австрии, Франции, Финляндии, Дании, в Германии, где ежегодно путешествует почти каждый житель. Европа продолжает удерживать лидерство по количеству прибытий международных туристов. Это объясняется соседством небольших стран, что стимулирует многочисленные потоки туристов в краткосрочных поездок с пересечением границ; развитой туристической инфраструктурой и высоким уровнем транспортного обслуживания; наличием природных и культурных памятников мирового значения; широким ассортиментом турпродуктов — от отдыха на пляже до спортивного зимнего отдыха; наличием высококвалифицированного персонала и проч.


2. Влияние природных катаклизмов на развитие экономики и туризма.

Был проведен анализ последствий влияния природных и общественных катаклизмов на отрасль туризма. В нем учитывались следующие параметры, важные для туристической отрасли: въездной туристский поток, доход от туризма, ущерб от катаклизмов в туристической отрасли. От общественных беспорядков в Египте и землетрясения, вызвавшего аварию на АЭС Фукусима, в Японии туристическая отрасль этих стран ощутила серьезный спад. По итогам 2011 года число зарубежных туристов, посетивших Японию, составило 6,2 млн человек, что на 30 % меньше показателей 2010 года - это самый большой спад в отрасли за последние 40 лет. Сильно снизились показатели потока иностранцев и прибыль от отрасли туризма, но даже в этих примерах нельзя говорить однозначно: при сильном падении въездного туристского потока в Японию, подскочивший курс Йены стимулировал увеличение выездного потока. А пример с наводнением в Таиланде тем более удивителен: туристический поток в Таиланд после наводнения не только не упал, по сравнению с предыдущим годом, но даже сумел показать рост, в 2011 году страну посетило свыше 19 млн иностранных туристов, что почти на 20% больше, чем за весь 2010 год. На основе изучения показателей туризма в странах, где недавно произошли природные или общественные катаклизмы, можно сделать вывод о существовании определенных парадоксов в оценке последствий этих явлений.


Природные катаклизмы и политические волнения оказывают огромное влияние на экономику страны и отрасль туризма в частности. Но не всегда эти события влекут за собой сильное падение туристической отрасли, а иногда (как в случае с наводнением в Таиланде) приводят к её повышению. Для туризма большее значение имеет локальность и масштабы события, а также своевременность и правильность действий властей. Главной задачей государства в туристической отрасли становится обеспечение безопасности туристов, ведь без нее и не будет спроса.


Билет 25.
1. Глобализация экономики и сфера услуг.
Под глобализацией можно понимать постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители.

Глобализация оказала существенное влияние на международную сферу услуг.

Среди факторов, которые формируют современный международный рынок услуг можно выделить:

1)Экономические факторы выражаются в концентрации и централизации капитала, росте крупных корпораций, в том числе и финансовых групп, которые в своей деятельности все больше выходят за рамки национальных границ, осваивая мировое экономическое пространство. Этот фактор привел к возможности международных кредитных операций, возможности вклада депозитов в иностранные банки.
2)Политические - проявляются в том, что государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов. Данный фактор дал возможность привлечения трудовых ресурсов из разных стран для работы в иностранных компаниях, привлечения иностранного капитала и как следствие создание единого экономического пространства.
3)Информационные - состоят в том, что средства транспорта и связи создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения идей, товаров, финансовых ресурсов.
4)Общественные - выражаются в ослаблении роли традиций, социальных связей и обычаев, что способствует мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.

Таким образом, в результате разворачивающихся глобализационных процессов сфера услуг дополнилась стремительно растущим сектором услуг, оказываемых не локально, то есть «отрывающихся» от конкретного места оказания - сюда входят банковские, телекоммуникационные, образовательные, консультационные услуги, услуги связи, а также частично медицинские (консультации) и транспортные (морской и воздушный виды) услуги. Глобализация оказывает влияние и на масштабы оказания услуг. Быстро растут потребности людей и предприятий в услугах, создание новых полюсов экономического развития также способствует росту масштабов обмена услугами.

В результате множества преобразований, под влиянием различных факторов, глобализационных процессов сфера услуг превратилась в доминирующий сектор экономики развитых стран мира. Вследствие этих изменений происходит переориентация статей экспорта и импорта на нематериальные товары, упрощается процесс торговли услугами.

Билет 25.
2. Основные туристские потоки в мире и в России. География международных туристских потоков.

