Тема 1. Организация деятельности базы практики
Общие положения
Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.
Во время прохождения преддипломной практики студенты собирают необходимый материал о производственной и сервисной деятельности предприятия, учреждения, организации, выполняемых исследовательских работах, внедренных инновациях, что может быть использовано при разработке дипломной работы.
В соответствии с учебным планом по специальности 103100.65 «Социально-культурный сервис и туризм» преддипломная практика осуществляется:
- очная форма обучения – на 5 курсе (6 недель);
- заочная форма обучения – на 6 курсе (6 недель).
Направление на практику и задание с указанием места ее прохождения и примерного плана работы выдается студенту кафедрой.
Цель и задачи практики
Основной целью преддипломной практики по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» является совершенствование профессиональной компетентности студентов и навыков проведения самостоятельных научных исследований в области сервиса.
Цель преддипломной производственной практики – проведение практики на рабочих местах предприятия (учреждения, организации) или иного объекта туристской и сервисной индустрии; на основных должностях работников индустрии.
Цель преддипломной практики – получение комплексного представления о работе организации (предприятия) как о целостной системе, изучение углубленных практических навыков работы; сбор и анализ практического материала для написания дипломной работы.
Задачи преддипломной практики:
- закрепление и углубление у студентов теоретических знаний, умений и навыков, полученных при обучении;
- адаптация студентов к профессиональной деятельности в сфере сервиса.
- овладение новейшими технологиями, навыками работы на одном из рабочих мест в туристском агентстве, бизнес-центре, гостиницы, ресторане, доме отдыха, санатории;
- получение целостного представления о работе организации, учреждения, предприятия сервиса посредством изучения функционального взаимодействия их подразделений и связей с «внешней средой»;
- получение навыков самостоятельного решения задач, стоящих перед штатными работниками предприятия, деятельность которых изучалась;
- закрепление и углубление знаний, полученных в период прохождения учебной и производственных практик;
- апробирование основных технологий проведения научных исследований в сфере туризма и сервиса;
- изучение особенностей организации и проведения презентаций в сфере сервиса и туризма;
- изучение практических методов анализа и организации работы специалистов того или иного подразделения и возможности их оптимизации на основе полученных теоретических знаний;
- участие в организационно-массовых мероприятиях и развитие практики делового общения со специалистами и руководителями базы практики;
- подготовка практического и нормативно-справочного материала для выполнения дипломной работы.
Содержание и программа практики
Изучение работы предприятия осуществляется студентами по следующей схеме:
1. Данные регистрации, юридический статус, название, юридический и фактический адрес предприятия, форма собственности, правоустанавливающие документы, руководители.
2. Характер деятельности предприятия.
3. Направления деятельности предприятия.
4. Организационная структура предприятия: основные отделы, их функции, подчинение, количество занятых сотрудников, их должностные обязанности, подчинение, график работы.
5. Используемые методы исследования рынка турпредложения.
6. Используемые методы продвижения и реализации туруслуг.
7. Информационное сопровождение турдеятельности.
8. Формы работы с клиентами.
9. Обеспечение безопасности потребителей услуг: используемые методы (информирование).
Приобретение необходимых производственных навыков осуществляется в соответствие с перечнем должностных обязанностей работников туристской индустрии.
Основные должностные обязанности специалистов туристской индустрии:
1. работа с российской и зарубежной клиентурой (объем работы, характер работы, особенности);
2. ведение делопроизводства (в соответствие с должностными обязанностями характер и виды работ);
3. использование оргтехники (вид оргтехники и характер работ в соответствии с должностными обязанностями);
4. ведение деловой корреспонденции (вид и характер корреспонденции в соответствии с должностной инструкцией);
5. использование специализированной справочной литературы;
6. предоставление информации клиентам (в соответствии с перечнем должностных обязанностей);
7. оформление турпакета;
8. бронирование услуг;
9. ведение отчетности;
10. сбор и обработка статистики (характер статистических данных в соответствии с видом предприятия);
11. маркетинг и реклама (участие в маркетинговых и рекламных мероприятиях в соответствии со стратегией предприятия);
12. осуществление продажи продукта;
13. работа с жалобами клиентов.
