Задачи на оценку понимания/умений студента

Задание 1.

Анализ показывает, что применительно к российской практике к типичным ошибкам в кадровой политике предприятия относят отсутствие:

1) процедуры ознакомления вновь принятого сотрудника с предприятием (работник с момента найма обычно ощущает себя оторванным от коллектива);

2) планирования карьеры, лишающей работника перспектив;

3) должной информированности, в результате чего работник мало отождествляет себя с интересами фирмы;

4) чувства ответственности, «замораживающие» инициативу работника;

5) коммуникаций, позволяющих работнику высказывать свои претензии, соображения и получать удовлетворяющие его ответы;

6) продвижения по службе, что делает невыгодным для работника качественное проявление себя в труде.

Инструкция:На основе представленной информации ответьте на вопросы, аргументировав ответ:

1. Как Вы полагаете, какие еще типичные ошибки и недоработки характерны для практики управления человеческими ресурсами применительно к сегодняшней России?

2. Какие нововведения в управлении персоналом могли бы внедрить Вы, если бы были назначены менеджером по кадрам российской фирмы?

Задание 2.

Заполнить таблицу, объяснив взаимосвязь стратегического и текущего планирования

Текст задания

Признаки Стратегическое планирование Оперативное планирование
Иерархические ступени    
Неопределенность    
Вид проблем    
Временной горизонт    
Потребность в информации    
Альтернативы планов    
Охват    
Степень детализации    
Основные контролируемые величины    

Задание 3.

Сейчас особое значение имеет контроль за выполнением планов предприятия. Его цель – убедиться в достижении намеченных результатов (запланированных показателей). Контроль осуществляется высшим руководством и руководством среднего звена фирмы. При необходимости принимаются решения по исправлению положения. Процесс контроля за выполнением планов включает следующие этапы:

1 этап – установление контрольных показателей (чего мы хотим достичь?);

2 этап – уточнение показателей рыночной деятельности (что происходит);

3 этап – анализ проделанной работы (почему так происходит);

4 этап – последующие корректирующие действия (что надо сделать для исправления положения).

Инструкция:На основе представленной информации ответьте на вопросы, аргументировав ответ:

1. Какова, по Вашему мнению, роль контроля, его совершенствования в бизнесе?

2. Какие особенности в организации контроля за деятельностью предприятия в целом и за деятельностью его составных звеньев характерны для российской практики?

3. Какие этапы и элементы контроля, по Вашему мнению, имеют особое значение для обеспечения высокого конечного хозяйственного результата работы фирмы?

Задание 4.

Заполнить таблицу, сравнив иерархический и органический тип структур. Обоснуйте свой ответ.

Текст задания

Основание для получения желаемого результата Иерархический тип структур управления Органический тип структур управления
Основа построения структуры    
Тип руководства    
Преобладающий тип связей    
Формализация отношений    
Организация труда    
Основание для получения желаемого результата    

Задание 5.

Сложилось мнение, что новые организационные структуры компаний многое изменяют в работе ее менеджеров. К таким изменениям относятся:

1) решение проблем не может быть полностью предоставлено другим специалистам. Представители руководства должны стать лидерами в реализации стратегических проектов, обеспечивать интегрированное управление нововведениями, преобразованиями во всех подсистемах, включая развитие человеческих ресурсов;

2) так как в процессе разработки стратегии приходится учитывать множество факторов со сложными взаимосвязями, менеджеры высшего уровня обязаны уделять больше внимания оценке совместимости, непротиворечивости отдельных решений, регулировать связи между фазами реализации и постановки (уточнения) целей;

3) в связи с тем, что ожидаемые результаты процесса разработки стратегических решений часто меняются, руководителям не следует жестко фиксировать конкретные цели и нормы на определенный период, а следует предлагать сценарии, возможные направления развития и рекомендации для менеджеров других уровней;

4) приходится существенно перестраивать взаимосвязи между представителями высшего руководства, менеджерами и специалистами, работающими в различных подразделениях фирмы.

Инструкция.На основе представленной информации ответьте на вопросы, аргументировав ответ:

1. Какие еще, кроме приведенных ранее, изменения в деятельности менеджеров характерны для последнего времени?

