Подготовка и проведение соревнований
Кроме знания Правил соревнований по технике велотуризма ор-ганизаторам соревнований необходимо научиться решать многие организационные вопросы, от которых зависит успешное проведение соревнований - подбирать судейскую коллегию, необходимое снаря-жение, инвентарь, готовить дистанцию, учитывать все канцелярские «мелочи», готовить призы и грамоты.
Подготовка к соревнованиям начинается задолго до их проведе-ния. Сначала соревнования включаются в годовой план работы ту-ристской секции, клуба или другой организации, в годовую смету. План утверждается финансирующей организацией. Затем наступает этап составления и утверждения положения о соревнованиях. Это основной руководящий документ соревнований, охватывающий прак-тически все вопросы, связанные с ними. Положение содержит пол-ные сведения о проводимых соревнованиях. В нем должны быть следующие разделы: цели и задачи, место и время проведения, участвующие организации и участники (возраст, пол, туристская квалификация), руководство проведением, программа, подведение итогов и награждение, порядок и сроки подачи заявок, финансиро-вание (условия приема команд, оплата призов, проката и др.)
Положение о республиканских и всероссийских соревнованиях обычно утверждается за полгода до их проведения, городских и областных - не менее чем за месяц.
Для уточнения особенностей отдельных видов соревнований су-дейская коллегия может утвердить и заблаговременно ознакомить всех представителей команд и участников с условиями проведения соревнований. Условия как бы дополняют положение и не должны противоречить Правилам соревнований по технике велотуризма.
Велотуристские соревнования
Заранее и тщательно должен быть продуман порядок проведения соревнований. Он оговаривается в положении и должен строго со-блюдаться участниками и судьями. Для болышнства соревнований велотуристов этот порядок во многом традиционен, аналогичен дру-гим видам туризма.
После утверждения положения начинается непосредственная подготовка к проведению соревнований В первую очередь эк-земпляры положения рассылаются будущим участникам (командам). Если соревнования массовые (для всех желающих), то бывает дос-таточно вовремя сделать хорошую рекламу - расклеить афиши, объ-явить по радио, на телевидении, в печати, не забыв указать условия участия в соревнованиях: возраст, туристский опыт и необходимое снаряжение.
Для проведения простейших соревнований необходимо подгото-вить несколько грамотных судей (в коллективах физкультуры доста-точно трех-пяти человек, которые совмещают по нескольку судей-ских должностей), обеспечить дистанцию необходимым инвентарем и сделать объявление, пригласив всех желающих. Естественно, при этом прохождение дистанции должно быть доступно всем велосипе-дистам.
По мере усложнения соревнований становятся более конкретны-ми требования к участникам - их возрасту и туристскому опыту. В этом случае вопрос о допуске к соревнованиям решает мандатная комиосия, которая рассматривает непосредственно перед началом соревнований представленные справки и документы.
В подготовительный период решаются все основные организаци-онные вопросы, создаются оргкомитет, главная судейская коллегия (ГСК), служба дистанции, разрабатывается план мероприятий по подготовке и проведению соревнований с указанием сроков и от-ветственных исполнителей.
Заезд участников обычно производится в пятницу вечером, их размещают в лагере или на турбазе. Тут же начинает работать мандатная комиссия, участники сдают заявки и конкурсные мате-риалы. После окончания работы мандатной комиссии проводится совещание ГСК совместно с представителями команд, на котором подводятся итоги работы мандатной комиссии, уточняются условия проведения соревнований, программа. На этом же совещании про-водится жеребьевка, определяющая порядок стартов участников, и выдаются нагрудные номера.
Организаторы должны позаботиться, чтобы лагерь участников и дистанция выглядели привлекательно, создавали праздничное на-строение. Неплохо, если будут выпущены памятные значки, эмбле-мы, вымпелы, буклеты,
Торжественное открытие устраивают, как правило, либо вечером в день заезда (в пятницу), либо в начале стартов утром первого дня соревнований (в субботу).
