Лекция 1. Введение в гигиену. Факторы окружающей среды и профилактика заболеваний (2 часа)
УЧЕБНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1 СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.
РАЗДЕЛ 1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
Лекция 1. Введение в гигиену. Факторы окружающей среды и профилактика заболеваний (2 часа).
Ключевые понятия:гигиена, гигиенические факторы, законы гигиены, инфекционное заболевание, эпидемический процесс, иммунитет.
План лекции:
1. Предмет, цель, задачи дисциплины. Теоретическая база гигиены (шесть законов гигиены).
2. Гигиенические факторы в укреплении здоровья и профилактике заболеваний. Система и структура правового обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемического благополучия населения.
3. Методология гигиены.
4. Факторы окружающей среды в детерминировании заболеваний. Общая характеристика заболеваний микробной и немикробной этиологии.
5. Меры профилактики и гигиенические мероприятия по оздоровлению окружающей среды.
1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности человека на его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни, с целью обоснования гигиенических норм, санитарных правил и гигиенических мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия жизни и труда.
Цель гигиены – сохранение, укрепление и повышение здоровья человека, как индивидуального, так и общественного. По версии ВОЗ – «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
Основные задачи гигиены:
- изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека;
- научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятных факторов:
- внедрение в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических норм, правил и рекомендаций, проверка их эффективности и дальнейшее совершенствование.
Основные законы гигиены:
- закон нарушения уровня здоровья человека. Нарушение уровня здоровья людей (болезнь, снижение иммунитета и адаптационно-компенсаторных возможностей организма и т.д.), вызванное физическими, химическими, биологическими, психогенными факторами окружающей среде возможно только при наличии трех движущих сил: источника вредности (загрязнителя) или комплекса вредностей, механизма передачи или воздействия вредности (загрязнителя) и восприимчивого (чувствительного) к вредности (загрязнителю) организма. При отсутствии хотя бы одной из движущих сил изменение уровня здоровья людей под влиянием факторов окружающей среды не произойдет. Знание закона позволяет разработать меры по устранению или снижению роли одной, двух или всех трёх движущих сил.
- закон отрицательного влияния на окружающую среду деятельности человека. Независимо от воли и сознания, люди оказывают на окружающую среду отрицательное влияние в связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью, которое тем опаснее, чем ниже научно-технический уровень производства, культура населения, социальные условия жизни. Знание закона позволяет разрабатывать и использовать для охраны окружающей среды различные меры технологического, гигиенического, санитарного и планировочного характера.
- закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений (извержение вулканов, вспышки на Солнце, землетрясения, смерчи, тайфуны, геохимические аномалии). Знание закона позволяет разрабатывать мероприятия по «исправлению» природных «недостатков».
- закон положительного влияния человеческого общества на окружающую среду. В процессе создания благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности человеческое общество целенаправленно оказывает положительное воздействие на окружающую среду, оздоравливая её, предупреждая загрязнения, помогая процессам самоочищения в природе, тем самым повышая уровень здоровья людей. Знание закона позволяет разрабатывать и применять более прогрессивные и действенные меры по охране окружающей среды.
- закон отрицательного воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека. При контакте человека с окружающей средой, загрязненной бытовыми, физиологическими и производственными загрязнителями в количествах, превышающих гигиенические нормы, непременно наступает ухудшение его здоровья, вплоть до летального исхода.
- закон положительного влияния чистой природной окружающей среды на здоровье человека. Человек – как биологическая единица может существовать лишь при постоянном взаимодействии с окружающей средой и самообновляться в результате такого взаимодействия. Природные факторы – Солнце, чистые воздух, вода, почва, а, следовательно и продукты питания способствуют достижению основной цели гигиены – сохранению, укреплению и повышению здоровья человека.
2. Объектом изучения гигиены являются: здоровый человек и окружающая его среда, а также процессы их взаимодействия. К факторам окружающей среды относятся: физические (энергетические), химические (вещественные), биологические (биотические), психогенные (информативные). Влияние факторов окружающей среды на организм может быть: безразличным (индифферентным), отрицательным и положительным (благоприятным). Факторы, оказывающие благоприятное влияние на самочувствие, физиологические процессы, работоспособность и жизнедеятельность человека принято называть – гигиеническими.
