Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий
Содержание и темы практических (семинарских) занятий:
1. Дискуссия на тему «Зачем нужна этика современному специалисту социально-культурной сферы и туризме»? Понятие этики и этикета.
2. Исторические типы морали и этических учений. Эволюция моральных норм от родового строя до новейшего времени и отражение их в этических учениях.
3. Трудовая мораль индустриального и постиндустриального общества. Категорический императив Канта и его современное значение. Этика пользы в утилитаризме Милля. Гуманистическая этика А.Швейцера.
Конвенциональная мораль и этический релятивизм.
4. Теоретическая и нормативная этика. Сущность нормативной этики как связующего звена между этической теорией и моралью как формой общественного сознания. Основные принципы общей этики и их проявление в трудовой деятельности. Трудовая этика России. Отношение к труду, делу с точки зрения западных, российских и восточных традиций – сравнительный анализ.
5. Высшие нравственные ценности. Талион, золотое правило нравственности и заповедь любви: их ценностное и регулятивное своеобразие. Персоналистическая мораль. Нравственные типы личности
Тип личности российского делового человека и современные морально- этические проблемы в бизнесе.
6. Представление о высшем благе в этике и их прикладное значение
Счастье или польза? Этика пользы в утилитаризме Милля. Утилитаризм в системе ценностей современного человека. Утилитаризм и справедливость. Основные теории справедливости: эгалитаризм, «капиталистическая» справедливость, «коммунистическая» справедливость, концепция Д.Роулза.
7. Назначение профессиональной этики. Виды профессиональной этики и особенности деловой этики и этикета в социально-культурном сервисе и туризме. Основные понятия, принципы и методы профессиональной этики работников сервиса: принцип моральной ответственности перед профессией, коллегами, клиентом и обществом, гуманизм, лояльность. Принципы профессиональной морали: профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональное достоинство и пр.
8. Кодексы профессиональной этики.
Кодексы в сфере туризма, гостиничного бизнеса и социально-культурных услугах: мировой и отечественный опыт. Глобальный кодекс туризма.
9. Нравственная характеристика специалиста по сервису Профессионализм: составные элементы. Портрет идеального специалиста в сфере сервисных коммуникаций Практикум «Жизнь по образу идеальности» и постановка задач в сфере профессиональной этики
10. Управленческая и служебная этика в СКС и туризме.
Служебная этика и принципы взаимоотношения в фирмах, предоставляющих сервисные услуги. Корпоративная этика и взаимосвязь ее с профессиональной этикой.
11. Морально-психологический климат в коллективе: как его правильно создать? Основные стили управления предприятием сервиса и нравственные уроки. Сообщение по теме «Самостоятельная разработка одной из актуальных проблем профессиональной этики».
12. Честность и проблема доверия в сфере услуг.
Основные причины трудностей реализации принципов этики в российском бизнесе.
13. Нравственные конфликты и пути их разрешения
Понятие нравственного конфликта. Конфликтный человек: кто он?
Виды нравственных конфликтов. Особенности нравственных конфликтов в сфере сервиса. Оптимальные пути разрешения.
Правила бесконфликтного отношения с клиентами.
14. Семинар-конференция по теме «Мой проект этического кодекса в социально-культурной сфере и туризме» – защита индивидуальных проектов.
15. Этикет в сфере услуг.
Понятие этикета в деловых отношениях.
Специфика делового этикета в разных странах.
Этнокультурная специфика мимики, поз, жестов.
16. Этикет в туризме, индустрии гостеприимства и социально-культурной сфере. Этика и этикет в музейном сервисе, гостиничном обслуживании и сфере туризма. Правила и нормы делового общения при подготовке и проведении экскурсий. Приветствие и проблемы обращения к различным типам клиентов, духовным лицам, иностранцам. Деловой этикет при посещении выставок, театров, музеев, ресторанов и других общественных мест.
17. Создание профессионального имиджа.
Особенности служебного этикета на предприятиях социально-культурной сферы и туризма.
Вопросы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям:
Семинар 1.
Тема: Дискуссия на тему «Зачем нужна этика современному специалисту социально-культурной сферы и туризме»?
Понятие этики и этикета – 2 часа.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1.1. Что такое этика?
1.2. Что такое этикет и когда он появился?
1.3. Какая взаимосвязь существует между понятиями Этика и этикет?
1.4. Актуальна ли сегодня этика в работе профессионала?
1.5. Зачем нужно изучать этику и этикет специалисту по сервису?
1.6. Чем отличается этика специалиста СКС и туризма от этики социального работника? Что их объединяет?
Семинар 2.