Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Риторика и основы деловой речи»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Медицинский институт
Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»
Утверждаю Декан факультета ФКСиТ __________________ Е.В. Белых «____»_________________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Риторика и основы деловой речи
Направление подготовки: 101100 Гостиничное дело
Профиль подготовки: Гостиничная деятельность
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Тула 2013 г.
ЛИСТ
Согласования рабочей программы
Рабочая программа составлена к.т.н., доцентом И.Ю. Пономаревой и обсуждена на заседании кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства» факультета физической культуры, спорта и туризма,
протокол № 14 от «25» июня 2013 г.
Зав. кафедройИ.Ю. Пономарева
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой ___________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ГОУ ВПО ТулГУ
__________ _____________ ______
личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа зарегистрирована под учетным номером на правах учебно-методического электронного издания.
Инженер УМУ __________ О.И. Зайцев ______
личная подпись дата
Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины.. 4
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 4
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Риторика и основы деловой речи». 4
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 6
4.1 Содержание разделов дисциплины.. 6
4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий. 7
4.3 Темы, выносимые на лекции 7
4.4 Лабораторные работы 7
4.5 Практические занятия (семинары) 8
5 Образовательные технологии 10
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях. 10
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 11
7 Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 14
8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 14
8.1 Основная литература. 15
8.2 Дополнительная литература. 15
8.3 Периодические издания. 15
8.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 15
8.5 Методические указания к лабораторным занятиям.. 15
8.6 Методические указания к практическим занятиям.. 15
8.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 15
Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Риторика и основы деловой речи»являются получение целостного представления о риторике в единстве ее теоретических и прикладных аспектов; знакомство с основами риторических знаний; приобретение риторических умений по созданию и восприятию текста (сообщения); использование полученных знаний и умений в профессиональной деятельности работника сферы обслуживания.
Задачами освоения дисциплины являются
- ознакомление с особенностями риторики на разных этапах существования цивилизованного общества, ее направлениями, выдающимися представителями и образцами их красноречия;
- повторение и расширения представления о средствах выразительности языка, а также о роли других приемов и возможностей успешного общения;
- формирование устойчивых коммуникативных навыков, используемых в различных ситуациях делового общения.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные на предшествующем уровне образования (школы или техникума), а также знания, полученные при освоении дисциплин «История», «Психология», «Культурное наследие Тульского края», «Основы туризма и гостеприимства» и дисциплины «Программные средства разработки web-страниц и презентаций» (для подготовки презентаций к выступлениям на занятиях и защите курсовой работы).
Знания, умения и навыки, полученные при освоении дисциплины «Риторика и основы деловой речи», будут использованы при изучении дисциплин «Профессиональная этика и этикет», «Международный протокол и деловой этикет», «Основы искусствоведения», «Технологии продаж», при прохождении производственной практики, а также при выполнении и защите выпускной квалификационной работы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Риторика и основы деловой речи»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
· Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-1).
· Готовность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, к межкультурным коммуникациям (ОК-3).
· Готовность к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов (ОК-6).
б) профессиональных (ПК):
· Готовность к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями; готовность к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, клиентурных отношений (ПК-8);
· Готовность применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителями (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
– знать:
· основы современного русского языка и культуры речи (ОК-3);
· основные принципы построения монологических и диалогических текстов (ОК-1, ОК-3);
· правила речевого этикета (ОК-3, ОК-6, ПК-8);
· основные правила устного публичного выступления (ОК-3, ОК-6, ПК-8, ПК-9);
· основы устной и письменной деловой речи (ОК-3, ПК-8, ПК-9); .
– уметь:
· анализировать коммуникативную ситуацию (ОК-1, ОК-3, ПК-8);
· использовать соответствующие средства языка для успешного общения (ОК-3, ОК-6, ПК-8, ПК-9);
– владеть:
языковыми и невербальными навыками и умениями речевого общения (устного и письменного), необходимыми в повседневной жизни, учебной и профессиональной деятельности работника сферы обслуживания (ОК-3, ОК-6, ПК-8, ПК-9).
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины
1 Введение
1.1 Определение понятия «риторика» и смежных с ним понятий.
1.2 История возникновения и становления риторики.
1.3 Выдающиеся ораторы и их приемы.
2 Соблюдение языковых норм как основа правильной речи.
3 Стили речи, использование их компонентов в деловом общении.
4 Искусство устного выступления.
4.1 Логика в речи оратора.
4.1.1 Формы мышления.
4.1.2 Основные требования логики к устному выступлению
4.1.3 Требование логики к аргументам.
4.1.4Способы построения умозаключений.
4.2 Убедительность речи
4.2.1 Условия убедительности речи.
4.2.2 Формулировка тезиса.
4.2.3 Убедительность аргументов.
4.2.4 Выбор способы рассуждения (демонстрации).
4.3 Подготовка к речи-монологу
4.3.1 Определение цели и основной идеи выступления.
4.3.2 Составление предварительного плана выступления.
4.3.3 Подбор материала для выступления (этапы работы с литературой, записи, использование вспомогательного материала).
4.3.4 Построение выступления.
4.3.5 Работа над текстом выступления.
4.3.6 Выступление без текста.
4.3.7 Оперативная подготовка к выступлению.
4.4 Секреты успешного выступления
4.5 Языковые средства риторики: тропы, стилистические фигуры, фразеология, лексические и синтаксические компоненты.
5 Культура ведения полемики.
6 Изобразительно-выразительные средства языка