Первый класс (азы обучения)
Начальный этап обучения требует от инструктора наиболее тонкого подхода к новичкам, педагогического чутья, знания личностной психологии, наконец, всего набора приемов и методов, которые составляют мастерство тренера-педагога. Именно на этом этапе предстоит не только научить первым приемам спусков, но, что не менее важно, привить любовь к лыжам, увлечь новичков.
Впервые попавшие в зимние горы туристы должны увидеть в своем тренере не столько требовательного учителя, сколько добродушного хозяина суровых гор, всячески помогающего им и опекающего их. Только так они смогут быстрее обрести уверенность и спокойствие, столь необходимые для первых спусков, для преодоления естественного страха и, возможно, у некоторых "комплекса неполноценности".
Новичку предстоит привыкнуть к тяжелым лыжам, обитым стальными кантами, громоздким ботинкам, сложным креплениям. Ему нужно вкратце познакомиться с планом обучения, в котором ему необходимо принять самое активное участие, с правилами поведения в горах и безопасного катания на склонах, а несколько позже — с правилами пользования подъемниками.
Обучение в первом классе начинается с обязательного прохождения курса элементарных движений и приемов, которые составляют программу подготовительного класса.
В зависимости от состава группы освоить приемы подготовительного класса можно в течение одного — трех учебных дней.
Главное в технике горнолыжника — быстро и уверенно скользить на лыжах. Поэтому начинать изучение рекомендуется с техники прямых спусков, выбрав для этого длинные и пологие склоны. Новичку надо хорошо прочувствовать разгон, убедиться, что скорость не нарастает беспредельно, а достигает лишь определенного уровня.
Начинающему лыжнику предстоит усвоить, что равновесие на спуске по переменному рельефу обеспечивается компенсаторными движениями ног и всего тела. Хорошую технику горнолыжника на спуске отличает большая подвижность в коленных и тазобедренных суставах, пластичность амортизирующих движений вверх-вниз, в основе которых лежит умение расслабляться.
Первое знакомство с горнолыжным инвентарем, одевание, снимание ботинок и лыж, регулировку и проверку креплений следует проводить в помещении или, если позволяет погода, на открытой площадке в спокойном месте, где не мешают посторонние. Чтобы привыкнуть к громоздким тяжелым ботинкам, плотно облегающим ступни, рекомендуется побыть в них подольше в помещении, походить, сделать глубокие приседания. При первых переходах к месту занятий туристы учатся правильно шагать в ботинках, переносить на плече лыжи и палки. Инструктор подбирает маршруты переходов на лыжах с движением по ровному месту ступающим переменным шагом и одновременным ходом со скатываниями и подъемами, с преодолением канав и ступеней, с разворотами, продвижением среди деревьев и кустов, с переступанием через препятствия (ручьи, камни) и т.п.
Для спусков выбирают склоны с выкатами, на которых скольжение лыжника замедляется. Подобные места должны находиться в стороне от движения лыжников и подъемников. Новички должны себя чувствовать там спокойно, комфортно.
Снежный покров предпочтителен мягкий, небольшой толщины на твердом основании, так чтобы лыжи не "ерзали", а хорошо держали направление. При необходимости туристы-горнолыжники под руководством инструктора утаптывают площадку для занятий.
Первые упражнения выполняют на ровной площадке на снегу неподалеку от гостиницы. Ступающий шаг, одновременный ход сначала можно делать с ослабленными замками на ботинках. Многократное повторение разворота "веером" подготавливает к поворотам с переступанием на спуске. Нужно научиться легко выполнять поворот кругом махом (рис. 25) на ровном месте, прежде чем использовать его на склоне.
Подъем вверх по склону ступающим шагом легче делать наискось. Чтобы избежать отката лыж, необходимо втыкать палки в снег сзади ботинок и опираться на них ладонями хватом сверху. Наиболее распространен способ подъема "лесенкой" (рис. 26). Подъем менее утомителен, если его совершают косо вверх.
Рис. 25. Поворот на месте кругом махом
При этом у начинающего лыжника непроизвольно вырабатывается правильное положение туловища, развернутого от склона, — наиболее естественное положение горнолыжника.
Умение падать и вставать. На начальном этапе обучения умение падать — надежный способ остановки при потере контроля за спуском и перед препятствием. Новичку следует внушить, что падение не "катастрофа", а необходимость, "вынужденная посадка".
