Особенности телепередач о путешествиях и туризме
Способность телевидения перенести зрителя в любое место на Земле уже успешно используется десятками лет, что делает телепередачи о путешествиях еще более интересными.
Телепередачи о путешествиях точно также как и другие типы передач имеют свою жанровую специфику. Но все-таки в первую очередь можно определить несколько особенностей, которые видны не вооруженным глазом. Первой из них можно назвать полижанровость. При просмотре различных так называемых тревел-программ, можно увидеть, что, в общем, такие телепередачи синтезировали в себя множество качеств от других жанров, и поэтому они одновременно носят научно-популярный, публицистический, образовательный, развлекательные и даже приключенческий характер.
Вторая особенность – большие затраты времени. По сравнению с другими телепередачами подготовка к эфиру очередной серии требует больше времени на переезды съемочной группы, аппаратуры.
Третья особенность - съемки сюжетов проходят в разных природных условиях и средах (съемка на воде и под водой, в горах, в полете, в джунглях и в других тяжело доступных местах). А для этого нужно иметь специально обученную cсъемочною группу и дорогостоящие технические средства. Но такие телепередачи заслуживают к себе внимание, потому что имеют обширную аудиторию - ее смотрят и дети и взрослое поколение и пенсионеры, а это формирует еще одну – четвертую особенность. Обозначив основные теперь можно перейти к специфическим такого рода передач чертам.
Очень важным аспектом при анализе таких телепередач есть обозначение концепции, то есть главного замысла. В основном такие телепередачи очень похожие, а отличаются между собой в основном, только подачей материала. Пятая особенность таких передач заключается в том, что они делятся в основном на два вида. Первый - это телепередачи репортажного типа, а второй - передачи журнального типа. Репортаж – съемка одного события или их цепочки, при этом вы являетесь, чуть ли не их участником и предоставляете зрителю возможность ощутить происходящее, как говорится, в реальном времени (real time)) (Алекберова А., 2011 ). Программа-репортаж – ето те передачи или даже несколько випусков передачь которие посвещены какой-то одной стране. В украинском телеефире к таким относятся «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровым, «Орел или решка» и т.д..
Программа «журнального» типа, которая сродна с киножурналом. Киножурнал — распространенная в прошлом форма экранной продукции, несомненно представляющая собой самостоятельный жанр, при которой произведение составляется из коротких игровых, документальных или мультипликационных сюжетов с насыщенной драматургической или информационной композицией (Вакурова Н., 1997).
Телевизионный журнал – это также периодическое (еженедельное, ежемесячное) издание, где под одним названием собраны материалы на разные темы.
Популярность телевизионного журнала в программе обусловлена вполне объективными причинами и закономерностями. Направленность, адресность этой формы, позволяющей дифференцировать аудиторию по интересам, возрастному, образовательному, профессиональному или другим признакам, чрезвычайно важна в нашем случае. Причем сужение аудитории ведет к усилению познавательного, воспитательного воздействия журнала (пример дифференциации по интересам: «Клуб путешественников», «В мире животных»).
Обращаясь к определенной группе зрителей и занимая стабильное место в программе, журнал позволяет устанавливать систематическую связь с аудиторией. А это в свою очередь дает возможность на протяжении ряда передач углубленно рассматривать в рамках журнала те или иные проблемы. Журнал как форма открывает широкие возможности творческого экспериментирования. Принципиально важное значение имеет поэтому разножанровость журнальных элементов («страниц»), а также возможность использования всех доступных телевидению изобразительно-выразительных средств, что в свою очередь открывает пути для решения различных идейно-творческих задач. Наконец, еще одно существенное достоинство журнала – емкость формы, которая обеспечивается свободной компоновкой материалов, установлением оптимальной ритмико-композиционной последовательности.
Выделяя устойчивые признаки тележурнала, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эта форма все время изменяется, обретая новые черты и качества. Постоянно углубляющаяся тематическая дифференциация программ, появление в них новых разделов – эти тенденции не могут не сказаться и на тележурнале. Стечением времени определяется более четкая адресность, хотя при этом нередко сужаются тематические рамки. Как убеждает практика телевидения, самые популярные, самые значительные журналы – это те, которые имеют постоянного, авторитетного ведущего – публициста или специалиста-популяризатора (http://evartist.narod.ru).
Примером такой передачи может стать «За семь морей». Она очень похожа с журналом, потому что каждая рубрика расказывает о чем то другом но с продолжением в следуйщем випуске. В таких передачах каждый выпуск программы делится на несколько частей, которие посвящены, например, стране, ее особеностям, традициям или собитиям.
Передачи на туристическую тематику имеют еще одну, шестую особенность. В большинстве таких телепередач большую роль играет ведущий который не просто знакомит телезрителя с той или иной страной, ее достопримечятельствами, но и берет активное участие в тех событиях которые видит зритель. Например, Дмитрий Комаров – телеведущий «Мира наизнанку» одновременно и ведущий и непосредствений участник сюжетов. Стараясь ощутить себя жителем той или иной страны, он берет активное участие в древних ритуалах, охотится, пробует разнобразную екзотическую еду.
