Сущность и особенности делового туризма
Деловой туризм — перспективная и высокорентабельная отрасль туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20% [18].
Для понимания сущности делового туризма, необходимо проанализировать стоящие перед ним задачи.
В соответствии с законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» туристическая компания предоставляет клиентам свои услуги по организации туров, то есть - комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия [1]. Следовательно, основной задачей, стоящей перед деловым туризмом, является разработка тура и оперативное предоставление данного комплекса услуг, удовлетворяющего особенностям данного типа клиента в рамках одной компании.
Но основными отличиями делового туризма от массового являются качество и класс обслуживания, независимость от сезона, большие финансовые возможности делового туриста, наличие стабильной тенденции сокращения продолжительности туров с одновременным увеличением их количества. Стоит отметить, что ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов туристских поездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.
Индустрия делового туризма приносит крупным городам, по крайней мере, в четыре раза больше средств, чем от организации каких-либо других массовых мероприятий. По экспертной оценке - $1.5 миллиарда составляет ежегодный объема рынка делового туризма в России. Но цифра эта очень приблизительная в силу отсутствия данных по конкретным составляющим индустрии делового туризма в России [18].
Исходя из того факта, что в нашей стране, деловой туризм явление достаточно новое, на сегодняшний день окончательно не сформированы ни понятийный аппарат, ни нормативно-правовая основа деятельности в сфере организации деловых поездок. Таким образом, при практической реализации делового туризма в России, опираются на опыт международных компаний, - по этой причине многие термины еще не имеют русскоязычных аналогов.
Когда говорят об индустрии поездок со служебными целями, используют три термина: деловой туризм (business travel), индустрия встреч (meeting industry) и индустрия MICE (MICE industry). Аббревиатуру MICE формируют первые буквы английских слов: M - Meetings - Встречи, I - Incentives - Поощрительные поездки, C - Conferences - Конференции, E - Events - Выставки, событийные мероприятия.
Индустрия MICE представляет собой сложнейший взаимосвязанный межотраслевой комплекс. Она многогранна по своей сути и содержанию, является одной из ведущих, высокорентабельных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики, основным и перспективным сегментом рынка гостеприимства. Продвижение российской индустрии MICE на базе новейших информационных технологий, последних мировых достижений в этой отрасли может стать одним из эффективных ресурсов развития отечественных компаний и их интеграции в мировой экономический процесс [3].
Основным рынком для индустрии встреч являются корпоративный сектор и ассоциации. Корпоративный сектор включает компании, чьи основные мотивы проведения встреч носят коммерческий характер: конференции по вопросам маркетинга и продаж, по внедрению нового продукта, кадровым вопросам и прочее. Что касается ассоциаций, то они имеют две формы: профессиональные. То есть объединения по профессиональному признаку и добровольные, где люди объединяются по интересам вне работы, например, хобби, вера, этические соображения. По уровню ассоциации могут быть местными, региональными, национальными или международными. Так как члены ассоциации территориально разбросаны, необходима организация регулярных встреч.
На Западе в спектр вопросов делового туризма помимо непосредственной организации бизнес-поездок входит разработка комплексного подхода к организации деловых поездок и стандартизации данного процесса. При этом подразумевается оптимизация расходов компании, контроль качества предоставляемых услуг и эффективности предлагаемых решений. Для каждой фирмы разрабатывается собственная политика деловых поездок и ведется четкий контроль ее исполнения. В России комплексный подход только начинает формироваться.
Российский термин «деловой туризм» не соответствует английскому эквиваленту «business travel». Тем не менее, термин довольно прочно вошел в отечественную практику и используется гораздо чаще, чем выражение «организация деловых поездок», которое более точно передает смысл термина «business travel». Таким образом, в России объединяют две разные по сути сферы деятельности: организацию деловых поездок («corporate travel») и организацию мероприятий (MICE). Свыше 73% объема делового туризма составляют корпоративные поездки, так называемый «corporate travel» — как индивидуальные деловые поездки, так и групповые поездки с целью приобретения и поддержания внешних контактов.
Что касается организации мероприятий или MICE-туризма, что является аббревиатурой четырех терминов, представленных ниже, специалисты, под этим подразумевают понятия:
1. «Meetings» - «встречи» - организация деловых встреч, переговоров. Деловые встречи - мероприятия по привлечению потенциальных партнеров, инвесторов, поставщиков и др. в различных сферах бизнеса и науки. Цели встреч могут быть разными: поиск партнера, изучения опыта работы, переговоры и другие.
2. «Incentives» – «инсентив – туризм» - корпоративные поощрительные мероприятия, организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников.
3. «Conferences» - «конференции» - организация конференций, съездов, семинаров под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций.
4. «Exibitions» - «выставки» - организация посещения торгово-промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе с рекламно-информационными целями. Выставки и торговые ярмарки обычно проводятся для презентации продуктов и услуг приглашенным представителям для стимулирования продажи или информирования гостей. В этом случае выставка представляет собой форму рекламы, где продукт можно изучать визуально, на ощупь, а в некоторых случаях и попробовать. В качестве сектора делового туризма организация и проведение выставок генерируют денежные средства для местной экономики за счет местных и иностранных гостей [20].
В соответствии с целями индустрии делового туризма встречи представляют собой организованные мероприятия, которые объединяют людей для обсуждения различных вопросов и могут принимать разнообразные формы, иметь разные названия. Например, конгресс - это формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченных в специальное исследование в определенной области, для обсуждения разных вопросов. Конференция подразумевает формальный обмен мнениями на встрече или собрание для обсуждения общих для всех участников вопросов. Саммит - та же конференция с участием высоких должностных лиц, вплоть до руководителей государств. Съезд - встреча людей, имеющих общие цели, в частности, собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы. Симпозиум - мероприятие, сопровождающееся беседами в непринужденной обстановке, или формальная встреча, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему или несколько тем, связанных друг с другом. Семинар - лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников [2].
Инсентив-путешествие - это специальный сектор туризма, применяемый компаниями для награждения своих работников и поощрения их к выполнению новых задач. Исходя из этого, многие компании используют его для повышения производительности труда внутри компании и роста активности работников, занятых продажей продукции компании.
Основные специфичные требования для инсентив-путешествий можно объединить в следующие группы:
1. Уникальность. Ни одно путешествие не должно повторяться, маршруты должны быть непредсказуемы и полны сюрпризов, богаты специфическими мероприятиями.
2. Фантазия и экзотика. Эта важная часть тура связана с предоставлением возможности попробовать нечто необычное, например стрельбу по движущимся объектам или соколиную охоту.
3. Исключительность. По окончании путешествия его участники должны быть уверены, что они посетили необычное место и встретились с интересными людьми.
4. Оригинальность. В этой сфере особо ценятся инновационные идеи. Например, организаторы должны учитывать, что некоторые путешественники азартны по натуре, поэтому для них должны быть организованы различные соревнования, игры, например олимпийские игры по пляжным видам спорта и другие [2].
Исходя из того факта, что бизнес-туристы предъявляют свои требования к предоставляемым им услугам, они тем самым формируют специфический сегмент рынка.