Рис. 26. Подъём в гору лесенкой
Как только падение кажется неизбежным, следует быстро согнуть ноги, прижав колени друг к другу, и постараться упасть набок и несколько назад на склон (рис. 27). Если после падения скольжение продолжается, то надо затормозить, распластав на снегу руки (на крутом и скользком склоне опершись на острие палки двумя руками). Лыжи удерживать снизу по склону вплоть до остановки.
Для того чтобы подняться: на ровном месте по рис. 26. Подъем в гору "лесенкой" ставить обе лыжи рядом, подогнуть ноги и, опираясь на палки, воткнутые в снег около бедер, встать;
Рис. 27. Умение падать
на склоне следует развернуться лежа на боку так, чтобы лыжи оказались снизу, затем, подогнув ноги, поставить их рядом в горизонтальное положение и так же, как и в предыдущем случае, опираясь на палки, встать.
Прямой и косой спуски.Если спуск проходит по линии ската, то есть прямо вниз, то говорят, что лыжник совершает прямой спуск. Если же перемещение направлено под углом к линии ската, то это косой спуск, или спуск наискось. Ось лыж в этих случаях совпадает с направлением движения.
В прямом спуске лыжник принимает наиболее естественное положение. Лыжи расставлены в стороны на 10—20 см (как удобнее). Вес тела равномерно распределен на обе лыжи, которые, в свою очередь, равномерно загружены по всей длине. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы слегка согнуты, лыжник немного согнут в пояснице. Кисти рук, разведенные в стороны, плотно сжимают палки и несколько выдвинуты вперед по отношению к телу. Сами палки направлены параллельно друг другу назад вниз, кольца находятся над землей на высоте 20—30 см. Плечи развернуты к лыжам, голова приподнята, лыжник смотрит вперед. Это — основная стойка, или стойка прямого спуска (рис. 28).
Методические указания. Для того чтобы избежать скованности, надо менять стойку спуска, положение рук и т.д., предлагать упражнения на равновесие, перенос тела с одной лыжи на другую, перешагивания в сторону, сгибания и разгибания. Наиболее эффективны целевые упражнения (проезд под воротами, подбирание предметов на снегу, бросание снежков на ходу, касание обеими руками снега и т.п.). С появлением у учеников уверенности переходить на более крутые склоны с переменным рельефом. Добиваться мягкой, эластичной работы суставов ног и тела, следить за тем, чтобы лыжники не смотрели на носки своих лыж.
В стойке косого спуска (рис. 29) сохраняются основные правила стойки прямого спуска: полусогну-тость суставов ног и поясницы, положение рук, расстояние между лыжами. Но есть и существенные отличия: разворот плеч в сторону долины, зависящий от крутизны склона (чем круче склон, тем больше разворот) и от состояния снега (на леденистом снегу плечи сильнее развернуты в долину, тело в так
Рис. 28. Стойка прямого спуска
Рис. 29. Стойка косого спуска
называемом угловом положении), выдвижение вперед на 3—10 см верхней лыжи (обязательная разножка), преимущественная загрузка нижней лыжи (на склоне средней крутизны примерно 2/3 веса тела — на нижней лыже и 1/3 — на верхней). Разворот туловища в сторону долины незначителен на пологих склонах, но достаточно выражен на крутых склонах, когда лыжник принимает угловое положение.
Угловое положение — стойка с поперечным изгибом в коленных, тазобедренных суставах, сочетаемая с винтовым скручиванием верхней части тела в сторону долины. Это наиболее удобная поза для восприятия нагрузок при кантовании в косых спусках и на виражах, а также для необходимых при этом компенсирующих движений тела в вертикальном, продольном и поперечном направлениях.
Типичные ошибки.
1. Скованность, недостаточная подвижность суставов.
2. Неправильное положение туловища: прямое (животом вперед), сломленное (наклон вперед), осаженное назад ("на горшке").
3. Чрезмерная или малая разножка (как следствие — утрированный разворот туловища в долину, отсутствие его или, что хуже, закручивание к склону).
4. Неправильное угловое положение на крутых склонах.
5. Сползание лыж боком вниз вследствие недостаточной закантовки (колени не поданы к склону).
