Проблемы качества обслуживания на российских курортах
Проблема ценовой политики российских курортов как основной фактор оттока туристов. Проблема недостатка сопутствующих услуг.
Сегодня отсутствует система государственного управления курортом, нет федерального органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха.
В первую очередь существует острая необходимость в принятии федерального закона «Об основах курортного дела в Российской Федерации».
В настоящее время материально-техническая база санаториев устарела на 70%, многие здания нуждаются в срочном ремонте и реконструкции. Положение усугубляется и тем, что до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян (в том числе в региональном разрезе) и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов и др. Их санаторно-курортное лечение обеспечивается за счет государственных ассигнований и средств ФСС России. Неопределенность целевой потребности приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов, снижает эффективность лечения.[20; с.12]
Несмотря на то что отдельные документы, регламентирующие организацию предоставления санаторно-курортной помощи здравницами Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, приняты после 2000г., базируются они на технологиях советского периода, основанных на 100%-ном бюджетном плановом финансировании. Серьезные проблемы, связанные с санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан, возникли при реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. Нерешенным в должной мере остается вопрос об оплате проезда льготников, получивших путевки на санаторно-курортное лечение в учреждения федерального подчинения через территориальные органы исполнительной власти.
Регламентирующие санаторно-курортную помощь населению документы носят долгосрочный характер и не предусматривают перераспределения путевок ни между территориями (даже если таковые оказались невостребованными), ни в течение года. Во многом это обусловлено тем, что территории отчитываются перед санаториями и территориальными зональными управлениями исключительно в конце года, а потому и Росздрав может получить информацию по недоиспользованию или дефициту путевок на территориях лишь в начале следующего года. Этот порядок нуждается в изменении: необходимо сформировать автоматизированную систему сигнальной информации о запросах и выборе путевок в санаторно-курортные учреждения по территориям, а тем категориям граждан, которым санаторно-курортное лечение предоставляется на базе здравниц Росздрава, выдавать путевки через уполномоченные федеральные государственные учреждения.
До настоящего времени законодательно не закреплена ”обязательность” использования санаторно-курортными учреждениями природных лечебных факторов. Нерешенность этого вопроса выхолащивает принципы классической российской курортологии, основанной на включении в процесс оздоровления многообразных отечественных природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны. Речь идет о лицензионных требованиях к санаторно-курортным учреждениям и системам добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Соответствующие документы могли бы быть приняты Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Кроме того, использование природных лечебных факторов должно быть закреплено в рамках системы ценообразования на санаторно-курортные услуги.
При прохождении лицензирования санаторно-курортным учреждениям ”негласно” перестали выдавать лицензии на стационарную деятельность, отсекая их тем самым от значимого для них финансового потока страховых денег. Добровольное медицинское страхование в одночасье осталось за бортом. Необходимо сформировать нормативную базу, которая позволит предоставлять санаторно-курортным учреждениям различных форм собственности услуги на страховых принципах при условии, что критериальная оценка таких услуг становится прозрачной и унифицированной.
Для развития курортно-рекреационных услуг, в том числе и санаторно-курортных, следует принципиально изменить работу научно-исследовательских организаций. Планирование научных исследований должно увязываться со спросом на готовую научную продукцию, при этом спрос следует регулировать не только рыночными механизмами ”приобретения” новых технологий, но и системой государственных требований к лицензированию (разрешительная функция), сертификации (оценка качества предоставляемых услуг), аккредитации учреждений (государственное признание). Кроме того, необходим механизм обновления стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий.
Особое внимание при планировании научно-исследовательских работ в области здравоохранения следует уделить вопросам перехода медицинских учреждений на страховые принципы работы с учетом изменений, обусловленных реформой отрасли. Речь идет о принципиально новом финансовом менеджменте, основывающемся на реализации межбюджетных отношений и работе как с государственным страховщиком, так и со страховыми медицинскими организациями.
В последние годы возникла потребность в укороченных (7, 14, 18 дней) лечебных курсах в здравницах. Их введение обусловлено объективными причинами: с одной стороны, сокращенные отпуска у обеспеченной клиентуры из коммерческих структур, с другой - финансовая несостоятельность большинства граждан, которые не имеют возможности оплатить полный курс лечения. Это требует создания научно обоснованных результативных коротких лечебных курсов, их легализации в соответствующих нормативных актах.
