История развития детского туризма

История детского и взрослого туризма начинается еще с дореволюционного периода. О сказочной красоте природы Адыгеи много раз докладывали Его Высочеству, Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому. Офицеры Царской армии первые обследовали и описали Кавказ.

Наиболее известными в тот период были маршруты к Черному морю в сторону Красной поляны, Дагомыса и Лазаревской. Эти маршруты являлись военными дорогами горцев, пребывающих в состоянии войны с царской Россией.

Упоминания о красивых экскурсионных объектах Адыгеи были освещены в докладе ставропольской епархии «Об открытии Михайло-Афонской пустыни», в отчетах офицеров Царской армии, но особую популярность Адыгеи, как туристского района России, принесли публикации в Российском журнале «Нива» в 1878 году о Хаджохском каньоне «Лобное место» и «Гора Оштен». Сюда уже стремились попасть не только паломники, странствующие монахи, казачьи офицеры, учащиеся местных школ, но и интеллигенция и их дети, из крупных городов России.

Непосредственно первые детские группы с целью отдыха на природе, посещения музея, театра или памятного места начали формироваться в гимназиях (школах). Прогрессивные учителя проводили экскурсии с учащимися по интересным местам своего города, края, а иногда выезжали на дальние экскурсии в Крым и на Северный Кавказ.

Северный Кавказ, в том числе Адыгея, еще не был стабилен и спокоен для развития туризма. В горах еще можно было встретить разрозненные банды одиночек-абреков. Долина реки Белой в Адыгее медленно обживалась казачьим населением. Поэтому туристы осваивали в первую очередь курортную зону Пятигорска. Поездки с познавательной экскурсионной целью совершались главным образом в крупных городах России: Москве, Петербурге, Твери, Одессе, Киеве.

Детские экскурсии преимущественно проводились для привилегированных состоятельных дворян, мещанства, купечества. Дети крестьян, батраков и рабочих об этом могли только мечтать.

Первые указы Министерства народного просвещения царской России вышедшие в 1900 и 1902 годах рекомендовали проводить с детьми познавательные экскурсии. Но не везде на местах школьные экскурсии считались полезными и имели поддержку. Чиновники от образования эту новинку называли «крамольной», а к учителям, занимавшимся туризмом и экскурсиями с детьми, относились с подозрением.

Но в то же время в Москве поощрялись детские экскурсии к святым местам по пути паломнических маршрутов: в Загорск, в Киево-Печерскую Лавру, в которых служили молебны. На Кавказе это были три православных монастыря Ставропольской епархии, входивших в «святой треугольник» и связанных святой паломнической тропой. Места ночлегов у святых родников были оборудованы столиками, крестами и иконами для моления.

Один из монастырей находился в Адыгее на горе Физиабго. Он был создан в 1877 году невдалеке от древнего византийского христианского храма, когда еще черкесы были под влиянием христианской религии, и назывался «Михайло-Афонской Закубанской мужской общежительской пустынью». Другой - в Карачаево-Черкесии, в Архызе, и третий - в Абхазии, в Новом Афоне.

В 1905 году впервые в школьные программы обучения детей вошли экскурсии и походы по разным окрестностям и историческим местам. В Адыгее с этого времени начали разрабатывать маршруты для походов и экскурсий в выходные дни. В каждом населенном пункте были освоены места посещений детей – обрывистые берега, лесные поляны, долины рек, курганы, ущелья, водопады.

После Октябрьской революции в 1918 году Народный Комиссариат просвещения создает в городе Москве Центральное бюро экскурсий, которое вскоре открыло свою базу для приема и обслуживания детей. С этого времени детские экскурсионные отделы стали создаваться и в других регионах России.

В 1921 году Центр бюро школьных экскурсий реорганизуется в Опытно-Показательную экскурсионную базу Наркомпросса. Ее первым директором становится опытный педагог энтузиаст экскурсий и походов Арт Яковлевич Закс. Под его руководством были проложены туристские маршруты к верховьям рек Московской области, Клязьме.

