Понятие и классификация музыкальных фестивалей
Фестиваль – массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного творчества.
Исходя из этого определения, можно вывести более конкретное определение музыкальному фестивалю, т.к. научного определения нет.
Музыкальный фестиваль – это массовое мероприятие, празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного музыкального творчества [12].
Музыкальные фестивали - это одна из главных форм развития музыкального туризма. Для местной экономики – это еще более прибыльное явление, поскольку зачастую они охватывают несколько дней или, по крайней мере, выходные. Кроме того, музыкальные фестивали, как правило, включают в себя более чем одну группу, увеличивая вероятность, что люди захотят присутствовать.
В некоторых городах или регионах решили заработать на приезжих за счет фестиваля музыки, одновременно затрагивая иные события, такие как фестивали еды или другие общественных мероприятия, которые могут генерировать дополнительный доход. Аналогичным образом, в некоторых городах с учетом культурных особенностей, связанных с определенным стилем музыки, стали привлекать исполнителей и поклонников на почти постоянной основе.
В музыкальной индустрии туризма существует развитие практически типов музыки, хотя рок-музыка является самым популярным. Все больше и больше независимых групп сейчас едет на гастроли, однако, часто это не большие площадки в городах. Это дает даже владельцам малого бизнеса возможность заработать дополнительный доход от музыкальной индустрии туризма. Например, владельцы небольших ресторанов и кафе, баров, организовывают площадки, места, позволяющие музыкантам выступать, и часто даже одно шоу может принести хороший доход. Пока музыка соответствует предпочтениям клиентов, часто посещающих заведение, это может способствовать большому повышению доходов [12].
Музыкальные фестивали начали проводиться еще в незапамятные времена, В самом широком смысле являются одними из старейших и наиболее распространенных форм музыкального туризма. Музыканты были неизменной частью празднества вокруг урожаев, равноденствий, сельских ярмарок. Но невозможно проследить, когда фестивали начали развивать туристическое измерение. На название «старейшего фестиваля Европы» претендует фестиваль хора в Англии фестиваль, который восходит к 1724 (и до сих пор продолжается) в соборе города Херефорд, Глостер и Вустер, хотя Antrim’s Oul’ Lammas Fair – фестиваль-ярмарка в Балликасл был основан в 1606 году. В середине 1800-х годов во многих европейских городах получили распространение оперные и оркестровые фестивали, важные направления на Гранд Тура.
Подъем музыкальных фестивалей стал ответом на увеличение спроса, которое объясняется относительным ростом после Второй мировой войны располагаемых доходов и свободного времени, наряду с этим становятся дешевле авиа-перелеты, увеличивается количество автострад, усложняется туристическая инфраструктура. Фестивали первоначально стали развлечением преимущественно для среднего класса в рамках туристических впечатлений [14].
Пожалуй, первым из по-настоящему масштабным событием, случившимся в 60-е, несомненно, можно назвать Вудсток. Интересно, что с точки зрения промоушна, его устроители сработали ниже всякой критики: совершенно непотребные афиши, сложности с продажей билетов (их можно было купить только в ряде районов Нью-Йорка, а также по почте через одну не самую известную радиостанцию) и многое другое [12].
Особо показательно «позиционирование» события. Один из музыкантов, некто Тони Джеймс (Tonne James) со своей группой, отказался от участия в фестивале - и вот по какой причине: «Когда мы были на Гавайях, мой секретарь позвонил мне и сказал, что какой-то хозяин свинофермы под Нью-Йорком приглашает там выступить…».
В то же время, результат, как говорится, был налицо - тогда на фестиваль приехали около полумиллиона человек. И это говорит не только о сильнейшей программе события и о флюидах «лета любви», как теперь называют то лето, но и о том, что спрос на такие мероприятия явно превышали предложение.
Вудсток не стал ежегодным – зато появились другие фестивали, которые стали проводиться на радость публике и рекламодателям из года в год. Так, в 1970 году состоялся первый концерт ставшего за последующие годы всемирно известным Glastonbury Festival (кстати, в цену входного билета (1 фунт), тогда почему-то вошла порция молока - неожиданная, однако оставшаяся в веках «придумка»). Через год в городе Roskilde (Дания) состоялся Sound Festival, организованный при полном отсутствии средств, зато на большом энтузиазме (впрочем, это можно сказать о большинстве фестивалей тех лет) [19].