Исправление ошибок. Во всех случаях рекомендуется сначала поправить стойку на месте. Избежать скованности, выбрать оптимальную для себя стойку лыжник может в процессе многократных спусков в самых разнообразных условиях.
Поворот переступанием. Поворот выполняется путем поочередных угловых перемещений лыж (подобно повороту переступанием на месте) и скольжения то на одной, то на другой лыже. С помощью переступаний изменяют направление движения (на небольшой угол), делают остановки. Особенно эффективен этот прием на тяжелом снегу, на проваливающемся насте, на леденистом склоне.
Поворот переступанием к склону выполняют так. В косом спуске перенести вес тела на нижнюю лыжу, освободить верхнюю лыжу, оторвать ее от снега и, развернув вверх по склону (в направлении поворота), плавно опустить на снег, перенося вес тела на эту лыжу и загружая ее верхний кант. Скользя на верхней лыже, приставить к ней нижнюю, после чего снова, сгибаясь на нижней лыже, загрузить ее и оторвать верхнюю лыжу. Вновь развернуть эту лыжу к склону на небольшой угол, оттолкнуться нижней лыжей и т.д. Несколько таких поочередных переступаний будет достаточно, чтобы развернуться в желаемом направлении.
Методические указания. Для отработки приема необходимо достаточно большое пространство. Первые попытки надо делать на очень пологом склоне, прорепетировав перед этим простые переступания "веером" на ровной площадке. Постепенно увеличивать крутизну начального спуска. Не следует добиваться от новичка отталкивания опорной ногой: на данном этапе это слишком сложно. В дальнейшем осваивают парный укол палками и отталкивание ими в момент перехода на скольжение на одной лыже; отрабатывают и навыки отталкивания опорной лыжей (упражнение конькового траверса); постепенно увеличивают угол поворота и переходят к повороту от склона.
Типичные ошибки.
1. Неправильная координация движений.
2. Нечеткий перенос опоры с лыжи на лыжу, отсутствие фаз скольжения.
3. Малый угол отведения лыжи, отклонение назад туловища.
Исправление ошибок.Рекомендуется репетировать переступание и коньковый ход на ровных площадках. Обращать внимание на продолжительность фаз скольжения на одной лыже.
Пользование буксировочными подъемниками.Начинающий горнолыжник должен как можно раньше научиться пользоваться канатными дорогами. Это удобно при многократных спусках в процессе обучения. Кроме того, буксировка на подъемниках способствует развитию навыков горнолыжной техники новичка, чувства равновесия, загрузки лыж и скольжения.
Новичкам не рекомендуется начинать с подъемников с пристегивающимися бугелями. Пользоваться ими сложно, а для тех, у кого нет опыта, и опасно: отскочивший бугель может попасть в голову. Главное — научиться правильной стойке при трогании с места и в движении.
Во время подъема, если он некрутой, рекомендуется упражняться в простых движениях: пошаркивать лыжами взад-вперед (одна лыжа вперед, другая назад), переносить опору с одной ноги на другую, перешагивать в соседнюю колею и обратно, подтягиваться на руках и опускаться до упора о перекладину.
Лыжник должен знать, что в случае падения следует сразу же отпустить из рук шест и быстро освободить колею подъема. Затем спуститься в оговоренное с инструктором место (у подъемника) и ждать всю группу.
Типичные ошибки.
1. Стремление усесться сверху на перекладину.
2. Расслабленность лыжника при трогании с места.
3. Низкое положение перекладины (в подколенках), приседание.
4. Узкое положение лыж, неодинаковая их загрузка.
5. Вместо того чтобы начать движение, держась руками за шест, лыжник сразу же усаживается на перекладину — резкий рывок с места его опрокидывает.
6. Чрезмерный наклон тела вперед или назад.
7. Неправильное положение
лыж на старте: под углом к направлению подъема или непараллельное.
8. Неправильное ношение палок.
Движение в плуге. Торможение и повороты плугом -первые способы снижения скорости и изменения направления движения у начинающего лыжника. Название техники возникло по аналогии с характером работы лемеха плуга. Применяется движение в плуге только на пологих склонах. Здесь (на малой скорости) это, пожалуй, единственный способ торможения и изменения направления движения. На склонах средней крутизны использовать плуг практически невозможно.