Поетому ведущему в таких телепередачах отведена такая важная роль. Можно обозначить три основных варианта более подходящих ведущих для тревел-передач:
1. Профессиональный телеведущий, хорошо известный, легко входящий в новое амплуа. Наиболее удачный вариант – Дмитрий Комаров.
2. Просто известная личность чьё лицо также хорошо знакомо зрителю Жанна Бадоэва.
3. Специалист в своей области, засуживший авторитет и известность в определённых кругах. На телевидение приходит уже сложившейся личностью. Например, Николай Дроздов ведущий программы «В мире животных».
Седьмая характерная черта - телепередачи о путешествиях ведут в основном мужчины. Один из самых известных телепутешественников Дмитрий Крылов говорил, что женщин в таких проектах очень мало, потому что путешествия по миру с целью полноценной телепрограмму - это большой физический труд. Но, однако, есть женщины, которым эта работа по плечу. Но таких действительно крайне мало. Причем, это мировая практика, и в Америке, и в Европе вести программы о путешествиях - это преимущественно мужское дело. Если женщины ведут программы о туризме, то это чаще всего студийные записи. Считается, что тяга к перемене мест женщинам менее свойственна, и забот дома у них гораздо больше. Тем более, если учесть, что успешные программы, а телепутешествия неизменно пользуются популярностью, делаются блоками в ритме нон - стопа. Для того, чтобы разъезжать с камерой по экзотическим местам, несмотря на жару, дождь и холод, нужна авантюрная жилка и недюжинная выносливость. И именно эти качества у известных женщин – телепутешественниц.
Восьмая характерная черта для передач о путишествиях – ето то, что в таких телепередачах не задействованная студия, то есть все сюжеты только с мест откуда вещяет ведущий. И на ето есть причины. К примеру, ведущий профессор Я. Броновский 13-серийного фильма Би-би-си «Восхождение человека» придает принципиальное значение тому, что телевизионный рассказ о Парфеноне был проведен им непосредственно из Афин, а события в Древнем Риме он комментировал, находясь в Риме нынешнем. Когда можно коснуться рукой старых камней, видевших великие события, то находятся совсем иные слова и приходит состояние духа, которого невозможно достичь, сидя в павильоне студии (http://dzyalosh.ru).
Девятая особенность – неуклонное следование выбранной тематики, что является основним компонентом которий формируэт концепцию телепередачи. В общих чертах все туристические телепередачи придерживаются одной и той же теми, а именно подача интересных на их взгляд ведомостей о стране или странах . Но существуют передачи которые и очень похожие между собой и противоположны друг другу. Например, одна передача расказивает только в общих чертах о стране, о быте, природе, достопримечательностях стараясь дать зрителю общую картину, вторая - наоборот, делает акцент на интересных мало знатных фактах, не углубляясь в общею картину. Но все это зависит от типа передачи. Потому что, например, программа журнального типа может позволить себе углубляться в интересные факты о каждой стране, так как есть возможность в каждой рубрике показать что-то интересное и известное малому кругу. Передача репортажного типа имеет более скромные возможности потому что она ограничена эфирным временем (если не предусмотрен цикл передач о стране или месте или же эта телепередача не специализируется на конкретных особенностях о стране).
Десятая особенность – музыкальное и видеоофрмление. Большое значение имеет музыкальное сопровождение передачи и заставки. Музыкальные акценты делают эфир намного логичнее и понятнее зрительской аудитории, обозначая отдельные разделы и кульминационные точки. Музыка также усиливает воздействие, эмоциональность и развлекательность телевидения. С помощью музыки можно усилить выразительность содержания телесообщения , подчеркнуть все самое важное, и создать общее впичетление о происходящем на экране (http://rus.625-net.ru/ 2006 , О. Чернышов).
Заставка, может стать хорошей огранкой и сделать передачу оригинальной и совершенной. Поэтому правильный выбор музыки и заставки делает такую телепередачу легко узнаваемой среди телезрителей . Стоит вспомнить, например, научно-популярную телепередачу «В мире животных». Та восхитительная мультшапка, которая была создана ее ведущим Александром Згуриди: летящие птицы, бегущие олени, обезьянки, прыгающие по веткам, с музыкальным сопровождением известной мелодии Поля Мориа «Жаворонок» осталась до сих пор в памяти многих поколений зрителей.
В общих чертах телепередачи туристической тематики имеют свои довольно интересные специфические преимущества. Для зрителя, во-первых, на сегодняшний день они востребование, потому что не каждый из зрительской аудитории имеет возможность побывать в интересных странах или окрестностях собственной страны. Во-вторых, просмотр такого типа передач несет в себе эмоциональную разгрузку, а в третьих, можно просто сидя на диване узнать много интересного и расширить свое мировоззрение.
В сравнении с другими телепередачами качественные тревел-телепередачи требуют немного больше затрат времени и денег чем другие проекты, поэтому на украинском телевидении их существует не так уж много, что в своей совокупности подтверждает то, что практически отсутствует внутриния конкуренция. Поэтому можно создавать новый проект не боясь конкурентов.
Методы исследования