В Адыгее в этот период было неспокойно. В лесах еще действовали банды белобандитов и краснозеленых, из не смирившихся казаков. По горным долинам рыскали конные отряды чрезвычайного назначения (ЧОН) красноармейцев. Для запугивания казачьих краснозеленых банд в станице Даховская в 1920 году отряд красноармейцев, под командованием Ягоды расстрелял из пулеметов мирных казаков и местного священнослужителя.

В 1923 году при опытно-показательной базе было создано бюро дальних экскурсий. Первые выезды школьников были в Центральную Россию, Крым и на Кавказ.

Детский туризм и экскурсии начали развиваться даже в самых далеких глубинках. Поток детей на экскурсии с каждым годом растет. Создаются дополнительные базы для приема детей. Накапливается опыт местных и дальних экскурсий. Назрела необходимость создания единого органа управления и развития детского туризма. Действовавшее тогда в государстве «Общество пролетарского туризма и экскурсий» занималось в основном развитием взрослого туризма и мало уделяло внимания экскурсионному делу среди школьников.

В 1928 году Опытно-показательная база Наркомпроса преобразуется в Центральную опытно-показательную базу, на которую возлагается руководство всей туристско-экскурсионной работой с детьми в РСФСР.

К этому периоду в ряде школ города Майкопа действовали школьные экскурсии в лес, в долину реки Курджипс, к могилам красноармейцев на железнодорожном вокзале и к старым пакгаузам, где содержались 3 тысячи военнопленных красноармейцев. Захваченные в плен белым казачьим генералом Покровским, они были порублены шашками и захоронены в рвы (ныне это цеха ПМДО «Дружба» № 8,9,11). Это была месть сына Покровского за своего отца-генерала, разорванного конями красных.

Были организованы встречи с героями гражданской войны и походы по местам боев 1-ой конной армии С.М.Буденного. Особой популярностью пользовались встречи с адъютантом Кочубея и воином–чапаевцем, проживавшими в станице Абадзехской. К походам добавились промышленные экскурсии школьников на действовавшие в то время предприятия города Майкопа. Дети смотрели, как собирались станки, мололось зерно, билось масло, обрабатывалась древесина.

В 1923 и 1930 годах в Москве созываются конференции экскурсионного актива педагогов, на каждой из которых присутствует более ста преподавателей из разных регионов. Это позволило провести обмен опытом и инструктивно-методическим материалом.

23 сентября 1931 года Президиум Центрального бюро детских коммунистических организаций (ДКО) рассмотрел вопрос о состоянии и задачах экскурсионно-туристской работы среди детей. В принятом решении было указано, что экскурсии, являясь средством коммунистического воспитания детей, должны войти во всю систему работы пионерских отрядов, как один из наиболее красочных приемов общественно-политической и культурно-массовой работы. Президиум признал необходимым «повести решительную борьбу с недооценкой этой работы, с бесплановостью, ставкой на самотек». Президиум также считал «обязательным установление единой системы всей экскурсионно-туристской работы среди детей, с повышением ответственности бюро ДКО, органов народного образования и ОПТЭ за развертывание этой работы». В постановлении было также указано «в областях и национальных республиках создать детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС), входящие в систему и ДКО и ОНО».

Претворение в жизнь этого постановления привело к массовому развитию экскурсионно-туристской работы в РФ.

В Адыгее до этого события, после создания первых пионерских отрядов (1923 – 1924 года) в стране, и участия в них первых детей города Майкопа, начали проводиться в школах и первые пионерские походы.

После постановления ДКО походы стали обязательными в каждой пионерской организации Адыгеи. А с окончания строительства дороги в Хаджох и строительства Хаджохской турбазы «Горная» и лагерей «Блокгауз» и «Кавказ» в Гузерипле (1936-й год), походы в ущелья Хаджоха уже стали массовыми и очень популярными среди детей.