С тех пор их число с каждым годом увеличивается. И кстати, многие из них, так или иначе (в названии, в продвижении и т.п.) обыгрывают слово «Вудсток».
Сегодня же в мире проходит необычайное количество разнообразных музыкальных фестивалей и с каждым годом их становиться все больше. Возможности фестивалей растут очень быстро. Конечно, сегодняшние фестивали не отличаются координально от родоначальников этого мероприятия, но перемены все же происходят.
Сейчас одной из основных тенденций становится многоформатность. Если раньше формат «все в одном» расценивался скорее как «минус» событию (первый Roskilde Festival собрал фолк, джаз, рок- и поп-музыкантов все же скорее от бедности), то теперь это несомненный «плюс». Чем больше музыкальных жанров представлено на фестивале, тем больше публики он привлечет.
Соответствует этой тенденции и позиционирование – так, один из крупнейших в Европе российский open-air пивной фестиваль «Крылья» всеми силами стремится уйти от приставки «рок-фестиваль». И дело здесь не только в том, что термин «русский рок» себя давным-давно дискредитировал, но и в общей тенденции - своеобразной «музыкальной политкорректности», когда приверженность одному жанру становится все менее характерной как для слушателей, так и для самих артистов.
При этом, такая многоформатность может стать не только трендом, но, по сути, и брэндом, одинаково привлекательным и престижным как для публики, так и для участников. Например, один из самых статусных мировых фестивалей Montreaux Jazz Festival (Швейцария) проходит одновременно на нескольких площадках. Это позволяет не в ущерб вкусам уж совсем ярых приверженцев того или иного жанра собирать ключевых артистов самых разных жанров: в этом году там участвуют Deep Purple, Massive Attack, B.B.King, Kid Koala, Sigur Ros и многие другие.
Еще одна тенденция – все менее навязчивое спонсорское участие. Еще лет 10 назад корпорации стремились максимально «логотипизировать» фестиваль – можно вспомнить едва ли не самый активного в мире спонсора музыкальных фестивалей компанию Pepsi и фестиваль Sziget, несколько лет подряд называвшийся Pepsi Sziget. Теперь же спонсоры, как правило, стараются вести себя спокойнее и ищут другие пути продвижения своей идеологии. Так, «Старый мельник» (пивоварня Москва-Эфес) «отбивает» свое участие в «Крыльях» более тонкими способами – еще один слоган события, «душевный музыкальный фестиваль», стал таковым благодаря декларируемой брендом душевности пива «Старый мельник». Многие бренды обходятся даже без этого, довольствуясь небольшими, но более-менее заметными логотипами.
Классификация музыкальных фестивалей:
1 По масштабу:
- местные;
- региональные;
- в масштабе одного государства (всероссийские);
- глобальные.
2 По национальной принадлежности участников:
- национальные;
- международные.
3 По стоимости входа:
- платные;
- бесплатные.
4 По музыкальной направленности или формату:
- Рок - фестивали;
- Метал - фестивали;
- Реп - фестивали;
- R'n'B-фестивали;
- Джаз фестивали;
- Фестивали электронной музыки;
- Смешанные или многоформатные фестивали.
5 По месту проведения:
- на открытой местности (Open air);
- в закрытом помещении.
Рассмотрим подробнее некоторые виды музыкальных фестивалей.
Местные или локальные фестивали проводятся с участием местных исполнителей и приглашенными хэд-лайнерами (известная в стране группа). Реклама и распространение информации происходит в городе, в котором проходит фестиваль, в других городах и регионах информация не распространяется.
Региональные фестивали проводятся с участием исполнителей не с одного города, а со всего региона. Так же бывают хэд-лайнеры – главные гости.
Международные фестивали или глобальные в России пока не проводятся, но в мире такие, конечно же, есть. Такие фестивали собирают людей разных национальностей, но с одной идеологией или стилем со всего мира на несколько дней в одном месте. Это очень масштабные фестивали и сейчас выступление на них стало престижным. Самым известным фестивалем такого рода является metal-fest «Waken» в Германии [12].
Фестивали на открытых местностях и в закрытых помещениях связаны с платными и бесплатными. В закрытых помещениях фестивали всегда платные, т.к. ограниченны места. Фестивали на открытом воздухе (Open air) бывают как платные, так и бесплатные.