Обычно соревнования проводятся по выходным, в два дня, по-этому наиболее насыщенной по программе стараются сделать суббо-ту. В этот день команды участвуют в спортивной и конкурсной про-граммах, после чего ГСК обрабатывает итоги выступлений всех участников. В воскресенье - подведение итогов, торжественное за-
497МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
крытие соревнований ипи слета.
На любых соревнованиях должна быть четко поставлена служба информации. От нее в значительной мере зависит успех соревно-ваний. На крупных соревнованиях есть даже такая судейская долж-ность, как заместитель главного судьи по информации. Квалифици-рованный комментарий, оперативные сведения о резупьтатах, объ-явления, связь с отдаленными этапами - вот далеко не полный перечень деятельности этой важной службы. Зачастую у вепотури-стов дистанция растягивается на многие километры, поэтому всем присутствующим в стартовом лагере интересно знать, как развора-чиваются события на трассе, каково соотношение сил между коман-дами в данный момент.
Очень важна правильная расстановка судей на дистанции. Луч-ше, если за каждый этап будут отвечать конкретные судейские бри-гады (от 2 до 6 судей в зависимости от сложности этапа), возглав-пяемые старшими судьями, подбираемыми из наиболее опытных судей. Бригады контролируют каждый этап полностью - от его по-становки до закрытия дистанции, осуществляют непосредственное судейство во время соревнований.
На крупных соревнованиях полезно также иметь бригаду, веду-щую только подсчет касаний ногой земли на отдельных упражнени-ях. И тогда судьям на этапах этим заниматься не придется.
Дистанцию фигурного вождения полезно разбить на 2-3 зоны, обслуживаемые судейскими бригадами. Зоны должны выбираться с учетом особенностей ппощадки, чтобы судьи не мешали ни участни-кам, ни зрителям. Судьи фиксируют ошибки участников топько в своих зонах; сообщают в секретариат количество штрафных баллов, полученных на том или ином упражнении.
Организаторы должны творчески подходить к проведению сорев-нований. Например, на одной и той же дистанции фигурного вожде-ния можно провести их по-разному (при этом не противореча Пра-вилам). Один способ - классическая последовательность упражнений по заранее установленному порядку, когда очередное упражнение начинается в нескольких метрах от предыдущего. Другой - нумера-ция упражнений произвольная (очередная фигура может находиться в противоположном конце площадки), участник сам на дистанции выбирает кратчайшую траекторию движения. Несколько сложнее -участник перед стартом при помощи жребия выбирает себе после-довательность прохождения фигур. Это обостряет соревнования: появляются дополнительные трудности, которые каждый преодопева-ет, сообразуясь не только со своим умением езды на велосипеде, но и с туристским опытом, тренируя и быстроту мышления.
Еще больше возможностей для творческого подхода к проведе-нию соревнований велотуристов в велоралли, на полосе препятст-вий, в велоориентировании.
Маркировка и оборудование дистанций. На дистанциях сорев-нований оборудуются и оформляются площадки старта и финиша, технические этапы, контрольные пункты и места выполнения специ-апьных заданий. Старт и финиш должны быть оформлены заметно, даже празднично. Большинство этапов лучше проводить в таких
Велотуристские соревнования
местах, где их смогут увидеть зрители.
Площадки старта и финиша с соответствующими указателями выбираются в безопасном месте, удобном для участников и зрите-лей. На площадке должны умещаться стартующие и готовящиеся к старту команды (участники). Все этапы (пункты) должны иметь обо-значение начала, конца, боковые ограждения и порядковые номера. Нумерация наносится на специальные транспаранты либо на земле справа по ходу движения. Дистанция полосы препятствий маркиру-ется на местности цветными флажками справа по ходу движения, чтобы от одного флажка был виден другой. Крутые повороты ограж-даются гирляндой флажков.
Прохождение дистанции заключается в преодолении всех ее этапов с выполнением требований, оговоренных в положении о со-ревнованиях и условиях их проведения, с комплектом снаряжения, который тоже оговаривается.
К соревнованиям допускаются любые велосипеды с базой (рас-стоянием между втулками колес) не менее 950 мм.
