Занятие по горнолыжной технике
1. Одноразовое занятие не должно продолжаться более 3 — 4ч.
2. При двух занятиях в день утреннее (2 — 3 ч) посвящать отработке новых приемов, а послеобеденное время — закреплению навыков и совершенствованию техники в свободных спусках вместе с тренером.
3. Через каждые 50 мин занятий делать общие для группы 10-минутные перерывы.
4. На каждом занятии знакомиться не более чем с двумя новыми элементами, а если прием сложный, то вполне достаточно отработать один элемент.
5. В начале занятия повторять движения, разученные на предыдущей тренировке, для разминки и создания рабочего настроения в группе. При сильном морозе необходимы специальные разогревающие упражнения.
6. На отработку любого движения (упражнения) тратить не более получаса.
7. Чаще чередовать приемы, менять склоны, трассы, ритм занятия, чтобы избежать пагубной для усвояемости монотонности.
8. Не перегружать обучающихся, следить, чтобы они не переутомлялись.
9. Поддерживать веселое, задорное настроение в группе. Этому, в частности, способствуют мобильный характер тренировки, групповое исполнение приемов, спуск "за лидером".
Исправление ошибок в технике. Своевременно обнаружить техническую погрешность, устранить ее, не дать ей перерасти в устойчивый, вредный навык, искоренить который порой трудно, крайне важно в таком технически сложном виде, каким является горнолыжный спорт.
В основе работы над ошибками должно лежать знание причин, породивших их. Схематично причины ошибок можно объединить в следующие группы: технические, психологические, физиологические, вызванные неправильным подбором инвентаря, неверным выбором снежных рельефных условий.
Технические причины приводят к неправильному исполнению тогда, когда у лыжника отсутствуют необходимые двигательные навыки либо они сформированы неверно. В таких случаях работе по исправлению ошибок должен предшествовать строгий анализ техники.
Психологические причины наиболее часто связаны с проблемой преодоления страха. Тренер-инструктор должен как бы исподволь подводить ученика к решению той или иной проблемы: выбирать для тренировок склоны с выкатом, постепенно увеличивать скорость, использовать групповые спуски и т.п.
Физиологические причины вызваны особенностями техники у людей разного сложения, пола и физической подготовленности. Сюда же относят ошибки, связанные с утомлением, влиянием высокогорных условий.
Инвентарь может существенно влиять на технику и, стало быть, порождать ошибки. В зависимости от высоты, жесткости ботинок, степени наклона вперед их голенищ техника значительно изменяется. Не менее важную роль играют лыжи, их упругость, жесткость, состояние скользящей поверхности и кантов. На технике стойки сильно сказываются расположение на лыжах креплений, высота лыжных палок. Так, например, если крепления поставлены несколько впереди, то для правильной загрузки лыжник будет принимать осаженное положение ("стульчик"). И наоборот, при смещении креплений назад лыжник сильнее наклоняется вперед, сгибает колени и голеностопы.
Выбор рельефа и снежных условий для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение. Неправильно поступает инструктор, когда выбирает очень пологие склоны. На таком рельефе менее опасно находиться, но выполнять приемы труднее. Склоны следует подбирать такие, на которых лыжник развивает достаточную скорость и имеет наиболее благоприятные условия для выполнения приема. И, разумеется, рельеф учебного склона не должен вызывать боязнь у учеников.
Сам процесс работы над исправлением ошибок поучителен для всей группы. Поэтому инструктор располагает группу на склоне так, чтобы она могла наблюдать за спуском своих товарищей и слышать комментарий руководителя.
Вначале ошибки разбираются подробно: по очереди каждый исполняет движение, остальные смотрят. Группа изучает типичные недостатки, наблюдая за своими товарищами. Затем занятие проходит более динамично: инструктор делает замечания после серии повторных исполнений, каждый работает над своей техникой. Иногда ученика поправляют на ходу, чаще применяются групповые спуски.
Инструктор должен четко определить особенности стиля каждого своего подопечного и понимать, что один и тот же технический элемент может исполняться по-разному. Так, поворот из упора совершенно по-иному выглядит в движении коренастого и долговязого парня. По-разному они держат лыжи в прямом спуске и амортизируют неровности рельефа.