3. Для решения основных задач применяются методы, которые условно делятся на две группы: 1) методы, с помощью которых изучается состояние факторов окружающей среды; и 2) методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие того или иного фактора на организм человека. В гигиене используют следующие основные методы: метод санитарного обследования или описания, физические, химические, бактериологические методы, клинические и физиологические методы, санитарно-статистический метод, метод гигиенического эксперимента.
4. Факторы окружающей среды, загрязненные природными и антропогенными загрязнителями могут стать причиной многих заболеваний человека. В воздухе присутствие газообразных примесей и пыли может вызвать механическое раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, заболевания органов дыхания, отравления и кожные заболевания. Употребление недоброкачественной воды открытых водоемов может стать причиной острых и хронических интоксикаций, эндемических болезней, вызванных недостатком или избытком в ней отдельных химических элементов. Вода, загрязненная радиоактивными веществами опасна как возможный источник лучевых поражений. Почва, загрязнённая избыточными концентрациями удобрений либо ядохимикатами, применяемыми для борьбы с вредителями и болезнями растений, может вызвать тяжелые нарушения здоровья человека как при непосредственном контакте с ней, так и через продукты питания: острые и хронические отравления, эндемические болезни, оказывать канцерогенное действие.
Воздух, вода и почва имеют огромное эпидемиологическое значение. В воздушной среде встречаются различные микроорганизмы: вирусы, бактерии, плесневые грибки, дрожжевые клетки. Наибольшую опасность представляют болезнетворные бактерии и вирусы, вызывающие различные инфекции. Наиболее распространенным является аэрозольный путь передачи инфекций. Таким путем распространяются грипп, дифтерия, корь, стафилококковые инфекции. Вода является фактором передачи и распространения многих инфекционных заболеваний: холеры, дизентерии, брюшного тифа, гепатита, полиомиелита, яиц гельминтов, а также возбудителей ряда зоонозных инфекций (ящур, сальмонеллез, сибирская язва), к которым чувствителен организм человека. Это – алиментарный (фекально-оральный) путь передачи инфекций. Почва является благоприятной средой обитания многих микроорганизмов и также может служить фактором и путем распространения многих инфекций: столбняка, газовой гангрены, ботулизма, гельминтозов. Опасность заражения человека существует как при непосредственном контакте с почвой, так и при употреблении в пищу овощей и фруктов, загрязненных почвой.
5. Меры по охране окружающей среды включают в себя мероприятия законодательные, планировочные, технологические, гигиенические, организационные и воспитательные. Закон РБ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», закон «Об охране атмосферного воздуха», Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест: СанПиН 4946-89, Питьевая вода: гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения: контроль за качеством: СанПиН 10 124 РБ 99, Гигиеническая оценка почвы населенных мест: утв. МЗ РБ, №2.1.7.11-12.5.2004. Текущий контроль заключается в систематическом наблюдении за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил.
Контрольные вопросы для самоподготовки:
1. Дать определение понятия «гигиена», перечислить цели и основные задачи гигиены.
2. Какие основные законодательные акты и документы в области охраны здоровья и развития физической культуры приняты в РБ?
2. Назвать основные законы гигиены, дать их расширенное толкование.
3. Какие методы исследования используются в гигиене?
4. Дать определение факторов внешней среды. Какие из них относятся к гигиеническим? Какую роль играют факторы внешней среды в этиологии заболеваний человека?
5. Дать определение «инфекционное заболевание». Понятие об эпидемиологическом процессе и его основных звеньях ( источник инфекции - механизм передачи инфекции- восприимчивый организм)
6. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней (аэрозольный, алиментарный, контактный, трансмиссивный) и уровни распространения инфекций (эндемия, эпидемия, пандемия).
7. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Понятие о вакцинации и дезинфекции.
8. Какие профилактические мероприятия против воздушных инфекций необходимо применять в крытых спортивных сооружениях?