На каждом виде дистанций судейская коллегия устанавливает оптимальное и контрольное время прохождения дистанции, которое объявляется участникам не позднее, чем за час до первого старта.
Оптимальное время - это время, данное на выполнение кон-кретного этапа. Если участник его превысит, то получает штрафные баллы за превышение. Выполнить при этом задание быстрее, чем предусмотрено нормативным временем, разрешается. Штрафы или поощрительные очки при этом не начисляются. Контрольное время -это максималыное время, в течение которого допускается выполне-ние этапа или пребывание участников на дистанции соревнований. При превышении контрольного времени, установленного на прохож-дение этапа (всей дистанции), участники снимаются с этапа (всего соревнования). Контрольное время введено для того, чтобы команды или участники, технически и спортивно неподготовленные, не затя-гивали чрезмерно проведение соревнований.
Контрольное время обычно определяется из расчета 20-50% от времени, установленного на прохождение дистанции.
Старт дается с интервалом, определяемым судейской коллегией. За ошибки команды (участника) на дистанции назначаются штраф-ные баллы или штрафное время (см. Табпицу рекомендуемых штрафных баллов в Справочном разделе). В командных соревнова-ниях допускается взаимопомощь членов команды. В случае, если выявляется, что участники соревнований технически явно не подго-товлены к преодолению этапа, они снимаются с этапа, но могут продолжать прохождение других этапов дистанции. Каждый этап команда начинает проходить лишь в полном составе. За попытку пройти этап не предусмотренным условиями проведения соревнова-ния способом (в большинстве случаев следует понимать так: с вело-сипедом, а не на велосипеде), команда (или участник) снимается с этапа.
На автодорогах, если там на время проведения соревнований не было перекрыто движение, участники соревнований руководствуются Правипами дорожного движения.
Прошедшим дистанцию считается велотурист, переднее колесо
499МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
велосипеда которого коснулось линии финиша.
Обеспечение безопасности на дистанциях. Дистанции фигурно-го вождения, триала, полосы препятствий, кросса, а также техниче-ские этапы ралли оборудуются в местах, где отсутствует (закрыто) движение автотранспорта. Если участок дистанции проходит по доро-гам с автомобильным движением, то на обоих концах участка уста-навливаются информационные щиты. На нерегулируемых перекрест-ках с интенсивным движением желательно размещать пост судей-регулировщиков.
При пересечении дистанций ралли и марафона с железной доро-гой в местах переездов оборудуют судейские пункты контроля вре-мени.
Дистанции фигурного вождения и триала должны быть отгороже-ны от зрителей.
Искусственные препятствия не должны иметь острые и необра-ботанные кромки и выступы. Стойки, используемые для установки элементов, должны быть высотой не менее 1,3 м, легкими (легко сбиваемыми) и не иметь острых концов.
Определение результатов. Результат команды (участника) на дистанциях ралли, фигурного вождения и триала определяется по сумме штрафных баллов, полученных на дистанции. Победителем считается команда, все участники которой закончили прохождение дистанции и набрали наименьшее количество штрафных баллов.
При равенстве штрафных баллов лучшее место присуждается команде (участнику), имеющей меньшее время (сумму времени) прохождения дистанции. При равенстве штрафных баллов на дистан-ции ралли лучшее место присуждается команде (участнику), имею-щей меньшую сумму штрафных баллов за выполнение ДС. При ра-венстве двух показателей лучшее место присуждается команде (участнику), имеющей меньшее время выполнения ДС. В случае равенства показателей в личном зачете на дистанции фигурного вождения и триала проводится повторный заезд. Команды, не имеющие зачета на одной из дистанций соревнований, занимают места после команд, имеющих полный зачет.
Команды (участники), снятые с отдельных этапов (фигур, препят-ствий), занимают места после команд (участников), прошедших большее количество этапов.
Общий результат команд определяется по наименьшей сумме мест, набранных на всех дистанциях. В случае равенства суммы мест у нескольких команд предпочтение отдается команде, занявшей лучшее место в ралли.