Требования к написанию «Этического кодекса по социально-культурному сервису и туризму»
Студентам предлагается самостоятельно изучить профессиональные и корпоративные этические кодексы с учетом мирового и отечественного опыта в сфере сервиса и туризма. Особенно подробно надо изучить «Глобальный кодекс туризма», принятый в Сантъяго в 1999 г. и выделить те статьи, которые касаются собственно этики профессиональных отношений.
Очень важной задачей является в ходе изучения этого вопроса формирование у студентов способности на основе имеющегося теоретического материала смоделировать свой вариант профессионального этического кодекса с учетом особенностей специальности «социально-культурный сервис и туризм».
В качестве методической помощи в решении этого вопроса мы предлагаем воспользоваться нижеприведенной схемой, которая отражает основные пункты, в соответствии с которыми студент может раскрыть содержание тех этических норм и правил, которые считает актуальными для деятельности специалиста по сервису. Возможно составление кодекса с учетом специализации: туризм, гостиничный сервис или социально-культурный в целом. Для облегчения задачи студент может придумать фирму, сформулировать основную ее миссию на рынке услуг, дать ей название и описать основные правила и нормы поведения специалиста в любой форме:утвердительной (специалист должен…) или отрицательной (специалист не должен).
Этические нормы должны отражать следующие пункты:
1.Дело
1.Мотивация
2.цели
3.средства
4.профессия
5.«я» в деле
II. Другие люди
1. партнеры
2. клиенты
3. сослуживцы
4. социальные группы
III. Общество
1.Государство
2.чиновники
3.законы
4.общ. мнение
IV. Природа
экологические проблемы региона
экологические проблемы страны
экологические проблемы глобальные
экология историко-культурного наследия
Приведем в качестве примера кодекс профессиональной этики музейного работника
1. Отношение к делу
Ст.1. Главными элементами любой деятельности, в том числе и музейной являются цели. Музейный работник должен четко их осозновать и его собственные цели в отношении этой деятельности должны совпадать с целями организации.
Ст.2. Все действия музейного работника в процессе деятельности должны быть направлены на достижение этих целей. Цель музейной деятельности – хранить музейные предметы и использовать их строго по назначению.
Сердцем любого музея являются фонды, коллекции, поэтому первый вид музейной деятельности – работа с фондами, а здесь для музейного работника важно следующее:
Ст.3. При комплектовании музейных фондов нельзя пользоваться неясными или сомнительными предметами ( например, краденными).
Ст.4. Так как музеи и музейщики зачастую играют роль экспертов, возникает соблазн занизить оценку музейной коллекции, поэтому не следует совмещать профессиональную работу в музее с коллекционированием.
Ст.5. Музеи и музейные работники должны периодически проводить сверку для сохранения музея в том же виде.
Ст.6. В работе необходимо уделять больше места творчеству.
Ст.7. Важно сохранить максимум оригинальности музейного предмета при реставрации, но не улучшить его при этом.
Ст.8. Каждый работник музея должен обладать такими качествами, как ответственность, вкус, профессионализм, опыт, компетентности и т.д.
2. Отношения к другим людям.
Ст.9. Любой человек имеет возможность посещения музея. Музейный работник должен помнить об этом, не делая никаких исключений.
Ст.10. Музей пополняют фонды за счет покупки экспонатов, дарения их музею и даже изъятия таможенными организациями. Музеи должны быть честными по отношению к партнерам и заключать только честные сделки.
Ст.11. Необходимо помнить, что главная цель музейной деятельности – просветить людей, поэтому музеи должны обмениваться музейными экспонатами ( временно их экспонировать) с другими, давая возможность людям и в других городах и странах их увидеть.
Ст.12. Просветительная работа включает в себя экспозиционно-выставочную деятельность (экскурсии, лекции), ввиду этого музейные работники должны как можно больше времени уделять проведению каких-либо учебных занятий, в первую очередь школьников (наглядные иллюстрации и т.д.), организации зрелищных экспозиций пенсионерам.
Ст.13. Музейные работники не должны завидовать количеству экспозиций музея, которой больше, чем их, а стараться в ходе собирательной работы и комплектовании фондов, в этом числе экспедиций различного рода пополнять фонд своего музея.
3. Отношение к законам и государственным органам.