В современной методике техника плуга претерпела существенные изменения. Из тормозящего, упорового плуг стал скользящим: лыжи разведены под меньшим углом и ведутся по снегу более плоско. Движение лыжника в плуге происходит легко: лыжи как бы приглаживают сверху снег, а не отгребают его в сторону. У начинающего лыжника вырабатываются навыки правильного ведения лыж в соскальзываниях и поворотах.
В положении плуга лыжник, сохраняя основную стойку, удерживает лыжи под углом с разведенными в стороны задниками, слегка подавшись назад и поставив лыжи на внутренние ребра, что необходимо для торможения и контроля скорости движения. Ноги широко расставлены в стороны, а колени слегка сведены внутрь, носки лыж идут рядом приблизительно на расстоянии диаметра кольца лыжной палки.
Скольжение в плуге осуществляют при нешироком разведении лыж в стороны (ботинки на расстоянии приблизительно 50—70 см друг от друга). Лыжи равномерно загружены по длине и лишь слегка закантованы внутренними ребрами (почти плоское ведение лыж) за счет небольшого наклона коленей внутрь. Торможения достигают мягкими регулирующими сгибаниями в суставах ног. При спуске по линии ската лыжник принимает симметричную стойку.
Для торможения плугом в прямом спуске шире развести в стороны лыжи, загружая задники лыж и переводя лыжи на внутренние канты осаживанием стойки. Переход из скользящего плуга в тормозящий выполняется приседанием (можно с предшествующей разгрузкой разгибанием), позволяющим вытолкнуть задники в стороны. Торможение может продолжаться вплоть до остановки.
Методические указания. Для отработки скольжения в плуге выбирается очень пологий склон (5—8°). Лыжник будет вынужден сам добиваться такого раскантованного положения лыж, которое бы позволило ему легко катиться вниз и даже ускоряться. Задача лыжника — научиться "чувствовать" лыжами снег, менять кантование в зависимости от микрорельефа снега и тем самым регулировать скорость спуска.
При скольжении плугом угол разведения лыж не должен быть большим, носки лыж находятся рядом. Инструктор может дать прочувствовать ученику степень кантования лыж, вращая спереди руками носки лыж вдоль оси. Рекомендуется удлинять спуски, съезжать по разным склонам с переменным рельефом.
Торможение плугом отрабатывают на несколько более крутом склоне, обязательно с выполаживанием. Старт принимают на удобной, лучше горизонтальной, площадке, добиваются полной остановки на склоне.
Полезными будут следующие упражнения: 1. Стоя на месте, широко расставить лыжи и вытолкнуть в стороны задники лыж на стойку плуга (если необходимо, подпрыгнуть). 2. Раскантовать лыжи, отводя колени наружу, и почувствовать ускорение в скользящем плуге. 3. Репетировать в спуске плугом скольжение и торможение "игрой" коленей. 4. Уловить эффект торможения при разведении задников лыж в стороны.
Рис. 30. Серия торможений плугом
Типичные ошибки.
1. Напряженные ("деревянные") ноги.
2. Сломленное положение туловища (выпячивание таза).
3. Узкое положение лыж при торможении (малый угол).
4. Широкое отстояние носков (лыжи почти параллельны).
5. Неравномерная загрузка лыж вследствие несимметричности позы.
6. Наезжание носков лыж друг на друга.
7. Отсутствие задней стойки (недостаточная загрузка задников лыж).
Исправление ошибок. Недостатки в технике торможения — обычное следствие неправильной стойки. Проверить на месте положение лыж, ног, туловища, рук в плуге. Отработать на месте упражнения выталкивания лыж в стороны, добиваясь мягкой, амортизирующей загрузки лыж. Эффект торможения увеличивается при разведении в стороны задников лыж.
Совершенствование техники скольжения в плуге реализуется на больших трассах, на склонах минимальной крутизны. Эффективность торможения плугом можно развить, репетируя серию выталкиваний-торможений (рис. 30). В прямом спуске лыжник движением сгибания-разгибания разгружает лыжи и выталкивает задники в стороны. Осаживаясь назад, он принимает тормозящее положение плуга с широко разведёнными задниками. После остановки распрямляется и, переводя лыжи в плоское положение, даёт им съехаться в исходное положение прямого спуска. Далее приём повторяется.