2. Считаете ли Вы, что подобные изменения органично связаны с современными достижениями в экономике, науке, технике, управлении, или это вызвано какими-то другими причинами (указать какими)?

Задание 6.

Постройте (письменно) модели менеджеров, отразив в них требования, которые Вы будете предъявлять претендентам на должности, включая способности предстоящей деятельности, теоретические навыки и практические навыки, темперамент, здоровье и другие качества, необходимые для успешной работы в новой должности.

Вам как руководителю турфирмы необходимо заполнить два вакантных места: менеджера по продажам и менеджера по визовому сопровождению.

Задание 7.

В российской практике бизнеса все чаще используются различные нововведения в мотивации труда, чтобы сделать его более плодотворным, эффективным. Среди таких инноваций – установление для конкретного работника нестандартного, льготного рабочего режима. Этот вид мотивации у нас используется пока мало. Тем не менее, он считается одним из эффективных, особенно на малых частных предприятиях, среди лиц таких профессий, как врачи, юристы, преподаватели, управляющие, технические работники, и в сфере обслуживания.

Работники назначают себе рабочие часы по своему усмотрению, лишь бы они устраивали компанию и их было достаточно, чтобы выполнить требуемую работу. Один трудится с 8 до 16 час, другой – с 12 до 20 час. Если Вы справляетесь с работой скорее, ваше дело – идти домой или работать дополнительно. Иногда гибкие смены приводят к сокращенной рабочей неделе, обычно четырехдневной, с тремя выходными. Некоторые компании установили «материнские смены», которые приспособлены к часам посещения школы детьми. Женщина не покидает организацию во время вынашивания и раннего воспитания детей. Многие предприятия дают возможность студентам работать во время «окон» в их учебных расписаниях. Гибкие смены снижают уклонение от работы, опоздания и текучесть рабочей силы, повышают настроение и производительность труда.

Инструкция. Ответьте на вопросы, аргументировав ответ.

1. Если руководство фирмы предложило бы Вам гибкий график трудовой деятельности, как бы Вы на это отреагировали и почему?

2. Как Вы полагаете: в чем интерес руководства компании при предоставлении работникам льготного режима работы?

3. Если бы Вы были руководителем, то каким образом организовали бы работу по контролю за количеством и результатами труда сотрудников?

Задание 8.

Выстроить технологическую последовательность функций туроператора. Определить тип туроператора.

Вариант 1.

Задачи на оценку понимания/умений студента - student2.ru

Задание 9.

Решение социальных проблем фирмы осуществляется на основании перспективного плана. Планирование социального развития – это составление планов не только для коллектива в целом, но и для отдельных работников. Индивидуальный план называется картой социально–профессионального роста, или карьерограммой. Это своеобразный договор, заключаемый работником и администрацией о перспективах его жизнедеятельности на предприятии.

Карьерограмма состоит из нескольких разделов. В первом разделе в хронологическом порядке отмечаются события, этапы роста (развития) работника. К событиям относятся изменения в квалификации, должности, условиях труда, его оплате, в благах, распределяемых на предприятии. Диапазон событий, значимых для человека и вызывающих у него необходимость роста, достаточно широк.

Второй раздел включает требования, которые должны выполнить работники в процессе своего развития. Какое, например, образование (квалификацию) нужно приобрести, чтобы продвинуться по службе, какие виды работы осуществить, чтобы получить дополнительное поощрение и т. п. Третий раздел карьерограммы содержит перечень обязательств администрации по отношению к работнику, претворение их в жизнь способствует его росту. В четвертом разделе отмечаются меры поощрения или наказания за выполнение или невыполнение работником требований к нему, а администрацией – ее обязательств.

Инструкция. Составьте проект своей карьерограммы, который Вы хотели бы представить руководству фирмы, учитывая современные возможности предпринимательства в России. Постройте план своей карьеры, предусмотрев не только трудоустройство, но и продвижение по иерархической лестнице, повышение своего образования и приобретения навыков управления производственными процессами и людьми, работы в группе (команде), свой творческий рост.

Задание 10.