В 1936 году открылся первый плановый маршрут в Адыгее. Турбаза «Горная» уже закончила строить свой первый жилой корпус с верандами, с продуктовым складом и кухней-столовой. В этом же году приняла первых туристов, которые в сопровождении проводников и конного отряда шли по маршруту Хаджох – Красная поляна. Для туристов выделялись вьючные лошади, которые везли груз. Туристы шли налегке, ночевали в палаточных приютах (лагерях), которые имели свои названия: лагерь «Блокгауз», «Гузерипль», «Абаго», «Уруштен», «Сенной», «Холодный».

Инициатором создания первых в стране детских экскурсионно-туристских организаций была заместитель наркомпроса РСФСР Надежда Константиновна Крупская. В экскурсиях, краеведении и детском туризме она видела средство общего развития школьников и связи образования с жизнью. Она говорила: «Наша школа должна научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также и книгу жизни. Одним из способов научить читать эту книгу является правильно поставленная экскурсия». Крупская Н.К. лично готовила выступление в 1938 году на совещании директоров детских экскурсионных станций РСФСР.

В этот период уже создалась сеть детских туристских баз и туристских лагерей. На базы и в лагеря школьники направлялись по путевкам. Экскурсионные и туристские базы организовывались каждый год не только на лето, но и на зимние и весенние каникулы.

В 1940 году такие базы работали в Подмосковье, Ленинграде, Киеве, на побережье Черного моря, в Крыму (Бахчисарай, Семферополь, Ялта, Алушта), на Кавказе (Орджоникидзе, Тбилиси, Батуми и Хоста).

В 1940 году были проведены первые массовые школьные экспедиции – походы по прохождению маршрутов на Кавказе. Среди них были маршруты в Приэльбрусье, Теберду, Домбай и Адыгею (Хаджох).

Из Хаджоха дети шли не только на Красную поляну, но разведали маршрут через гору Фишт к Солох-аулу и Дагомысу. В тот период район г.Фишт был перекрестком многих туристских маршрутов и очень популярным местом. Под Фиштом на перевалах Черкесском и Чугурсанском стояли две большие летние деревни пастухов для выпаса крупного рогатого скота и лошадей.

На слиянии рек Белой и Березовой работал золотодобывающий прииск. Караваны лошадей с продуктами для старателей часто курсировали по туристской тропе. Проводниками были жители из поселков Хамышки и Гузерипль. Этот маршрут дети особенно полюбили. Он был наиболее обжит. Здесь много веков назад действовала Караванная дорога к морю по одному из ответвлений Великого торгового шелкового пути. Дети на тропе находили древнюю керамику, дротики, наконечники стрел.

В послевоенные годы страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Постепенно начал развиваться и детский туризм.

В 1964 году была открыта в Майкопе областная станция юных туристов, на основе которой был приказом по Министерству науки и образования РА 26.06.92 года учрежден Центр детского и юношеского туризма Республики Адыгея. Основными целями центра явлись:

· реализация дополнительных программ и услуг в сфере туризма и краеведения в интересах личности, общества, государства;

· организация массовых туристских, краеведческих и экскурсионных мероприятий;

· повышение квалификации специалистов в области социального и спортивного туризма;

· расширение кругозора, закрепление знаний, полученных при изучении предметов школьной программы, развитие познавательных интересов и способностей по основе краеведческих материалов, воспитание любви и бережного отношения к природе, памятникам истории и культуры и т.д.

· Предметами деятельности центра явлись инструктивно-методическая, организационно-массовая и учебная работа, то есть:

· организация работы туристских кружков, секций, клубов;

· изучение, описание и распространение туристско-краеведческой работы с учащимися, направленной на формирование у них патриотизма, общечеловеческих качеств, профессионального самоопределения, разработку методологических рекомендаций для занятий в туристско-краеведческих объединениях;

· проведение массовых мероприятий, соревнований, слетов, конкурсов, конференций, викторин, олимпиад, учебно-тренировочных и спортивных походов.

В период с 1970 года по 1992 год, до начала разрушения социалистической системы в стране, детский туризм имел наиболее высокие темпы развития. В 1970-72 годах была проведена Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Мое отечество», которая посвящалась 50-летию образования СССР и 50-летию пионерской организации. Целью экспедиции являлось изучение родного края. В походах по родному краю приняло участие 16 миллионов детей.