Ст.14. Все музеи обладают сходными характеристиками, поэтому их можно объединить в одной организации. Которой является международный Совет музеев ( ИКОМ), который является некоммерческой, неправительственной организацией и поэтому не можем принуждать музеи к выполнению тех или иных действий, но он вырабатывает правила музейной деятельности, которые имеют рамочный , т.е. рекомендательный характер.
Один из основных документов данной организации. «Кодекс профессиональной музейной этики» и все музейные работники должны ему следовать.
Ст. 15. Музейный работник должен помнить о том, что в отношении музейной деятельности существует большое количество документов, которые преследует незаконную деятельность музейных работников ( в том числе и ст.164 УК РФ – хищение предметов, имеющих особую ценность).
Ст.16. такие государственные органы как таможне, милиция, судебные приставы являются «поставщиками» музейных предметов и музейные работники должны относится к ним соответственно.
Ст.17. Музейный работник является государственным служащим, он должен принимать во внимание все пункты профессионального кодекса музейной этики и «держать марку».
4. Отношение к природе
Ст.18. В ходе археологических, этнографических экспедиций нужно нравственно относиться к природе, все найденные объекты при этом отправлять в музей.
Ст.19. Бережно относится к флоре и фауне региона, где происходит, не используя при этом методы, которые могут им навредить.
Самое главное требование заключается в том, что в кодексе должны быть описаны наиболее «трудные», проблемные ситуации этического характера в общении с клиентов в контактной зоне и даны рекомендации к их разрешению. Студент может руководствоваться как своим собственным опытом, так и наблюдением за недостатками в обслуживании клиентов на предприятиях сервиса, или достаточно просто смоделировать любую проблемную ситуацию.
Список рекомендуемой литературы
4.4.1. Основная литература
1. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2001.
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., 2001.
3. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет /Под общей ред. Е.В. Охотского. М., 1999.
4. Гусейнов А.А., Р.Г.Апресян Этика. М., 1999.
5. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. М., 1999.
6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М., 2000.
7. Капто А.С. Профессиональная этика. Учебное пособие. М., 1997.
8. Кузьменко Г.Н. Этика. М., 2002
9. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. М., 1998.
10. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1998.
11. Основы этических знаний. Под редакцией Росенко М.Н. С-Петербург, 2000.
12. Психология и этика делового общения.// Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко. М,2001.
13. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2001.
14. Разин А.В. Этика: история и теория. М., 2002.
15. Сервисная деятельность:Учебное пособие/ С.Н.Коробкова, В.И. Кравченко,С.В.Орлов,И.П.Павлова. Под общей ред.В.К.Романович. – СПБ,2006.
16. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. М., 2001.
17. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2001.
18. Сухарев В.А. Мы говорим на разных языках., М., 1998.
19. Уткин Э.А. Этика бизнеса. М.,2000.
20. Федцов В.Г. Культура сервиса. Учебно-практическое пособие. М., 2000.
21. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.,1999.
4.4.2. Дополнительная литература
1. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско-американского делового партнерства). – М., 1994.
2. Апресян Р.Г. Добро и польза//Этическая мысль. М., 1991.
3. Аристотель. Никомахова этика// Соч.: В 4-х тт.. М., 1983, Т.4.
4. Бертран де Жувенель. Этика перераспределения.Тверь, 1994.
5. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М., 1995.
6. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982.
7. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
8. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М, 1974.
9. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6-ти тт., М., 1965, Т.4.
10. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. М., 1998.
11. Монтень М. Опыты. М.,1991.
12. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995
13. Российская деловая культура: история, традиции, практика (РДК2). – М.,ТПП РФ, 1998.
14. Словарь по этике. М., 1989.
15. Спиноза Б. Этика // Избран.соч. В 2 т . М., 1957, Т.2.
16. Толстой Л.Н. Религия и нравственность// Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
18. Фромм Э. Человек для самого себя. // Психоанализ и этика. М., 1993.
19. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. М., 1998.
20. Швейцер А. Благоговенье перед жизнью. М., 1992.
21. Шопенгауэр А. Идеи этики // Избранные произведения. М., 1992.
22. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994.
23. Этика бизнеса:межкультурные аспекты. М., 1992.
24. Этическая мысль: Научно-публицист. Чтения. М., 1990.