Менеджер, особенно высокого уровня, всегда должен иметь своего заместителя. От их совместной деятельности, взаимодействия во многом зависит успех дела. Ниже приводятся основные заповеди, которыми следует руководствоваться в рамках деловых отношений руководителя и его заместителя.

Заповеди для руководителя:

1. Обязательное полное информирование заместителя о состоянии дел.

2. Лояльность по отношению к заместителю. Руководитель должен не просто поддерживать своего заместителя, но и отстаивать его интересы.

3. Оказание заместителю всякого содействия: он должен иметь доступ к информации, ценному опыту.

Заповеди для заместителя:

1. Действовать в духе отсутствующего руководителя. Не следует видеть в заместительстве шанс для проведения собственной политики.

2. Лояльность по отношению к отсутствующему руководителю. Ни по отношению к руководителю своего «шефа», ни по отношению к подчиненным заместителю не следует проводить собственной тактики.

3. Секретность. Необходимо хранить молчание обо всех происшествиях в подразделении. Конечно, заместитель не обязан скрывать ставшие ему известными факты, связанные с уголовными преступлениями.

4. Честность и благородство. Заместитель не должен использовать полученную им во время заместительства информацию ради собственной карьеры.

5. Ориентация на окончание сроков заместительства. Заместитель должен зафиксировать в рабочем дневнике (других аналогичных документах) все существенные дела и полностью информировать о них руководителя по его возвращении, чтобы тот мог без промедления приступить к работе.

Инструкция.На основе представленной информации ответьте на вопросы, аргументировав ответ:

1. Со всеми ли заповедями Вы согласны?

2. Что еще, по Вашему мнению, нужно добавить к ним ради пользы дела?

3. От каких заповедей, на ваш взгляд, можно или нужно отказаться и почему?

4. Если бы Вас назначили топ-менеджером, руководствовались бы Вы приведенными ранее рекомендациями во взаимоотношениях со своим заместителем? Поясните свою позицию.

Задание 11.

Выстроить технологическую последовательность функций туроператора. Определить тип туроператора.

Задачи на оценку понимания/умений студента - student2.ru

Рис. Основные функции …. туроператора

Задание 12.

Определить какие из перечисленных ниже целей являются стратегическими, долгосрочными или краткосрочными.

1. Увеличить долю турфирмы на рынке с 5 до 10%.

2. Обеспечить рост доходов на 5%.

3. Обеспечить повышения качество продукции.

4. Добиться ежегодного увеличения объема продаж с 1 млн. до 2 млн.рублей за пять лет.

5. Раз в полтора-два года выходить на новый рынок.

6. Повысить репутацию турфирмы среди клиентов

7. Повысить конкурентоспособность турфирмы на рынке.

8. Добиться 100%-ного удовлетворения запросов потребителей.

9. Расширить номенклатуру предлагаемых услуг.

10. Снизить издержки по сравнению с основными конкурентами.

11. Ликвидировать те направления, которые не приносят дохода и не вписываются в общую стратегию турфирмы.

12. Добиться увеличения притока денежных средств.

13. Обеспечить стабильный доход в периоды экономического и сезонного спада.

14. Добиться лидерства в области технологий и инноваций.

15. Увеличить прибыль на вложенный капитал.

Задание 13.

Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру немалых нервов, фирме – убытков. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя их распознавать и сделать соответствующие выводы. Признаки конфликтов, как правило, одни и те же:

1) дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается «не в ходу»;

2) сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами;

3) во время разговоров сотрудников большое внимание уделяется негативным фактам. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем. Каждый из этих признаков – серьезный настораживающий сигнал, но уладить конфликт еще не поздно. Для этого придется чуть-чуть изменить принятый Вами режим работы. Например, распределять задания не «тет-а-тет», а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное подведение итогов.

Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт. Поэтому, прежде чем начинать действовать, проанализируйте собственное поведение. Помните: Вам в качестве руководителя недопустимо:

4) скрывать какую-либо деловую информацию от своих подчиненных;

5) высказывать особое расположение кому-либо из сотрудников;

6) безропотно отдавать людей «на растерзание» вышестоящему начальству;

7) недооценивать профессионализм своих коллег.

Инструкция.На основе представленной информации ответьте на вопросы, обосновав ответ:

1. Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций?