В 1971 году были проведены первые Всероссийские соревнования на кубок РСФСР по туризму среди школьников, в которых принимала участие и команда детей из Адыгеи. В эти же годы среди туристов зародились соревнования по спортивному ориентированию. В Адыгее учитель школы № 19 Шунин А.В. нарисовал первую карту для ориентирования на хребте Нагиеж-Уашх. Соревнования стали проводиться регулярно. Задействованы были и другие полигоны на реке Фортепьянке, станиц Курджипской и Дагестанской.

В 1970 году Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС создана Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения. Она в 1973-75 годах объявила первый этап Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР».

В Адыгее для участия в этой экспедиции были задействованы все школы. Экскурсионным, туристским и музейным активом города Майкопа были разработаны десятки экскурсионных и туристских маршрутов по всей территории автономной области. Экскурсионные маршруты предусматривали посещение домов, где жили писатели, художники, революционеры, где проходили военные политические события, а также промышленные и сельскохозяйственные объекты, места боев и захоронений.

Отпечатана в типографии специальная индивидуальная маршрутная книжка, в которой дети отмечали посещение всех памятных мест, экспедиционных объектов и контрольных пунктов маршрута. В экспедиции в целом по России были задействованы 10 миллионов школьников. Детские маршруты были приурочены к 30-летию победы над фашистской Германией и носили военно-патриотический характер. На местах боев становились обелиски, собирались трофеи и экспонаты для музеев, информация о войне.

Второй этап Всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР» проводился в 1975 по 1977 год и был посвящен 24 съезду КПСС и 60-летию Октября. В нем принимали участие 356 экспедиционных отрядов, 8 860 000 человек.

От Адыгеи экспедиционные отряды детей поставили обелиск на Кавказе в местах ожесточенных боев – на перевалах Санчаро, Адзапш, Клухорский, Алоус, Белореченский, Волчьи ворота, на горе Шапка.

В этот период особенно интенсивно развивается кружковая работа в школах. В каждой школе Адыгеи работает по несколько туристских кружков. Дети ходят в походы, участвуют в слетах и соревнованиях.

Большое внимание уделено подготовке кадров для детского туризма. При станциях юных туристов создаются школы инструкторов и маршрутно-квалификационные комиссии. Расширяются направления работы с детьми:

· музейное;

· этнографическое;

· военно-патриотическое;

· краеведческое;

· экологическое.

Окрепла и материальная база детского туризма. В России построено 59 детских турбаз круглогодичного действия и 151 турбаза летнего временного использования. На них было обслужено 174 тысячи детей.

В период перестройки и разгосударствления экономики страны развитие детского туризма резко пошло на убыль. Основные причины: политическая и межнациональная нестабильность, распад государства, потеря традиционных зон отдыха и путешествий, дороговизна во всем, отсутствие гарантии безопасности детей.

К 2000 году распад детского туризма прекратился и положение стабилизировалось. Заметно сократилось количество слетов, соревнований школьников, походов и экскурсий. Канула в вечность революционная и коммунистическая направленность в воспитании детей. Запрещены детские коммунистические организации и пионерские лагеря отдыха.

Но все же туризм выжил, благодаря бюджетному финансированию, и постепенно стал наращивать темпы своего развития. В период реформ в РФ произошел коренной перелом в сфере детского оздоровления, отдыха и туризма. Сложилась ситуация, когда ведомственные оздоровительные детские лагеря, клубы, центры стали разваливаться, расхищаться и повсеместно закрываться. Причиной тому послужил глубокий кризис, остановка фабрик и заводов, неспособность демократического правительства стабилизировать производство.

Также потерпели крушение оздоровительные учреждения, принадлежащие профсоюзам, так как государство забрало финансы от профсоюзов и передало в фонды социального страхования.