Сбор и обобщение материалов по теме дипломной работы, как правило, осуществляется для первой, теоретической части работы.
Описание работ см. в «Методических указаниях по выполнению дипломной работы».
Распределение бюджета времени, отводимого по темам и видам работ на практике для студентов
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Количество часов | Сроки выполнения (недели) | |
Наблюдение и анализ | Практическая деятельность | ||||
Организация деятельности базы практики | |||||
Структура и система управления предприятием и производственной деятельностью | 1-6 | ||||
Финансово-экономическая деятельность предприятия | 3-6 | ||||
Маркетинговые исследования в СКСТ | 1-6 | ||||
Технология разработки маршрутов и формирования туров | 1-6 | ||||
Технология разработки и проведения анимационных мероприятий | 1-6 | ||||
Реклама в СКСТ | 2-6 | ||||
Аналитическая деятельность специалиста по сервису и туризму | 5-6 | ||||
Научно-исследовательская работа | 2-6 | ||||
ИТОГО: |
Темы и их краткое содержание
Тема 1. Организация деятельности базы практики
Изучение и анализ деятельности базы практики. Организационно-правовая форма организации и форма собственности. Изучение и анализ материально-технического оснащения базы практики. Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность предприятия базы практики.
Беседа с администрацией и специалистами базы практики. Участие в собраниях и методических занятиях.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
1. Характеристика типа и структуры базы практики.
2. Характеристика материально-технической базы практики. Соответствие оборудования требованиям.
3. Наличие соответствующих документов на данный вид деятельности, сроки их действия.
4. Основные направления деятельности, традиции, правила внутреннего распорядка, права и обязанности сотрудников.
Практическая работа:
- Познакомиться с базой практики.
- Изучить и дать оценку материально-технического оснащения базы практики.
- Беседа с администрацией и специалистами базы практики о специфике и особенностях деятельности в организации.
- Разработать индивидуальный план работы студента-практиканта на время прохождения практики.
- Участвовать в методических занятиях.
Тема 2. Структура и система управления предприятием и производственной деятельностью
Изучение и анализ структуры и системы управления. Определение основных видов производственной деятельности. Изучение и анализ регламентирующей документации. Беседа с руководством предприятия.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
1. Вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда.
2. Внутренняя и внешняя среда.
3. Организация и технология операторской деятельности.
4. Организация и технология агентской деятельности.
5. Работа отдела продаж, технология туристского обслуживания.
6. Работа отделов: международного туризма, внутреннего туризма, экскурсионного, транспортного, чартерных программ.
7. Таможенные туристские формальности.
Практическая работа:
- Ознакомиться с организационной структурой предприятия.
- Составить организационную структуру управления предприятия.
- Определить и перечислить основные виды деятельности.
- Перечислить основные регламентирующие деятельность предприятия документы.
- Участвовать в оперативных совещаниях с сотрудниками.
Тема 3. Финансово-экономическая деятельность предприятия
Изучение и анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Управление оборотными средствами. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Управление движением денежных средств. Результативность текущей деятельности предприятия.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
1. Объем и структура деятельности предприятия (объем реализованной продукции, объем оборота, выручка от предоставляемых услуг или выполняемых работ).
2. Себестоимость услуг.
3. Текущие расходы.
4. Уплачиваемые налоги.
5. Прибыль и эффективность деятельности.
6. Оценка финансовой устойчивости (ликвидность, прибыльность, оборачиваемость товарных запасов, использование акционерного капитала).
Практическая работа:
- Беседа с администрацией и бухгалтерией предприятия.
- Определить и проанализировать объем выручки от предоставляемых услуг или выполняемых работ и себестоимость услуг.
- Проанализировать текущие расходы, в т.ч. и уплачиваемых налогов.
- Проанализировать прибыль и эффективность деятельности.