2. Если уж конфликтная ситуация стала реальностью, то как ею управлять?

3. Каковы должны быть ваши действия как менеджера при разрешении конфликта?

Задание 14.

В условиях рынка человек меняет работу, как правило, часто. При устройстве на новое место ему обязательно приходится проходить собеседование, в том числе и менеджеру. Здесь главное: как можно лучше себя представить. При собеседовании целесообразно учесть следующие советы:

1) будь подготовлен. Неплохо иметь информацию о компании, с которой ведутся переговоры, о том, что происходит сегодня в этом секторе рынка, что делают основные конкуренты. Постараться что-либо узнать о человеке, который будет вести диалог, определить свою готовность ответить на типичные в таких случаях вопросы: «Расскажите немного о себе» или «Что Вы считаете своим самым важным профессиональным достижением»?

2) правило двух минут. Согласно многочисленным исследованиям при собеседовании 80% впечатлений о кандидате получаются в первые две минуты. В данной ситуации немалую роль играют такие мелочи, как приветствие и рукопожатие, короткий, а не длинный диалог, рекомендации психологов смотреть собеседнику в глаза;

3) главное – контакт. Чем раньше Вы переведете разговор о Вас на разговор о компании, о вашей будущей работе или о профессиональной деятельности собеседника, тем больше у Вас шансов «разбить лед» на ранней стадии беседы и найти «точки соприкосновения » с человеком, от которого в этот момент зависят ваш успех или неудача. Важно понять, с каким человеком Вы разговариваете, и в зависимости от этого скорректировать свое поведение;

4) слушайте внимательно. Старайтесь внимательно слушать беседующего с Вами. Люди любят, когда их слушают, и Вам обеспечены дополнительные «баллы», если Вы покажете, что умеете это делать;

5) сделайте паузы в словах. Отвечая на вопрос, рекомендуется делать паузы (приблизительно каждые две мин.), чтобы понять, насколько собеседника устраивает и интересует то, о чем Вы говорите;

6) умейте правильно задать свои вопросы. О Ваших способностях будут судить не только по вашим ответам, но и по вашим вопросам. По ним должно быть понятно, что Вы немало знаете о компании, о рынке и о характере работы, которую Вы хотите выполнять;

7) особенно важно последнее слово. Можно, например, подвести краткий итог беседы и отметить, что Вы теперь еще больше уверены в том, что вполне подходите для этой работы;

8) последнее – не забудьте спросить, когда Вам сообщат о результатах собеседования, и постарайтесь получить конкретный ответ.

Инструкция.На основе представленной информации ответьте на вопросы, аргументировав ответ:

1. Какие еще советы, рекомендации Вы дали бы самому себе для беседы при устройстве на работу?

2. Со всеми ли советами Вы – согласны? Если нет – почему.

3. Как Вы думаете, зачем нужно до собеседования продумать весь его сценарий и стараться направлять действие в нужную для Вас сторону?

Задание 15.

Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант решения:

1) буду строго придерживаться субординации, не оспаривая решения начальника; предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.

2) все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник.

3) выражу свое несогласие с решением начальника; предупрежу его о том, что впредь в таких случаях буду отменять его задания, порученные моему подчиненному без моего согласия.

4) в интересах дела отменю задание начальника, прикажу подчиненному продолжать начатую работу.

Задание 16.

Между вашими подчиненными возник конфликт, мешающий им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращается к вам, чтобы вы приняли его сторону и разрешили конфликт. Ваша позиция в данной ситуации:

1) Мое дело – не допустить, чтобы они конфликтовали на работе, а решать конфликт – их личное дело.

2) Лучше всего разобраться в этом общественным организациям.

3) Прежде всего, необходимо разобраться в причинах конфликта самому и попытаться найти способ их примирить.

4) Выяснить, кто из членов коллектива – авторитет для конфликтующих, и воздействовать на людей через него.

Задание 17.

Ваш подчиненный по причине недисциплинированности не выполнил задание в срок, хотя дал слово сделать эту важную работу к намеченной дате. Ваша реакция:

1) Сначала добиться выполнения задания, а затем уже поговорить наедине: воспитывать, а если надо – наказать.