Нередко при исполнении приема наблюдаются сразу несколько недостатков. Задача инструктора — выделить основную техническую погрешность, которая может быть причиной других ошибок.
Помочь в установлении ошибок может изучение следов на снегу. Нарушения плавности скольжения и расстояния между лыжами, скругленности дуг свидетельствуют о тех или иных недостатках в движениях верхней части тела, о неправильной загрузке лыж.
Предупредить ошибки куда проще, чем устранять их. Чем скорее замечено нарушение в технике, тем легче его исправить. Как известно, переучивать всегда сложнее, ем отрабатывать новые элементы. Поэтому инструктору надлежит быть внимательным к своим подопечным, не выпускать из виду развитие их индивидуальной техники и обязательно учитывать степень общей физической подготовки каждого из них.
Следующие 20 методических правил помогут инструктору и горнолыжнику правильно ориентироваться при исправлении ошибок:
1. Указывать на недостатки сразу же после спуска.
2. Выделять всегда одну, главную, ошибку и не стремиться избавиться от всех дефектов сразу.
3. Точно установить причину, порождающую ошибку. При необходимости разъяснить ее ученику.
4. Указывать на ошибки желательно не в форме отрицания ("не садись назад!", "нет разгрузки!" и т.п.). Отдавать предпочтения командам, стимулирующим устранение недочета ("подайся вперед!", "согни колени!", "подскок!").
5. При поиске причин ошибок прежде всего обращать внимание на внешние условия работы над упражнением и постараться создать самую благоприятную ситуацию для исправления недостатка (выбор подходящих рельефа, снега, скорости и направления спуска).
6. Подобрать наиболее эффективное средство для устранения ошибки и предложить ученику упражнение для отработки приема и выработки правильного навыка.
7. Отработка корректирующего упражнения не должна затягиваться. Вести контроль за исправлением ошибки и, если упражнение не дает должного эффекта, предложить новый, оригинальный способ.
8. Если вредный навык укоренился, продолжать работать над его исправлением от занятия к занятию, используя самые разнообразные средства.
9. В некоторых случаях избавиться от ошибки можно, если предложить ученику выполнить совершенно противоположное по характеру (структуре, динамике или положениям) движение. Это особенно действенно при грубых нарушениях техники.
10. Вначале полезно проделать корректирующее упражнение на месте и лишь с появлением уверенности отработать его в спусках.
11. Стремиться к тому, чтобы все замечания и указания по исправлению ошибок, даже если они адресованы одному лыжнику, были восприняты и остальными.
12. Анализируя технику ученика, следует твердо знать, над чем в данный момент ему необходимо работать: заново отрабатывать прием, исправлять отдельные его элементы или же дальше развивать приобретенный навык.
13. Необходимо чаще менять ракурсы наблюдения за техникой ученика. Так, снизу хорошо следить за положением тела, уколом палкой, координацией движений. В профиль легко оценить стойку, разножку, обнаружить наклон вперед или осаживание назад. Сверху особенно хорошо видна динамика поворота, перенос веса тела, загрузка лыж.
14. Скованность поз, напряженность шеи, выворачивание рук или размахивание ими, наконец, гримасы — верный признак наличия ошибок при исполнении приема.
15. Лыжник не видит сам себя. Поэтому полезно проводить аналогии, обращать внимание участников группы на ошибки их товарищей.
16. Исправлять ошибки следует вежливо, корректно. Язык инструктора должен быть уверенный, лаконичный, убеждающий. Всегда уместны шутки, образные сравнения — это снимает напряжение у занимающихся. При необходимости можно утрированно продемонстрировать допущенную ошибку. Однако ирония должна быть сдержанной.
17. Время от времени повторно показывать точное исполнение приема, предлагая ученикам тут же повторить его. Вообще занятие должно проходить динамично: объяснения и демонстрация инструктора занимают минимум времени.
18. Не злоупотреблять поправками учеников на ходу. Во-первых, потому, что фазы поворотов быстротечны, а во-вторых, лыжник обычно в этот момент сосредоточен на движении и плохо воспринимает информацию.
