Периоды смены. Алгоритмы работы вожатого в разные периоды смены
Динамика развития смены
1. оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.
2. основной период, который сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на:
§ отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу.),
§ межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше)
§ лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия
3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.
При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. у каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.
Основная цель орг периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.
Задачи:
§ Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
§ Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
§ Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
§ Определение места (статуса) в коллективе;
§ Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
§ Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
§ Формирование групповых норм, ценностей и традиций.
Предлагаемые формы работы:
§ Игры на знакомство;
§ Экскурсия по лагерю;
§ Игра на территории «Шифровка»;
§ КТД;
§ Формы работы с группами переменного состава;
§ Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;
§ Установление традиций в отряде.
Советы вожатому:
§ до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);
§ лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
§ индивидуальные беседы проводите только наедине;
§ больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
§ больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
§ трудную работу — лучшим;
§ название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
§ дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.
Основной вид деятельности вожатого:
§ Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря
Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».
В этот период только формируется актив отряда, происходит выявление лидеров, распределение ролей. Поэтому основные функции пока придется взять на себя вожатому. Поскольку основные механизмы работы отряда еще не сформированы, необходимо постоянно контролировать все этапы деятельности отряда, не пускать все на самотек, всегда находиться рядом.
В оргпериод необходимо ориентироваться на отрядную (внутриотрядную) деятельность, формирование отряда, как сплоченного коллектива, готового и способного эффективно работать.
Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.
Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены, не страшно, если план будет меняться в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.
Показатели успешной работы.
1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.
2. Все знают имена друг друга.
3. Знают территорию.
4. Обеспечена узнаваемость отряда.
5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.
Основной период:
Задачи:
§ Моделирование ситуации успеха;
§ Предоставление свободы выбора;
§ Создание положительного эмоционального настроя;
§ Создание условий для активности ребенка;
§ Поддержание положительного эмоционального настроя;
§ Организация взаимодействия;
§ Поддержание групповых норм.
Основной период, сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на
§ отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. Встречаются также общелагерные дела, но упор делается на отрядную работу.),
§ межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) и
§ лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые огоньки, сюрпризные моменты, организационные мероприятия.).
В середине периода (экваторе) когда дети вроде как уже привыкли ко всему, нужна маленькая "встряска" –какое-нибудь шумное общелагерное мероприятие.
Основной период - это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты.
На этом этапе можно переходить к межотрядным и общелагерным мероприятиям (не забывая, конечно, о своем отряде надолго). В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.
Показатели успешной работы.
1. Способность к оценке деятельности и самооценке.
2. Достаточно много лидеров.
3. Не должно быть замкнутых групп.
4. Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.
Заключительный период
Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой.
Вожатый в это время - работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера.
Задачи:
§ Организация подведения итогов смены;
§ Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.);
§ Реализация вышеперечисленных знаний и умений;
§ Организация личной рефлексии;
§ Организация групповой рефлексии.
Предлагаемые формы работы:
§ Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение;
§ Выставки творческих работ;
§ Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям).
Итоговый период - это период подведения итогов смены. Ребята активно применяют полученные знания, умения и навыки.
Наибольшим успехом пользуются общелагерные дела, в том числе и организационно сложные, наряду с этим возрастает потребность во внутриотрядном общении. Роль вожатого становится второстепенной, многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но все-таки исполнение необходимо контролировать.
Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.
Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на дальнейшую самореализацию.
Показатели успешной работы.
1. Уверенность в своих силах.
2. Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.
3. Есть тенденция к творческому отношению к делам.
4. Организационная структура срабатывает и в отсутствие вожатого.
Общие рекомендации
Предлагаемый перечень умений вожатого, необходимых в течение всей смены:
§ Установление и удержание контакта «вожатый— ребенок», «вожатый — коллектив»;
§ Решение проблемы замкнутости отдельных подростков, их недоверия к взрослым;
§ Распределение внимания каждому ребенку;
§ Умение вовремя заметить, что ребенку необходима помощь и поддержка вожатого;
§ Управление конфликтными ситуациями;
§ Умение увлечь детей делом за короткий срок;
§ Бесконфликтное решение проблемы дисциплины.
Исходя из многообразия различных видов и форм деятельности в загородном центре, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.
Виды деятельности
§ Интеллектуальная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: учеба, проблемные мастерские, лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты.)
§ Практическая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: профессионально-творческая работа, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки.)
§ Художественная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: прикладные мастерские, музыка, театр, живопись, импровизация.)
§ Спортивно-оздоровительная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: купание, прогулки, спорт, туризм.)
§ Досуговая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: игровые формы творческого развития, отдых, самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество.)
В деятельности загородного центра, направленной на социальное становление личности ребенка, особое внимание должно уделяться такому методу, как игре. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни. сотни тысяч, а возможно и миллионы, различных игр придумало за свою многовековую историю человечество. И лишь недавно слово «игра» перестало ассоциироваться только с развлекательностью, и как равноправное слагаемое вошло во многие серьезные словосочетания. Математические, развивающие, компьютерные, познавательные, деловые игры стали тем видом деятельности, который направлен на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.
В игре развивается умение принимать решение, ориентироваться в быстроменяющейся обстановке. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети и подростки приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей выступает пробой собственных сил, и только в играх педагог, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игра зачастую выступает регулятором в развитии групповых и индивидуальных взаимоотношений, позволяя утвердить нормы взаимоотношений.
Особый смысл в деятельности загородных центров приобретают коллективные дела. Здесь выбор дел происходит в весьма свободной манере, без заранее навязанной программы — их ребята называют сами. Исходя из собственных интересов и желаний самореализоваться. Свобода выбора создает атмосферу нерегламентированного поиска поведения каждого члена отряда. Коллективные дела в рамках отряда — это не только момент самореализации, но и форма самоконтроля, самокоррекции, самоощущения.
Столь же важной для загородного центра является ролевая игра. Ведь ни в учебной работе, ни в семейной ситуации, ни в общественном месте дети не могут идентифицироваться в полной мере с объектом своего интереса. Здесь это не только допускается, но и является обязательным условием свободы самовыражения, самореализации, полного освобождения от привычного стереотипа.
Cюжетно-ролевая игра имеет значение для развития способности к эмпатии. Наиболее ценными и привлекательными качествами сюжетно-ролевой игры является гибкость и пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного возраста.
Когда сюжетно-ролевая игра используется педагогами с целью развития эмпатии, в задачу взрослых входит создание соответствующих условий для более откровенного проявления своих чувств детьми. Играя роль другого, и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.