Большинство российских здравниц не имеет в своих штатах специально подготовленных курортологов. Правда, определенные подвижки начались: Министерством образования и науки РФ утверждена соответствующая медицинская специальность, но обучившихся по ней отрасль получит только через шесть лет. В этой связи очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях). Тем более что руководители санаторно-курортных учреждений осознали актуальность этой проблемы - недаром они стремятся направлять своих специалистов на повышение квалификации в различные учебно-методические центры.
Необходимо наладить информационно-рекламное дело можно только усилиями дееспособного органа управления отраслью, и на федеральном, и на региональном уровне. В структуре этого органа или при нем должен действовать информационный центр, аккумулирующий информацию как по отрасли в целом, так и по отдельным курортам.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2015 года является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, профилактики заболеваний путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки и технологий.
В рамках реализации мероприятий по модернизации здравоохранения необходимо законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению продолжение совершенствования системы медицинского страхования.
Переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, усиления профилактической направленности здравоохранения, проведения диспансерного наблюдения, оздоровления и коррекции выявленных изменений в состоянии здоровья населения; широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий; расширения спектра медицинских ус
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены современным диагностическим оборудованием, станции скорой медицинской помощи - санитарным автотранспортом.
Обеспеченность врачами-терапевтами участковыми на 10 тыс. населения увеличится в 2015 с увеличением стоимости родового сертификата на 4 тыс. рублей с учетом направления части этих средств в детские поликлиники, осуществляющие наблюдение за детьми в возрасте до 1 года.
В 2013-2015 годах политика государства будет направлена на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, рациональное использование природно-лечебных ресурсов, проведение структурных преобразований сети санаторно-курортных учреждений с целью улучшения хозяйственной самостоятельности санаторно-курортных организаций. Будет продолжена организация круглогодичного оздоровления детей и пожилых граждан.
Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в 2013-2015 годах будет являться обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
2.2 Инфраструктура санаторно – курортных объектов
Инфраструктура санаторно курортных объектов Челябинской области достаточно широка, она включает в себя и архитектурные сооружения, оснащение материально технической базой, памятники природы как федерального так и регионального уровня. Так например, санаторий «Жемчужины Урала» расположен в месте памятника природы федерального значения на озере – Тургояк. Озеро Тургояк является вторым по глубине после Байкала. Материально – техническая база санаториев представлена не только современным медицинским оборудованием а также и объектами досуга. Сюда можно отнести : спортивные и танцевальные клубы, кафе и бары, сауны, бани на воде, футбольные и баскетбольные поля, солевые шахты и даже малую железную дорогу, которую, имеет у себя под шефный санаторно оздоровительный курорт под названием « Алёнушка» учредителем которого являются Российские железные дороги. Обязательным условием каждого санатория Челябинской области и по России в целом является близость водоёмов и полезных природных факторов. Так на пример, в ряде нескольких санаториев Челябинской области само пребывание в оздоровительно курортной зоне уже оказывает оздоровительный эффект на организм человека. Печальная ситуация складывается с тем что все санатории были построены в Советское время некоторыми организация, промышленными предприятиями, основателем которых, они являются. Спустя некоторое время в ввиду сложной экономической ситуации в стране, санатории перестали сосуществовать со своими учредителями и перешли в резерв государство. Как правило, любые перемены приносят как положительные так и отрицательные моменты. Некоторые санатории стали испытывать кадровый голод, нехватку средств на новое оборудование, капитальные ремонт помещений и зданий. Новое руководство всеми силами старается исключить все острые необходимости и потребности санаторно оздоровительных курортов Челябинской области. По статистическим данным турагентств в санатории области не испытывают застой что чаще всего указывает на то что вне сезона услугами санаторно оздоровительных курортов пользуются пожилые люди. По сей день остаётся и сетует мнение о том что санатории предназначены для лечения пожилых людей и людей пенсионного возраста. Такая тенденция постепенно уходит от общественного мнения и завоёвывает это место, согласно, статистики одной из тур фирм города – семейные пары и семьи с детьми. Всё чаще с каждым годом в зимний период на Новогодние каникулы до и после всё чаще обращаются молодые семьи в турагентства города на недельный и двух недельный отдых. Согласно, статистики застой санатории Челябинской области никогда не испытывали. Ввиду последних экономических ситуаций в стране это предвидится на некоторые санаторно – оздоровительные курорты. Что бы избежать застоя санатории Южного Урала ежегодно по несколько раз дают о себе знать через рекламу что реже всего бывает, и чаще всего с использованием рекламы скидок на собственных сайтах с опубликованием подробной информации о размещение, питание и времени.