Тема 1. Организация деятельности базы практики

Общие положения

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Во время прохождения преддипломной практики студенты собирают необходимый материал о производственной и сервисной деятельности предприятия, учреждения, организации, выполняемых исследовательских работах, внедренных инновациях, что может быть использовано при разработке дипломной работы.

В соответствии с учебным планом по специальности 103100.65 «Социально-культурный сервис и туризм» преддипломная практика осуществляется:

- очная форма обучения – на 5 курсе (6 недель);

- заочная форма обучения – на 6 курсе (6 недель).

Направление на практику и задание с указанием места ее прохождения и примерного плана работы выдается студенту кафедрой.

Цель и задачи практики

Основной целью преддипломной практики по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» является совершенствование профессиональной компетентности студентов и навыков проведения самостоятельных научных исследований в области сервиса.

Цель преддипломной производственной практики – проведение практики на рабочих местах предприятия (учреждения, организации) или иного объекта туристской и сервисной индустрии; на основных должностях работников индустрии.

Цель преддипломной практики – получение комплексного представления о работе организации (предприятия) как о целостной системе, изучение углубленных практических навыков работы; сбор и анализ практического материала для написания дипломной работы.

Задачи преддипломной практики:

- закрепление и углубление у студентов теоретических знаний, умений и навыков, полученных при обучении;

- адаптация студентов к профессиональной деятельности в сфере сервиса.

- овладение новейшими технологиями, навыками работы на одном из рабочих мест в туристском агентстве, бизнес-центре, гостиницы, ресторане, доме отдыха, санатории;

- получение целостного представления о работе организации, учреждения, предприятия сервиса посредством изучения функционального взаимодействия их подразделений и связей с «внешней средой»;

- получение навыков самостоятельного решения задач, стоящих перед штатными работниками предприятия, деятельность которых изучалась;

- закрепление и углубление знаний, полученных в период прохождения учебной и производственных практик;

- апробирование основных технологий проведения научных исследований в сфере туризма и сервиса;

- изучение особенностей организации и проведения презентаций в сфере сервиса и туризма;

- изучение практических методов анализа и организации работы специалистов того или иного подразделения и возможности их оптимизации на основе полученных теоретических знаний;

- участие в организационно-массовых мероприятиях и развитие практики делового общения со специалистами и руководителями базы практики;

- подготовка практического и нормативно-справочного материала для выполнения дипломной работы.

Содержание и программа практики

Изучение работы предприятия осуществляется студентами по следующей схеме:

1. Данные регистрации, юридический статус, название, юридический и фактический адрес предприятия, форма собственности, правоустанавливающие документы, руководители.

2. Характер деятельности предприятия.

3. Направления деятельности предприятия.

4. Организационная структура предприятия: основные отделы, их функции, подчинение, количество занятых сотрудников, их должностные обязанности, подчинение, график работы.

5. Используемые методы исследования рынка турпредложения.

6. Используемые методы продвижения и реализации туруслуг.

7. Информационное сопровождение турдеятельности.

8. Формы работы с клиентами.

9. Обеспечение безопасности потребителей услуг: используемые методы (информирование).

Приобретение необходимых производственных навыков осуществляется в соответствие с перечнем должностных обязанностей работников туристской индустрии.

Основные должностные обязанности специалистов туристской индустрии:

1. работа с российской и зарубежной клиентурой (объем работы, характер работы, особенности);

2. ведение делопроизводства (в соответствие с должностными обязанностями характер и виды работ);

3. использование оргтехники (вид оргтехники и характер работ в соответствии с должностными обязанностями);

4. ведение деловой корреспонденции (вид и характер корреспонденции в соответствии с должностной инструкцией);

5. использование специализированной справочной литературы;

6. предоставление информации клиентам (в соответствии с перечнем должностных обязанностей);

7. оформление турпакета;

8. бронирование услуг;

9. ведение отчетности;

10. сбор и обработка статистики (характер статистических данных в соответствии с видом предприятия);

11. маркетинг и реклама (участие в маркетинговых и рекламных мероприятиях в соответствии со стратегией предприятия);

12. осуществление продажи продукта;

13. работа с жалобами клиентов.