Основные туристские потоки в мире и в России.
Основное количество прибытия и убытия международных туристов концентрируется в немногих странах, расположенных преимущественно на территории Европы — в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании, в Германии

UNWTO делит страны на те, которые прежде всего являются странами — поставщиками туристов, и страны, которые прежде принимают их.
По классификации UNWTO , В десятку самых успешных стран, принимающих туристов, входили Франция, Испания, США, Италия, Китай, Великобритания, Гонконг (Китай), Мексика, Германия, Австрия; страны — поставщики туристов — Германия, США, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Канада, Россия, Китай.

Мировым лидером по количеству международных туристских прибытий в дальнейшем остается Франция. Европа продолжает удерживать лидерство по количеству прибытий международных туристов. Это объясняется соседством небольших стран, что стимулирует многочисленные потоки туристов в краткосрочных поездок с пересечением границ; развитой туристической инфраструктурой и высоким уровнем транспортного обслуживания; наличием природных и культурных памятников мирового значения; широким ассортиментом тур продуктов — от отдыха на пляже до спортивного зимнего отдыха.

Выездной туризм из России превышает въездной. Существует несколько перспективных направлений развития въездного туризма в Россию. На фоне традиционных бизнес-туризма и конгрессного туризма можно выделить экологический туризм (например, Байкал).

География международных туристских потоков.
В целом в международном туризме преобладает внутрирегиональный туризм (например, между странами Европы или между США и Канадой) над межконтинентальным туризмом (между разными частями света и континентами). Однако это не характерно для таких макрорегионов, как Азия и особенно Южная Америка и Африка, где внутрирегиональный туризм развит слабо.

Одна из важнейших географических особенностей Европы – преобладание в нем внутрирегионального обмена туристскими потоками. Более 9/10 приезжающих в Европу – это туристы из европейских же стран, среди которых преобладают немцы (самая путешествующая нация), англичане, французы. А преобладающая их географическая направленность – от более северных районов к теплым южным морям.

Четкой тенденцией и в то же время острой проблемой в туристском бизнесе остается явление сезонности, выражающейся в неравномерном по числу прибытии туристов в разные дестинаций в различные периоды года. Так, в Европе около 50% всех посещений туристов приходится на три летних месяца. Связано это как с климатическими, так и социальными факторами: лето – преобладающее время отпусков и каникул учащихся (в большинстве районов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения и занятий спортом по месяцам не одинаковы).

Билет 26.
1. Инновационные тенденции в социально-экономической географии.

В современной географии, в том числе в отечественной географической науке, происходят глубокие процессы, изменяющие в значительной степени ее лицо, как принято говорить, ее «парадигму». Выделяют три главные тенденции:
экономизацию, экологизацию, социологизацию.
Казалось бы, странно говорить об экономизации науки, в само название которой входит слово «экономическая». Но если раньше этим подчеркивался предмет изучения (хозяйство), то теперь — цель и методы. Превращение географии из описательной в конструктивную, повышение ее прикладного характера требуют обогащения исследований экономическими расчетами, усиления экономического обоснования прогнозов и рекомендаций, углубления экономической оценки условий производства. В этом и заключается экономизация СЭГ.

Отсюда следует необходимость экологизации науки и экологического обоснования выдвигаемых проектов. В то же время все актуальнее становится учет социальных моментов, поскольку производство ведется ради удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Поэтому наблюдается тенденция социологизации, гуманизации географических исследований, стремление получить не только экономический, но и социальный эффект от реализации территориальных проектов.

Одновременно в географии нарастают и интеграционные процессы как между общественно- и естественно-географическими дисциплинами, так и между географией и экономикой, социологией, экологией. Необходимость более тесной связи физико- и социальногеографических исследований все повышается, появляются новые научные дисциплины на стыке естественных и общественных наук. Некоторые из них вообще нельзя с уверенностью отнести ни к ФГ, ни к ЭГ — например, рекреационную, медицинскую географию (изучающую природные очаги заболеваний, патогенную производственную и социально-бытовую среду).

Важнейший процесс, повышающий научный уровень и престиж ЭСГ, — ее теоретизация, которая идет по нескольким направлениям:
а) широкого применения общенаучных методов — таких, как системный подход;
б) открытия и формулировки общественно-географических закономерностей,;
в) введения и упорядочения специальной терминологии;
г) использования математических методов.

Наконец, происходит конструктивизация — усиление практического значения СЭГ. Раньше географы преимущественно указывали ограничения (например, невозможность строительства тех или иных населенных пунктов, промышленных предприятий, освоения месторождений полезных ископаемых в силу небла- гоприятных природных условий или географического положения), теперь же внимание уделяется тому, как эти ограничения преодолеть.

Билет 26.
2. Экологический туризм в мире и в России.

Число поклонников экологического туризма в Россия растет с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей.