Другое полезное упражнение вводит в торможение плугом без разгрузки за счёт разворота ступней носками внутрь. Прием выполняют в широком ведении лыж (30 см) на хорошо утоптанном снегу пологого склона выпуклой формы. Для развития "чувства лыж" упражняются в ритмичном выталкивании обеих лыж в стороны: лыжник дает лыжам немного съехаться носками и, резко оседая назад, выталкивает одновременно задники лыж.
Упор верхней и нижней лыжами (полуплуг в траверсе). В косом спуске лыжник отставляет в сторону вверх по склону задник верхней лыжи, лишь слегка кантуя ее внутренним ребром. Это скользящий упор верхней лыжей. Загружена главным образом нижняя лыжа. Торможение упором нижней лыжей начинается выведением нижней лыжи в сторону, причем ее задник проскальзывает и опускается ниже носка по склону. В этом случае эффект торможения зависит от более или менее сильной загрузки нижней лыжи и постановки ее на кант. Верхняя лыжа находится в плоском положении.
Прекратить движение в полуплуге и перейти в косой спуск можно либо постепенным приведением без отрыва от снега верхней лыжи к нижней, либо за счет приставления нижней лыжи к верхней после кратковременной загрузки ее в закантованном положении и отталкивания.
Остановка поворотом в плуге требует меньше усилий, чем остановка торможением, особенно на склонах средней крутизны. Для этого в спуске плугом достаточно загрузить одну ногу сильнее другой за счет сгибания ее в колене (таз остается на месте без смещения в сторону). Загруженная лыжа становится направляющей — происходит поворот. Выйдя в траверс, лыжник останавливается.
Поворот плугом выполняется так. В положении плуга лыжник загружает внешнюю к повороту лыжу за счет сгибания этой ноги и небольшого бокового наклона туловища от поворота, перенося опору с внутренней на внешнюю лыжу. Для правильного кантования внеш-
лыжи колено постепенно наклоняют к повороту, переводя лыжу из плоского положения в закантованное. Поворот происходит с удержанием лыж в положении плуга. Туловище развернуто лицом к лыжам. При выходе в траверс лыжник выпрямляется, разгибая опорную ногу. Для начала следующего поворота он сгибает другую ногу (верхнюю — внешнюю к новому повороту), загружая лыжу. Движения выполняются плавно, без рывков, с характерными перемещениями тела вниз - вверх - вниз: в повороте лыжник согнут, а в траверсе при переходе из одного поворота в другой он выпрямляется (рис. 31). Внутреннюю лыжу стараться вести плоско на снегу. На среднем склоне движения более энергичные, перед началом поворота иногда полезно использовать упор верхней лыжей, а при случае, и тормозящий упор нижней лыжей, чтобы принять удобную позицию перед началом поворота.
Рис. 31. Поворот плугом
Методические указания. Поворот плугом изучают на хорошо утоптанном пологом склоне. Начинают разучивать движение с поворота-остановки, то есть поворота из прямого спуска по линии ската. Старт подыскивают на ровной площадке, а если надо, утаптывают для этого участок снега. Сразу же тренируют повороты влево и вправо (менять направление старта). Следует быстрее переходить к связыванию поворотов, помогать правильному исполнению движений командой "вверх-вниз!", добиваться плавных широких дуг. Для освоения правильной ритмики сопряжения поворотов рекомендуются простейшие слаломные трассы.
Проделывают следующие подготовительные упражнения:
1. Имитация поворотов сгибаниями-разгибаниями с переносом загрузки с ноги на ногу в положении плуга (без лыж). 2. То же упражнение на лыжах на месте. Упражнение репетируют на горизонтальной площадке. Желательно выполнять их с палкой (контроль за положением туловища) и под команду "вверх-вниз!". Инструктор поправляет положение таза, ног, туловища, рук. З. В скользящем плуге на пологом склоне мягко загружать то одну, то другую лыжу, делая небольшие повороты-уклонения от линии ската. 4. Добиваться большого кругового угла поворота за счет продолжительной загрузки внешней лыжи и сопряжения поворотов четкой сменой загрузки лыж. 5. Делать повороты большого, среднего и малого радиусов, изменяя характер загрузки и кантования внешней лыжи.