Традиционные зоны отдыха для Центральной России, Урала, Сибири и Крайнего Севера оказалась за пределами государства. Это Прибалтика, Украина, Крым, Карпаты, Закавказье, Туркмения, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан. А северокавказские республики стали недоброжелательно относиться к туристам из Центральной России. Начались вооруженные грабежи туристских групп на перевалах Главного Кавказского хребта. В Чеченской республике, Карабахе и Абхазии прошли гражданские войны. В этой обстановке у России остался единственный стабильный и безопасный район на юге – это Краснодарский край и Адыгея.

В связи с тем, что в Центральной России многие детские туристские базы, центры и лагеря закрылись, повысился спрос на отдых детей на юге. В то же время детский отдых и туризм – это единственная защищенная статья в бюджете России, по которой ежегодно выделяются средства на детское оздоровление и туризм.

Взрослых туристов и молодежи на турбазах Адыгеи не стало, закрылись все перевальные маршруты к морю. Чтобы как-то выжить, полностью не развалиться и не прекратить существование, турбазы Адыгеи перепрофилировались в пионерские (оздоровительные детские) лагеря.

Именно поэтому с 2000 года более десяти лет туристские предприятия Адыгеи обслуживают исключительно детей, организовывают для них активный отдых, вывозят на экскурсии и совершают туристские походы в составе программ детских лагерей.

Так что, волею судьбы все туристские предприятия Адыгеи невольно переродились в оздоровительные лагеря, с незначительным уклоном в сторону детского туризма и приема экскурсионных групп на выходные дни.

Своему сохранению и выживанию сегодня туристский комплекс Адыгеи исключительно обязан двум республиканским структурам: Министерству социальной защиты населения РА и Региональному отделению социального страхования по Республике Адыгея, разместивших на турбазах государственные заказы по организации детского отдыха и оздоровления детей Адыгеи.

В настоящее время и ближайшие перспективы развития туризма в республике Адыгея предусматривают развитие этой отрасли для всех категорий туристов, но основу все же составят дети.

Сегодня процентное отношение отдыхающих взрослых в Адыгее составляет не более 3-4 % от детских туристских групп.

На уровне Государственной Думы и Правительства России основывается законодательная база, регламентирующая развитие детского туризма и дающая льготы. Это поддерживается следующими законодательными актами:

· об основных правах ребенка в РФ;

· об образовании. Закон РФ;

· о некоммерческих организациях. Федеральный закон РФ;

· основа законодательства РФ о культуре. Закон РФ;

· о налоге на прибыль предприятий и организаций. Закон РФ;

· основа законодательства РФ о физкультуре и спорте. Закон РФ;

· о подоходном налоге с физических лиц. Закон РФ;

· о курортном сборе с физических лиц;

· о плате на землю. Закон РФ;

· гражданский кодекс РФ;

· об основах туристской деятельности в РФ;

· о сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

· о льготах по проезду детей;

· типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

· примерное положение о профильном лагере (школе) учащихся;

· о сохранении сети государственных учреждений дополнительного образования детей.

Краткая историческая справка о Центре детско-юношеского туризма в Республике Адыгея.

Адыгейская областная станция юных туристов (ОблСЮТУР) была основана 15 августа 1968 года; первым директором работал Киясов Сагид Измайлович (с 1968 по 1982 год).

С 1988 по 1998 год, детским туризмом руководил Водождоков К.П. С 1998 года вступил в должность Папанов А.И.

С 1993 года ОблСЮТУР преобразована в Республиканский центр детско-юношеского туризма. Детский центр вел большую туристскую, музейную и краеведческую работу с детьми, организовывал работу туристских кружков в школах, слеты, соревнования, концерты-конкурсы туристской песни, спортивные и многодневные походы и походы выходного дня, экспедиции и семинары школьников и учителей. Наиболее активные организаторы детского туризма: Белеванцев И.Ф., Васильева Г.Н., Завадская Т.К., Белеванцев И.Ф., Хатков А.М., Стрюкова О., Клочкова Л., Кожухарова О.Ю., Власова И. и др.

Краеве́дение

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Краеведение как наука

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (государственной лицензии).

В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края. В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах.

С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей "Организация, методика и содержание краеведческой работы".

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью.