2) Поговорить с ним наедине, выяснить причину срыва, добиться выполнения работы, наказать в случае повторного нарушения вдвойне.

3) Сначала поговорить с теми, кто больше знает о провинившемся, и посоветоваться о том, какую форму воздействия применить к нему.

4) Отменить задание, передать вопрос на решение «треугольнику». В дальнейшем вести тщательный контроль за его работой, вовремя исправлять ошибки.

Задание 18.

С помощью управленческой решетки решите конкретные ситуации. Один из членов вашего коллектива внезапно заболел. Каждый сотрудник очень занят срочной работой. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как вы поведете себя в такой ситуации? Выберите один из следующих вариантов.

а) поручу выполнить работу за отсутствующего одному из своих подчиненных.

б) предложу: «Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя эту работу. Ведь она все равно должна быть сделана. Пусть каждый скажет, что он делает в этот период, а затем мы вместе решим, как выполнить работу заболевшего».

в) скажу коллективу: «Я очень перегружен работой! Разделите-ка сами между собой работу заболевшего. Выручайте друг друга и весь коллектив. Человек выздоровеет – отработает. За дело!»;

г) скажу и сделаю так: «Если никто из вас не сможет выполнить его работу, я сам сделаю ее!»

Инструкция. Вам следует, руководствуясь характеристикойтипов управления, определить правильные действия менеджера каждого типа (1.1,1.9, 9.1,5.5, 9.9). Данные ответов занести в таблицу.

Тип менеджера
1.1 1.9 9.1 5.5 9.9
         

Задание 19.

Практика показывает, что наибольший успех в бизнесе достигается за счет объединения усилий группы людей или коллективов при решении проблем. Если такая кооперация обеспечивает эффект мультипликации, то возникают дополнительные выгоды, которые невозможно получить поодиночке. Для этого необходимо выполнять определенные требования по вопросам кооперации:

1. Цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем участникам.

2. Партнерам по возможности должны быть знакомы задачи друг друга.

3. При работе должны царить хорошее взаимопонимание и свободный обмен информацией.

4. Никто не должен настаивать на своем варианте решения. Надо быть готовым пойти на компромисс и изменить свое решение в пользу другого, обещающего успех для всех.

5. Необходимы правила игры, которых все должны придерживаться. 6. Сильные стороны партнеров важнее для совместного дела, чем их слабые стороны. Первые необходимо скомбинировать, вторые – нейтрализовать.

7. Вся информация должна поступать к координатору, чтобы можно было сразу же передать ее всем тем, кого от непосредственно касается.

8. Мешает кооперации тот, кто хочет добиться для себя выгоды за счет других участников.

9. Каждый отвечает за свой участок работы, за надежность и соблюдение сроков.

10. В случае той или иной удачи следует поощрять всех, имеющих отношение к данной работе.

11. Все должны быть ознакомлены с типовыми условиями совместной работы (бюджет, предписания, сроки и т. п.).

12. Если решения принимаются не совместно, они должны быть всем понятны и соответственно обоснованы.

Инструкция

1. Со всеми ли требованиями, обозначенными выше, вы согласны? Если с чем-то не согласны – аргументируйте.

2. Какие еще требования, предпосылки необходимы, чтобы конечный результат совместного труда был бы максимальным?

3. Какую менеджер должен провести организационную подготовку для совместной работы сотрудников, чтобы гарантировать успех?

Задание 20.

1) Составить план разговора с клиентом, пришедшим в турфирму для приобретения 7 дневного тура в Хорватию.

2) Определите, к какому профессиональному типу из шести возможных относитесь вы (активист, исполнитель, реалист, интеллектуал, игрок, артист).

3) Составьте план разговора с клиентом, отправляющимся в Индию, с целью объяснения ему правил этикета.

Критерии оценивания

Для промежуточной аттестации в балльно-рейтинговой системе предусмотрено 40 баллов. Аттестация производится отдельно по каждому вопросу билета. Вопросы теоретического курса оцениваются в 10 баллов максимум каждый. Задача на понимание/ умение – максимум в 15 баллов. Комплексная оценка студента формируется исходя из следующей матрицы баллов.

Наши рекомендации