Совершенствование техники поворотов плугом достигается разнообразием спусков по различным склонам, рельефным профилям, увеличением скорости, переходом от скользящего к тормозящему плугу и наоборот. Постепенно в фазу скольжения опорной, внешней ноги добавлять разворот стопы (бракаж), укол палкой. Полезно освоить короткие повороты плугом. Прием исполняется в скользящем плуге с небольшим углом разведения лыж. Мягкие, но ритмичные переносы опоры с одной лыжи на другую с незначительным кантованием загруженных лыж обусловливают динамику коротких поворотов. Вводу лыж в поворот способствует разворот внешней ноги. Крутизна склона несколько больше, чем пологая, но меньше, чем средняя, то есть примерно 10—13°. Повороты обязательно короткие, с небольшим отклонением от линии ската (для того чтобы выдержать такт). Избегать затягивания поворотов, излишнего наклона назад или вперед. Активно отталкиваться и переносить загрузку с разворотом опорной ноги бракажем.
Типичные ошибки.
1. Те же недостатки, что и в движении в плуге (скольжение и торможение).
2. Смещение таза наружу — неправильное кантование внешней лыжи.
3. Смещение таза внутрь — внешняя нога выпрямлена и напряжена ("деревянная нога").
4. Закручивание туловища в сторону поворота.
5. Неправильное положение лыж (нарушен угол сведения), наезд лыж друг на друга.
6. Ошибка в кантовании внешней лыжи: наклон наружу колена.
7. Излишнее торможение в повороте.
Исправление ошибок. Рекомендуется повторить подготовительные упражнения. Однако не следует слишком усердствовать: нередко случается, что ученик упорно повторяет неправильное движение, усугубляя ошибку. Чтобы избежать излишней напряженности, лыжник раскатывается на длинных склонах, повторяет приемы прямых спусков, повороты переступанием и др.
Элементарное соскальзывание. Соскальзывание — важнейший элемент горнолыжной техники, составляющий техническую основу исполнения всех поворотов на параллельных лыжах. Он часто применяется отдельно, как способ торможения и преодоления сложных и опасных участков. При соскальзывании ось лыж не совпадает с направлением движения, то есть лыжи развернуты к нему под большим или меньшим углом.
Элементарное соскальзывание происходит при одновременном отведении коленей от склона в момент исполнения траверса или в стойке с положением лыж поперек склона. При этом лыжи из закантованного переходят в плоское положение и начинают соскальзывать боком (рис. 32).
Рис. 32. Боковое соскальзывание.
Методические указания. Для ознакомления с приемом предлагают выполнить короткое соскальзывание с опорой на широко воткнутые палки. Ощущения, испытываемые при этом лыжником, совершенно непривычные (некоторые даже побаиваются), и поэтому потребуется время для освоения приема. Положение лыж широкое (20 — 30 см). На первых порах от лыжника потребуются некоторые мышечные усилия, чтобы избежать болтания лыж. Соскальзывание легче опробовать в положении полуприседа. Вначале можно помогать палками (отталкиваться, опираться): лыжнику надо освоить примитивное короткое соскальзывание, скорее сползание боком.
Для соскальзываний обычно подбирают склоны средней крутизны, ровные, с хорошо утоптанным снегом. Но удобнее всего первые соскальзывания делать на больших окатистых буграх.
Типичные ошибки.
1. Недостаточная раскантовка лыж, наезжа-ние лыж друг на друга.
2. Чрезмерный наклон к склону.
3. Отсутствие приседания. Рекомендуется (особенно нерешительным новичкам) соскальзывание в паре с инструктором, который снизу поддерживает ученика хватом ладонь в ладонь. Если новичок "ложится" на склон, то инструктор подтягивает его к себе. А если тот слишком переваливается в долину, то от падения он застрахован опорой на руку инструктора.
Поворот соскальзыванием. Владение техникой поворота плугом позволяет перейти к более совершенному типу поворота, повороту соскальзыванием, применяемому на более крутых склонах, на бугристых трассах. Поворот начинается в плуге, а заканчивается на параллельных лыжах. В косом спуске с широким ведением лыж (примерно на ширине плеч) выставляют верхнюю лыжу в скользящий упор и начинают поворот плугом. После пересечения линии ската, наклоняя колено внутренней ноги вперед — в сторону поворота и тем самым разворачивая лыжу, мягко приставляют ее по снегу в параллельное положение с внешней (нижней) лыжей и в широком ведении заканчивают дугу соскальзыванием вбок (рис. 33). Скольжение боком сопровождается приседанием, что способствует раскантовке лыж и придает устойчивость движению. В начале поворота следует несколько распрямиться и (если необходимо) нанести укол палкой, чтобы облегчить ввод лыж в соскальзывание. Опора на палку, кроме того, способствует соскальзыванию задников лыж, необходимому для завершения дуги.