Фестивали, смешанные по музыкальным направленностям - самые распространенные. Они обычно проходят в несколько дней. В основном это Open air. На таких фестивалях существует несколько сцен, каждая из которых соответствует своему стилю. Фестивали смешанного типа очень познавательны. Здесь можно посмотреть на совершенно разных людей, послушать абсолютно разную музыку. Человек, который всегда был приверженцем какого-то определенного стиля музыки и был в этом законсервирован, на таком фестивале обязательно расширит свой кругозор.
Масштабные фестивали, как уже упоминалось, чаще всего проводятся в теплое время года, то есть летом. Длительность таких фестивалей, как правило от двух до пяти дней. Места проведения выбирают, руководствуясь одним или несколькими из ниже перечисленных критериев, которые мы выделили:
- благоприятные природно-климатические условия;
- центральное положение площадки;
- равнинная местность;
- приличная удаленность от населенных пунктов.
Природные и климатические условия не всегда являются главным критерием. Организаторы, не могут нести ответственность за метеорологические условия, но что касается природных условий, то опен-эйры проводят на свежем воздухе, на полянах, подальше от городской суеты и выхлопных газов, где люди действительно расслабляются. Для некоторых фестивалей, например Каzантип, природный фактор выступает главенствующим. Их проводят на берегу моря, предоставляя посетителям не только возможность наслаждаться музыкой, но и отдыхать на пляже, купаться в море, что делает отдых более разнообразным и комплексным.
Однако для большинства фестивалей Европы характерно размещение фестивалей в городах, часто в столицах. И это легко объяснимо, ведь это города с самой высокой численностью и с развитой транспортной сетью, так что добраться до них можно с любого уголка страны и так как большинство стран входит в Шенгенскую зону, то на каждый фестиваль съезжаются туристы с соседних стран. Также, как было сказано выше, фестивали в Европе размещаются иногда совсем в небольших городках, отдаленных от столиц с целью подъема экономики этих регионов. Поэтому в Европе так много фестивалей. Уровень проведения, как и доход многих из них самый высокий в мире, этому способствует высокая плотность населения Европы и неограниченная возможность посещать соседние страны, входящие в Шенген и к этому можно добавить мягкие климатические условия [27].
Равнинная местность является неотъемлемым условием для проведения опен-эйров, так как это обеспечивает удобство организации фестиваля, транспортную доступность.
Удаленность от населенных пунктов характерна для многих фестивалей США для того чтобы шум и разъяренные толпы не мешали местным жителям и для того, обеспечения условия девственной природы и свежего воздуха для посетителей. Но обычно, если это фестивали, затягивающиеся ни на один день, то, как правило, их располагают в близости от населенных пунктов (деревень), где посетители могут снять жилье.
На территории фестиваля, как правило, обязательным является наличие инфраструктуры: пунктов питания, биотуалетов, медпункта и другое. Почти во всех фестивалях осуществляется продажа алкогольных напитков, сувениров с логотипом фестиваля и любого другого товара, не запрещенного для использования на территории лагеря; и проводятся дополнительные развлекательные программы: конкурсы, игры (в том числе спортивные, настольные) и многое другое. Спонсоры данных фестивалей устраивают различные рекламные акции.
Главной составляющей фестиваля является событийность. Фестиваль – это событие, привлекающее внимание телевидения и других СМИ. А внимание со стороны прессы, в свою очередь, укрепляет позицию руководства фестиваля по отношению к политическим лидерам, спонсорам и финансирующим организациям. Такой интерес объясняется тем, что фестивали и народные празднества вносят значительный вклад в социальную и экономическую жизнь страны, влияют на социо-культурную ситуацию в местах проведения. А поскольку фестивали – мероприятия массовые, они привлекают внимание политических деятелей и бизнес-организаций своими рекламными и коммуникационными ресурсами. Органы власти европейских государств, считают исследователи, стремятся стать покровителями культурных массовых мероприятий, пользующихся успехом, и готовы выделить на это определенные бюджетные средства. Это связано с возможностью публичного выступления, демонстрации своего покровительства искусству и, тем самым, приобретением положительного имиджа.
На посещаемость фестиваля влияют самые различные факторы, в том числе качество программы, доступность (жилье, транспорт, легкость приобретения билетов), гибкость передвижения по территории фестиваля и разнообразие событий, а также дополнительные достопримечательности в окружающего района или города [24].