19. Своевременное подбадривание — лучший стимул успехов. Это особенно помогает слабым лыжникам. Однако нельзя хвалить часто или откровенно льстить — эффект этого приема может пропасть.
20. У каждого лыжника свой стиль. Поэтому никогда не забывать о том, что цель учеников — постичь эффективную технику спусков на лыжах в разнообразных условиях, а не втиснуться в единообразный технический шаблон.
Педагогические качества инструктора. Каждый инструктор по-своему знакомится с учениками, устанавливает свою манеру отношений с группой. Но какую бы форму они ни приняли (веселую, непринужденную или строгую, требовательную), педагогу всегда следует быть корректным и дружественным по отношению к своим подопечным. Инструктор предстает перед туристами большим энтузиастом и знатоком горных лыж, доброжелательно знакомит новичков с миром зимних гор, передает им свой опыт и обучает горнолыжной технике, наконец, увлекает их своей страстью к лыжным спускам.
Но горы таят опасности. Чтобы избежать ненужного риска на спусках, травм, тяжелых падений и столкновений с препятствиями и лыжниками, не выехать на скалы или к обрыву, не оказаться в лавиноопасной зоне, инструктор строго следит за дисциплиной в группе, опираясь прежде всего на свой авторитет, завоевать который он может только своим мастерством и знаниями, мужеством и чуткостью. Инструктор уверенно проводит занятия, в неожиданных ситуациях проявляет спокойствие, при неблагоприятных и опасных ситуациях поступает решительно и целеустремленно. Во всех случаях требовательность инструктора должна быть обоснованной.
На занятиях инструктор одет строго, опрятно и красиво. Его одежда и снаряжение не должны быть вычурными.
Уроки на лыжах желательно проводить в радостной, непринужденной атмосфере. Инструктор должен по возможности давать свободу перемещений и катания своим подопечным, чаще практиковать свободные спуски для закрепления технических навыков. Если инструктор время от времени выслушивает мнения учеников, предоставляет им инициативу в выборе маршрутов съезда вниз, советуется с ними, опирается на коллективную точку зрения, то это еще больше укрепляет его авторитет.
Инструктору всегда должен быть присущ динамизм, как главный стиль в работе. Ему небезразлична любая деталь в занятии. Он время от времени подъезжает к каждому участнику, чтобы поправить его технику, подсказать что-то. Инструктор не чурается физического труда: может вытоптать участок снега, закопать образовавшуюся яму после падения ученика, разметить трассу, убрать со склона опасные посторонние предметы или, наконец, с лопатой в руках соорудить серию искусственных снежных бугров. Демонстрируя таким образом свой энтузиазм, инструктор заражает им своих подопечных. За таким инструктором сразу же потянутся лыжники.
Процесс знакомства и сближения с группой инструктору нельзя затягивать. Надо стараться быстрее запомнить имена всех участников, так чтобы каждый из них чувствовал внимание к себе. У плохого учителя всегда есть "любимчики", с которыми он больше работает, есть и "козлы отпущения", к которым обращены его насмешки над техническими огрехами.
Функции инструктора не исчерпываются горнолыжной тренировкой. Эрудированный педагог рассказывает лыжникам-туристам о географических и этнографических особенностях района, его достопримечательностях, о туристских маршрутах, об истории горнолыжного спорта, о высших достижениях в нем. Кроме того, он знакомит туристов со спецификой зимних гор, с правилами безопасного катания на лыжах и проведения походов, пользования разными типами подъемников, оказания первой доврачебной помощи.
У инструктора должна быть хорошо поставлена речь. При объяснениях он придерживается лаконичного, выразительного стиля, вводит горнолыжную терминологию постепенно, не загромождая язык техническими понятиями и иностранными словами. Всегда полезно помнить, что туристы пришли на склон не выслушивать лекции по технике, а упражняться. Время от времени уместны шутки, разряжающие монотонность трудового ритма на склоне (в конце концов люди находятся на отдыхе). И вообще занятия должны быть в радость, в удовольствие, а не превращаться в нудное, утомительное школярство.