Методические указания. Для изучения приема выбирают бугры средних размеров. Поворот исполняют таким образом, чтобы фаза начала в плуге приходилась на верхнюю часть бугра, а приставление лыжи и соскальзывание — на его скат. Завершают поворот под бугром. Для длинных поворотов бугры должны быть покрупнее, с мягким, округлым рельефом, для коротких — бугры меньших размеров. * отработке приема обращать внимание на фазу соскальзывания, °рая вначале может быть выполнена в грубой форме сползания ком в стойке полуприседа. На первой стадии обучения этого вполне достаточно. Следует обязательно добиваться преимущественной загрузки внешней лыжи.
Рис. 33. Поворот соскальзыванием
Рекомендуются следующие подготовительные упражнения: 1. Отработка на месте приставления лыжи с приседанием (без лыж и на лыжах). 2. То же упражнение на склоне средней крутизны в стойке косого спуска. Вход в соскальзывание с приставлением верхней лыжи к нижней. 3. Предыдущее упражнение на скате бугра резкого профиля — сползания боком с верхушки. 4. Во время спуска плугом по выпуклому склону по линии ската приставление лыжи и переход в соскальзывание боком. 5. То же упражнение при спуске по гребню, направленному вниз.
Совершенствование техники поворота осуществляется в спусках по разнообразным трассам не более средней крутизны, на ровных склонах, на бугристом рельефе. Рекомендуется осваивать повороты разной кривизны (отлогие, средние и крутые); постепенно увеличивать скорость; уменьшать амплитуду приседания; раньше приставлять внутреннюю лыжу в соскальзывание, помогая опорой на палку переносу загрузки; добиваться округления соскальзывания с более низким ведением лыж; стремиться уловить ритм сопряжения поворотов. Типичные ошибки. 1. Слишком крутые повороты (развороты) из-за сильного выталкивания задников и наклона вперед туловища. 2. Раннее приставление лыжи. 3. Узкое ведение лыж. 4. Недостаточная скорость. 5 Отсутствие приседания. 6. Слабая раскантовка. 7. Чересчур большой
угол плуга.
Исправление ошибок. Прежде всего подобрать хороший рельеф а также работать над улучшением стойки и соскальзывания в подготовительных упражнениях. Нередко увеличение скорости устраняет технические недостатки.
Изучение поворота соскальзыванием завершается курс подготовительного класса.
Для физически слабых, осторожных туристов, людей старшего возраста продолжительность занятий в подготовительном классе может быть увеличена вплоть до полной двухнедельной смены. Причем решение об этом в некоторых случаях инструктор принимает не сразу, а по мере того как будут выявляться трудности технического продвижения вперед. Чтобы избежать монотонности занятий, в расписание включают кратковременные переходы группой по горному рельефу со спусками по пологим трассам и широким тропам.
Большую пользу на начальном этапе обучения приносят имитационные и подготовительные упражнения, выполняемые на ровных площадках, на лыжах и без лыж, репетиции перед зеркалом. Инструктор рекомендует заниматься этим в свободное время, а также во время утренней зарядки.
Если успехи учеников очевидны, то занятия проводятся динамичнее, учебный процесс ускоряется. У лыжников остается больше времени для закрепления навыков на спусках. Туристы переходят к более сложным приемам, отрабатывают элементы первого класса.
В первом классе начинающие горнолыжники через упоровую технику подходят к освоению простейшего типа поворота на параллельных лыжах: шага-поворота.
Для некоторых учеников поворот из упора станет основным способом изменения направления движения, для большинства же он создаст необходимую основу для 1зучения техники современных поворотов с независимой обстой ног. Большое значение для дальнейшего совершенствования имеет навык правильного укола палкой
фазе входа в поворот.
Лыжники развивают навыки равновесия в продольном направлении при преодолении бугров, ям и спадов в прямых спусках и траверсах, овладевают боковой устойчивостью в разного типа соскальзываниях и поворотах. Фундаментальный навык кантования лыж отрабатывается в упражнениях соскальзываний. Для повышения продуктивности занятий лыжники используют подъемы на буксировочных канатных дорогах.