Сбор и обобщение материалов по теме дипломной работы, как правило, осуществляется для первой, теоретической части работы.

Описание работ см. в «Методических указаниях по выполнению дипломной работы».

Распределение бюджета времени, отводимого по темам и видам работ на практике для студентов

№ п/п Наименование тем Всего часов Количество часов Сроки выполнения (недели)
Наблю­дение и анализ Практи­ческая дея­тельность
Организация деятельности базы практики
Структура и система управления предприятием и производственной деятельностью 1-6
Финансово-экономическая деятельность предприятия 3-6
Маркетинговые исследования в СКСТ 1-6
Технология разработки маршрутов и формирования туров 1-6
Технология разработки и проведения анимационных мероприятий 1-6
Реклама в СКСТ 2-6
Аналитическая деятельность специалиста по сервису и туризму 5-6
Научно-исследовательская работа 2-6
  ИТОГО:  

Темы и их краткое содержание

Тема 1. Организация деятельности базы практики

Изучение и анализ деятельности базы практики. Организационно-правовая форма организации и форма собственности. Изучение и анализ материально-технического оснащения базы практики. Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность предприятия базы практики.

Беседа с администрацией и специалистами базы практики. Участие в собраниях и методических занятиях.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

1. Характеристика типа и структуры базы практики.

2. Характеристика материально-технической базы практики. Со­ответствие оборудования требованиям.

3. Наличие соответствующих документов на данный вид деятельности, сроки их действия.

4. Основные направления деятельности, традиции, правила внутреннего распорядка, права и обязанности сотрудников.

Практическая работа:

- Познакомиться с базой практики.

- Изучить и дать оценку материально-технического оснащения базы практики.

- Беседа с администрацией и специалистами базы практики о специфике и особенностях деятельности в организации.

- Разработать индивидуальный план работы студента-практиканта на время прохождения практики.

- Участвовать в методических занятиях.

Тема 2. Структура и система управления предприятием и производственной деятельностью

Изучение и анализ структуры и системы управления. Определение основных видов производственной деятельности. Изучение и анализ регламентирующей документации. Беседа с руководством предприятия.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

1. Вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда.

2. Внутренняя и внешняя среда.

3. Организация и технология операторской деятельности.

4. Организация и технология агентской деятельности.

5. Работа отдела продаж, технология туристского обслуживания.

6. Работа отделов: международного туризма, внутреннего туризма, экскурсионного, транспортного, чартерных программ.

7. Таможенные туристские формальности.

Практическая работа:

- Ознакомиться с организационной структурой предприятия.

- Составить организационную структуру управления предприятия.

- Определить и перечислить основные виды деятельности.

- Перечислить основные регламентирующие деятельность предприятия документы.

- Участвовать в оперативных совещаниях с сотрудниками.

Тема 3. Финансово-экономическая деятельность предприятия

Изучение и анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Управление оборотными средствами. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Управление движением денежных средств. Результативность текущей деятельности предприятия.

Основные вопросы для наблюдения и анализа:

1. Объем и структура деятельности предприятия (объем реализованной продукции, объем оборота, выручка от предоставляемых услуг или выполняемых работ).

2. Себестоимость услуг.

3. Текущие расходы.

4. Уплачиваемые налоги.

5. Прибыль и эффективность деятельности.

6. Оценка финансовой устойчивости (ликвидность, прибыльность, оборачиваемость товарных запасов, использование акционерного капитала).

Практическая работа:

- Беседа с администрацией и бухгалтерией предприятия.

- Определить и проанализировать объем выручки от предоставляемых услуг или выполняемых работ и себестоимость услуг.

- Проанализировать текущие расходы, в т.ч. и уплачиваемых налогов.

- Проанализировать прибыль и эффективность деятельности.

Наши рекомендации