Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Актуальность этических проблем в профессиональной деятельности не требует сегодня больших доказательств, так как личность специалиста, в том числе и по сервису, характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Профессионализм сегодня обязательно включает нравственные черты личности, его моральные ценности, идеалы и чувства, а также всю практику моральных отношений и поведения его в конкретных обстоятельствах. Этот фактор во многом определяет не только содержание тем (лекционных и практических) курса «Профессиональная этика», но и перечень конкретных заданий для самостоятельной работы студентов.
Исходя из требований в соответствии с Госстандартом и Рабочей Программы дисциплины «Профессиональная этика и этикет» студент специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (100103) заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу, состоящую из 3-х заданий, а именно:
1) написания реферата;
2) анализа первоисточника;
3) разработки кодекса профессиональной этики для предприятия социально-культурного сервиса;
Все эти работы выполняются письменно и сдаются студентом на кафедру экономики сервиса (VI корпус, 309 к.). Контрольные работы выполняются только в напечатанном виде, на листах формата А4, шрифтом 14, Times new roman, через 1,5 интервала. Объем контрольной работы должен составлять как минимум 20 страниц. Титульный лист оформляется в соответствии с едиными требованиями к реферативным работам.
Выполнение этих письменных работ является для студентов обязательным, так как помогает ему индивидуально подходить к осмыслению и пониманию реальных моральных коллизий в современном обществе. Тем не менее индивидуальный подход к написанию вышеперечисленных работ не отменяет единые требования к тому, что должно быть раскрыто в их содержании, тем более, что все эти задания неравнозначны по объему и структуре, поэтому основные методические указания по выполнению каждой из них будут даны в специальном разделе.
Тема реферата определяется по последней цифре или двум цифрам номера зачетной книжки. Например, если у студента номер зачетной книжки заканчивается на цифры 23, то он может выбрать тему под номером 3 или 23 по желанию.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Нравственность как существенный компонент духовной культуры специалистов.
2. Эволюция принципов морали в истории этических учений.
3. Трудовая мораль в истории западноевропейской и русской духовной культуры.
4. «Золотое правило» нравственности и этика бизнеса.
5. Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность".
6. Происхождение и сущность профессиональной этики.
7. Утилитарные этические учения и их проявления в этике бизнеса.
8. Этические взгляды русских философов и писателей.
9. Концепция «разумного эгоизма» и возможности ее применения в современных деловых отношениях.
10. Основные этические концепции происхождения морали.
11. Моральные противоречия между должным и сущим и различные попытки разрешения этих противоречий.
12. Этические принципы российского предпринимательства: история и современность.
13. Нравственный конфликт во взаимоотношениях с клиентом и его разрешения.
14. Основные типы морального поведения человека в организации (на примере сервиса).
15. Нравственное воспитание и проблема влияния окружающей среды на мораль.
16. Этика справедливости в концепции Д.Роулза.
17. Современные теории в этике бизнеса.
18. Нравственная оценка труда и богатства в различных моральных системах.
19. Нравственное поведение в сфере бизнеса: сравнительный анализ западных и российских традиций.
20. Заповедь любви и проявления ее в современном бизнесе.
21. Свобода и ответственность работников сферы социально-культурного сервиса и туризма.
22. Основные принципы профессиональной морали.
23. Честность: слово и дело в практике деловых отношений.
24. Проблема доверия в российском бизнесе и в туризме.
25. Трудности реализации принципов профессиональной этики в России и их причины.
26. Особенности корпоративной этики в сфере сервиса.
27. Особенности управленческой этики в социально-культурном сервисе и туризме.
28. Этика и этикет специалиста по музейному сервису.
29. Этика и этикет секретаря-референта.
30. Этика и этикет специалиста в туристской деятельности.
31. Этика и этикет специалиста в индустрии гостеприимства.
32. Этикет деловых переговоров на основе международного протокола.
33. Ролевая структура личности служащего в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма и этические принципы и нормы.
34. Основные функции и принципы этикета на службе в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма (особенности приветствия, представления и обращения).
35. Личные моральные качества руководителя в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
36. Внешний облик служащего и требования к одежде служащих в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
37. Этикет деловой встречи и ее виды в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
38. Дипломатический протокол в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма.
39. Этнокультурные особенности речевого этикета.
40. Этикетные принципы вежливости в разных странах.
41. Этнокультурная специфика мимики, поз, жестов.
42. Основные правила общественных приличий в районах распространения ислама на территории нашей страны.
43. Искусство общения в сервисных коммуникациях.
. Требования к написанию реферата
1. Реферат должен иметь объем не менее 15 стр. формата А4 и представлен в печатном виде.
Оформление: титульный лист в соответствии с ГОСТом, содержание с указанием страниц разделов включает следующие части:
1. Введение
2. Основная часть структурно должна иметь две главы с обязательным названием каждой из них, причем каждая глава может подразделяться на несколько подпунктов
3. Заключение
4. Список литературы
2. Во введение студент самостоятельно сформулировать цели и задачи реферата, раскрыть актуальность темы и показать ее значимость для социально-культурного сервиса или туризма.
3. В основной части студент должен последовательно рассмотреть основные проблемы, составляющие сущность темы и показать навыки самостоятельной работы с литературой. Главное требование – это анализ различных точек зрения на проблему этики или этикета и умение делать выводы по поставленным вопросам. Желательно в заключение основной части высказать свою точку зрения по теме.
4. В заключение студент обобщенно дает резюме в соответствии с поставленными целями и задачами реферата и показывает возможность и перспективы использования теоретических наработок в практической деятельности специалиста СКС.
5. Список источников по литературе должен составлять не менее 5 наименований, включая материалы периодики и Интернет-ресурсы.
Категорически недопустимо переписывание текстов из учебников или копирование готовых рефератов. Стиль изложения должен быть адаптирован под индивидуальные способности и интеллектуальный потенциал конкретного студента.
Если в тексте приводятся новые термины, то обязательна их расшифровка с указанием источника или составление в конце реферата глоссария по теме.
Методические указания по написанию двух следующих заданий контрольной работы приведены ниже.
Анализ первоисточника по курсу и самостоятельно разработанный этический кодекс в социально-культурном сервисе должны быть подготовлены заранее, так как по ним студент готовит устное выступление к семинарским занятиям, которые состоятся в период сессии по следующим темам:
1. Эволюция этических учений и происхождение профессиональной морали.
2. Профессиональные и корпоративные этические кодексы: мировой и отечественный опыт.
К этим темам необходимо подготовиться самостоятельно, прочитав необходимую литературу и изучив «Глобальный кодекс туризма», «Этические принципы ведения дел в России», а также кодексы известных международных корпораций и организаций сервиса. Рекомендуемая литература по темам приводится в отдельно выделенном разделе.