Лыжник, хорошо владеющий техникой соскальзываний, поворотов соскальзыванием и поворотов из упора, может проходить практически любые трассы.
В этом классе закладываются технические основы трех фундаментальных двигательных навыков, которые совершенствуются на всех этапах учебно-тренировочной работы. Первый: движения сгибания — разгибания, служащие для разгрузки лыж и амортизации неровностей рельефа. Второй: перенос опоры с ноги на ногу для смены загрузки лыж при входе в поворот. Третий: угловое положение и преимущественная загрузка внешней лыжи в фазе ведения поворота.
При преодолении неровностей в прямом спуске следует подбирать бугры и ямы плавного профиля. Для отработки упоровой техники предпочтительны ровные склоны выпуклой округлой формы небольшой крутизны. Соскальзывание легче осваивается на склонах средней крутизны. Для отработки техники поворотов на параллельных лыжах предпочтительны выпуклые склоны и гребневые участки. На этом этапе не рекомендуется выходить на крутые склоны.
Основная направленность занятий: отработка уверенности в спусках, мягкости, раскованности, увеличения амплитуды движений. Постепенно вырисовывается индивидуальный стиль каждого ученика. В результате обучения лыжник в зависимости от рельефа уже умеет использовать более удобную для него технику из арсенала освоенных приемов. Однако навыки движений еще "сырые", нетвердые.
Для завершения всего курса первого класса бывает достаточно трех — пяти дней.
Учебный процесс в каждом классе завершается зачетами. И это не просто дань традиции. По результатам "экзаменационной сессии на снегу" туристы будут аттестованы. Каждый из начинающих горнолыжников демонстрирует свое умение исполнять основные технические приемы класса, спускаться по соответствующим горнолыжным трассам. В зачеты первого класса входят поворот переступанием, преодоление бугров и ям в прямом спуске, поворот из упора, шаг-поворот. Во втором классе на зачетах проверяют технику преодоления рельефа в прямом спуске на средней скорости, повороты на параллельных лыжах, короткие сопряженные повороты. В третьем классе горнолыжники сдают зачеты по прыжкам на лыжах, поворотам на буграх, в глубоком снегу, коньковому повороту.
Лыжники участвуют в состязаниях по слалому и обязаны успешно преодолеть по меньшей мере одну из трасс (закончить обе дистанции). Зачеты принимает комиссия, в которую входят инструкторы во главе со старшим инструктором турбазы. На заключительном собрании смены туристам-горнолыжникам в торжественной обстановке вручают значки и справки об окончании того или иного класса.
Поворот соскальзыванием (совершенствование). В первом классе происходит дальнейшее совершенствование поворота соскальзыванием: добиваются плавности выполнения приема, мягкости работы ног, более раннего приставления внутренней ноги и, наконец, ритмичного сопряжения поворотов при спусках на трассах. Этот способ поворота непосредственно подводит к технике поворотов из упора на параллельных лыжах.
Поворот переступанием. Коньковый ход и траверс. Совершенствование поворота переступанием на данном этапе заключается в постепенном усложнении его условий. Выполняются повороты большего кругового угла с выходом на линию ската. Движения лыжника становятся более динамичными.
Коньковый шаг. Название этого приема, выполняемого главным образом на горизонтальных участках (иногда на пологих скатах), идет от всем известного хода — скольжения конькобежца.
Перенося вес тела на одну, например, левую ногу, лыжник сгибает ее и продолжает скользить на ней, туловище при этом согнуто в пояснице. Опираясь на внутренний кант левой лыжи, лыжник начинает разгибаться (во всех суставах опорной ноги и в пояснице), устремляя тело вправо-вперед в направлении нового броска для скольжения на правой лыже, носок которой развернут под углом к левой лыже. Выставляемая лыжа мягко опускается на снег, и на ней далее происходит скольжение в новом направлении. Лыжник сгибается, немного приседает на правой опорной лыже так же, как и в предыдущем случае, и, разгибаясь, начинает новое скольжение на левой лыже. Шаги плавные, размашистые, движения неспешные, словно вразвалку. Для их ускорения используют палки, опора на которые совпадает с моментом отталкивания ногой (более мощное отталкивание происходит при парном уколе палками. Координационно сложнее поочередные уколы).