Введение

Вопросы теории и практики краеведения в последнее время занимают все большее место в трудах представителей гуманитарных наук. Все это свидетельствует о возросшем общественном интересе к краеведению, изучению своей «малой родины.

Актуализация проблем регионального краеведения вызвана нарастанием глобальных процессов регионализации, ориентацией в масштабах страны на субъекты федерации и связанной с этим потребностью изучения их специфики для определения стратегии их развития, а также кризисом исторической науки, во многом вызванным отсутствием конкретных, локальных исследований исторических процессов и объектов.

Дальнейшее развитие краеведческой науки связано с переходом от глобальных к региональным и локальным исследованиям, введением в научный оборот нового фактического материала по истории отдельных регионов страны. Изучение локальных структур придает историческому знанию многогранность и глубину, преодолевает схематизированное восприятие прошлого. Локальный подход с его комплексным охватом действительности, бережным отношением к прошлому и настоящему, к человеческой личности способствует процессу гуманизации, возвращения к общечеловеческим ценностям, что особенно актуально в наше время.

Для современного гуманитарного знания вообще характерно междисциплинарное сближение различных наук в анализе сложных социальных объектов.

Объект изучения: региональное краеведение.

Предмет изучения: процесс научного восприятия окружающего мира в изучении региона.

Краеведение как наука

Под краеведением понимают научное комплексное изучение локальных объектов, осуществляемое, прежде всего, силами местного населения, своего рода саморефлексию общества, один из способов познания им себя и окружающего мира.1

Само по себе краеведение (краеведение — от: ведать, знать, изведывать) имеет глубочайшие корни в человеческой истории. Человек как социальное существо, всегда стремился познать край, в котором он живет, его природные богатства, историю. Сущность краеведения — в познании края для его развития.

XX век является временем расцвета краеведческой деятельности. Изучали край государственные организации и учреждения (административные и хозяйственные органы, архивы, музеи, научно-исследовательские и учебные учреждения), общественные силы (разнообразные краеведческие общества и отдельные краеведы, другие общественные организации); принято выделять также учебное (школьное и вузовское) и академическое (научное) краеведение.

Объектом краеведения могут быть различные территориально-информационные уровни локальных объектов: суперрегиональный, региональный, территориальный, районный, микроуровень (отдельные населенные пункты, предприятия, памятники, биографии отдельных лиц).

При этом краеведение может играть:

- научную роль (пополняя знания человечества об окружающем мире и о самом себе);

- практическую роль (внося вклад в развитие родного края, что в 1920-х гг. определялось термином «краестроительство»);

- учебно-просветительскую роль (выполняя учебные функции и расширяя кругозор местных жителей). Отметим, что такое деление носит весьма условный характер.2

Сам термин «краеведение» впервые прозвучал в 1914 г., когда педагог Маньков использовал его для обозначения деятельности по всестороннему изучению крупных административно-территориальных единиц — губерний и областей. До этого использовались термины «родиноведение», т.е. изучение места рождения или проживания, конкретного населенного пункта, «отчизноведение» (отечествоведение) и мироведение.3

В последнее время содержание термина «краеведение» поглощается все более утверждающимся понятиями «регионология», «регионоведение». Кроме того, являясь составной частью общекультурного процесса, краеведение может входить составной частью в дисциплинарное пространство не только исторической науки, но и культурологии.

Одно из лучших определений краеведения принадлежит академику С.Ф. Ольденбургу, который в 1927 г. обозначил краеведение как «массовое научно-культурное движение». В последние годы краеведение рассматривается в качестве «своеобразной и действенной общественной и культурной инициативы» местного населения. Как отмечает А.В. Ремизов, «краеведение может и должно рассматриваться как культурологический, социально-психологический и даже историко-антропологический феномен, исследование которого, в том числе и ретроспективное, вызывает закономерный интерес ученых-обществоведов».4

Краеведение с его комплексным охватом действительности, бережным отношением к прошлому и настоящему, к человеческой личности может иметь немалое значение в процессе гуманизации общества, возвращения к общечеловеческим нормам нравственности и морали, что особенно актуально в наше жестокое время.

Наши рекомендации