Дисциплина и безопасность на занятиях. Дисциплина и организованность при проведении занятий с горнолыжниками не самоцель, а важное средство повышения продуктивности учебного процесса и обеспечения его безопасности. По этой причине туристам, приехавшим на отдых, в первые же дни разъясняются правила поведения в горах, катания на трассах и безопасного пользования подъемниками. После вступительной беседы они должны осознать необходимость строгого подчинения указаниям инструкторов, работников спасслужбы и канатных дорог, а также выполнения всех требований указательных знаков и транспарантов.
Порядок и организованность при проведении занятий, пользовании подъемниками всегда в конечном счете будут одобрены самими туристами. Поэтому руководство горнолыжных туркомплексов, инструкторские коллективы должны всемерно бороться за поддержание порядка и дисциплины. Четкая организация любых мероприятий на турбазе независимо от степени их важности, строгое выполнение туристами распорядка дня и норм общежития создают здоровую, спортивную атмосферу на базе. С этой точки зрения большое значение имеет организованная зарядка и "утренняя линейка" — обязательное построение всех участников, на котором объясняются программа уроков, изменения в распорядке дня, спортивные и культурные мероприятия дня и отдаются специальные распоряжения.
Строгость дисциплины и, возможно, даже жесткость предупредительных мер по наведению порядка и организованности на турбазе всегда будут оправданы с точки зрения обеспечения безопасности в суровых условиях горной природы.
Иногда прибегают к построению группы. Обычно туристы не без иронии, но охотно воспринимают такую необходимость. При отработке упражнений часто используются построения в виде одной или двух шеренг по линии ската. Во время группового спуска инструктор делает остановки на безопасных, хорошо просматриваемых участках и дает указания своим ученикам, собранным плотной группой сбоку от трассы. На подъемнике инструктор сообщает служащему дороги число участников его группы, помогает им, если это необходимо, трогаться и сам поднимается последним. Наверху группа ожидает инструктора.
Отработка упражнений осуществляется по команде инструктора, начинает движение тот, кто расположен выше других. После спуска лыжник подходит к группе и становится последним. Инструктор должен следить за тем, чтобы обучающиеся поднимались в одном месте, вне трассы. В его поле зрения находится вся группа, он следит за всеми перемещениями, дает указания, исправляет ошибки и руководит группой в целом. Он несет ответственность за безопасность своей группы. При возвращении на турбазу нельзя отпускать группу до тех пор, пока не окончился спуск по трассе.
Инструкторский коллектив является главным дисциплинирующим ядром на турбазе. От того, насколько дружен, спаян этот коллектив, зависит в целом и дух и атмосфера среди всех отдыхающих туристов. Поэтому руководство горнолыжного туристского центра должно тщательно относиться к подбору инструкторских кадров, учитывая при этом не только их профессиональные качества, но и их инициативность, товарищеские отношения в коллективе, наконец, человеческие качества. Старшие инструкторы турбаз ведут специальную картотеку учета временно работающих у них инструкторов и перед началом сезона в дополнение к постоянному составу инструкторов составляют график приглашения специалистов на временную работу. Такая мера является необходимой для повышения квалификации инструкторского состава и в конечном счете для улучшения учебного процесса на турбазе, повышения качества обслуживания туристов.
Проведение спортивных мероприятий среди инструкторов, участие в командных соревнованиях по горнолыжному спорту и других состязаниях, спартакиадах, организация самодеятельности, показательных выступлений на лыжах, снежных карнавалов, конкурсов, участие в трудовых десантах по подготовке и утаптыванию склонов, повышению их безопасности, наконец, просто участие в субботниках — важнейшее средство сплачивания инструкторского коллектива.
Личный пример инструктора особенно важен для правильного поведения и безопасности лыжников, которые стремятся подражать во всем своему учителю. Поэтому инструктор должен быть особенно сдержан и строг к себе вплоть до мелочей. Ни в коем случае нельзя кататься вблизи сложных и опасных участков, небрежно пользоваться подъемниками, нарушать правила катания
Инструкторы всегда готовы оказать помощь терпящим бедствие в горах, содействовать проведению соревновании по горнолыжному спорту, они систематически помогают работе спасательной и лавинной служб, канатных дорог и службы трасс.