В список мирового наследия ЮНЕСКО входит пять российских природных объектов: девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые Алтайские горы, Западный Кавказ. В этих регионах именно экотуризм может помочь охране природы, росту занятости населения и социально-экономическому развитию.

Большие возможности открываются для экотуризма на северо-западе России - в Карелии, Архангельской и Мурманской областях. Карелию часто называют "легкими Европы". Более половины ее территории занимают леса, еще примерно четверть - озера и реки. В национальный парк "Водлозерский" - самый большой в Европе - помимо экотуристов стремятся попасть также любители водного, пешего, научно-познавательного и приключенческого туризма.
В Архангельской и Мурманской областях активно развивается сельский туризм, который предполагает размещение в крестьянской избе или ее рыбацком аналоге - "тоне". Туристам предлагают купание в озерах и реках, рыбную ловлю, сбор ягод, настоящую русскую баньку и душистую уху.

В Центральной России также найдется немало привлекательных для экотуристов мест. Это, например, Центральный лесной государственный биосферный заповедник, расположенный на западе Тверской области - у Валдайской возвышенности. Он уникален еловыми лесами, равных которым нет в Европе - им уже 500 лет. В этих местах можно сделать уникальные фотоснимки диких зверей.

Популярным местом экотуризма в центральной части России является озеро Селигер. Местность в низовьях Оки, называемая Мещерой, уникальна сочетанием на одной территории флоры четырех географических зон - тайги, широколиственных лесов, лесостепи и степи.

Калининградская область - самая западная часть России. Здесь есть чудесное место - национальный парк на Куршской косе. Это узкая полоска суши, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Ее песчаные дюны достигают порой 60-метровой высоты. Над косой проходит миграционный путь около 150 видов птиц. Любителей сельского туризма ждут многочисленные сельские усадьбы, где на стол подаются только экологически чистые продукты и достаточно деревенских развлечений.

Уникальны и природные богатства Северного Кавказа, который представляет собой самую высокую горную цепь России с пятью пиками выше 5 тыс. м над уровнем моря. Самые известные - Эльбрус и Казбек. Здесь расположены четыре заповедника и два национальных парка, сохраняющие для наших потомков сотни небесно-голубых ледниковых озер, горные реки со звенящими водопадами, цветущие альпийские луга, живописные ущелья. Самый популярный из них - Тебердинский заповедник, где расположен известный туристический и горнолыжный центр Домбай.

В южной и центральной частях Сибири местами паломничества экотуристов стали Горный Алтай, Горная Шория и Кузнецкий Алатау. Горы, скалы, хвойные леса, поляны, покрытые ярким ковром полевых цветов, полупустынные степи, спящие озера и бурные горные реки поражают своей первозданностью. Здесь возможны все виды активного туризма. На юге Сибири - в южной части Красноярского края и Иркутской области, в Хакасии и Туве и западной части Бурятии высятся Западные и Восточные Саяны. Их достопримечательностями считается "Саянский коридор" на реке Енисей, водопады на Дототе и Хамсаре, потухшие вулканы на востоке Тувы и множество озер Тоджинской котловины.

Байкал, главный центр туризма Сибири, славится своими сказочными ландшафтами, поразительными даже для экотуристов. Здесь соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. Более половины из 2,5 тысячи местных видов животных и растений не растут больше нигде в мире. На Байкале действует 3 заповедника и 2 национальных парка, в которых обитают бурый медведь, росомаха, сибирская косуля, горностай, соболь, снежный баран. Озеру Байкал 25 млн лет. Это самое глубокое озеро планеты, резервуар пятой части мировых запасов пресной воды. Многие реки миллионы лет наполняют Байкал, а вытекает из него только Ангара. Круизы по озеру на катере или яхте, посещение пещер, пешие походы, рыбная ловля, сплав на байдарках или плотах - Байкал может предложить экотуристам многое.

Дальний Восток - Приморский и Хабаровский края - нетронутые цивилизацией лесные массивы, живописные реки и горные отроги, дикие звери и редчайшие растения. Только здесь растут реликтовый тис и амурский бархат, золотой корень женьшень и бесценная аралия, встречаются в одном месте хвойные деревья севера и лианы юга, а в глубине таежных рек царствует сибирский лосось таймень. Здесь обитает известный всему миру сибирский тигр - в Сихотэ-Алиньском природном биосферном заповеднике. Много чудесных мест и удивительных встреч с природой ожидает туристов на острове Сахалин. Камчатка привлекает туристов со всего мира. Здесь расположены 28 действующих вулканов, горячие и холодные минеральные источники.

БИЛЕТ 28.
1.​ Транспортные потоки и их место в экономике.
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

Значение транспорта, как важной составной части экономики РФ, определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными п

Наши рекомендации