Предмет профессиональной этики. Цели и задачи курса
1.Знание профессиональной этики необходимо современному специалисту в сфере социально-культурного сервиса и туризма:
чтобы иметь репутацию порядочного человека:
для самоуважения;
для соответствия требованиям руководителя;
этого требует специфика сферы сервиса и туризма;
2. Главный элемент духовной культуры специалиста:
опыт работы;
исполнительность;
следование догмам религии;
высокий уровень морали;
3. Выберите правильный вариант утверждения:
а) этика противоположное понятие этикету;
б) этикет тождественное понятие этике;
в) этикет- это внешняя форма выражения этики;
г) этика – это часть этикета;
4. Предметы общей этики и профессиональной этики соотносятся между собой как (выберите 1 вариант):
а) общая этика представляет частный случай профессиональной этики;
б) профессиональная этика является конкретизацией общей этики;
в) по сути это одно и то же;
г) это две не связанные ничем дисциплины;
5. Предметом профессиональной этики является:
а) исторически сложившиеся нормы общечеловеческой морали;
б) совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии;
в) правила поведения в общественных местах;
г) случаи из практической деятельности;
6. Нравственные ценности в обществе по сравнению с религией:
а) являются базовыми;
б) занимают второстепенное место;
в) не играют никакой роли;
г) все формы общественного сознания независимы и равнозначны;
7. Специалист по сервису должен обладать более высоким уровнем нравственности в сравнении со специалистами в области техники и информационных технологий. Ваш ответ:
а) согласен, потому что это работа с людьми;
б) нет, категорически не согласен;
в) требования к нравственности специалиста везде одинаковы;
г) все ответы верны;
8. Основная цель изучения курса профессиональной этики и этикета в вузе - это:
а) получение комплекса знаний и представлений о роли этики в профессиональной деятельности будущего специалиста и о специфике норм и правил этикета в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
б) воспитание высоконравственной личности;
в) получение практических советов и рекомендаций для будущей профессиональной деятельности;
г) освоение образцов этичного поведения в коллективе;
9. Определите, к какому виду этики относится характеристика ее функций. Вставьте вместо многоточия определение этики, отвечающее ее содержанию:
а) нормативная;
б) теоретическая;
« ………….. этика выполняет определенные функции: а) провозглашение "жизненных" ("моральных") ценностей и защита их, б) кодификация норм поведения и нравственных качеств человека, в) формирование нравственных убеждений».
9. Определите, к какому виду этики относится характеристика ее функций. Вставьте вместо многоточия определение этики, отвечающее ее содержанию:
Нормативная;
теоретическая:
« ………….. этика выполняет определенные функции: а) провозглашение "жизненных" ("моральных") ценностей и защита их, б) кодификация норм поведения и нравственных качеств человека, в) формирование нравственных убеждений».
10. Нравственная культура специалиста – это:
а) культура поведения;
б) высокий интеллектуальный уровень;
в) знание основ права;
г) характеристика моральной зрелости личности;
Тема 2. Профессиональная этика: сущность, классификация функции
11. Профессиональная этика регулирует:
а) нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой;
б) межличностные отношения;
в) экономические отношения;
г) правовые отношения;
12. Основным содержанием профессиональной этики является:
а) законы и правовые акты;
б) нравственные заповеди;
в) кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений с точки зрения профессиональной деятельности.
г) правила поведения в общественном транспорте;
13. От какого слова произошел термин «этика»:
а) этаж;
б) этикетка;
в) этос;
г) этнос;
14. «Этос» профессии – это:
а) дом, где люди работают;
б) нравы людей, живущих в одном месте;
в) совокупность черт, присущих конкретному виду трудовой деятельности;
г) законодательные акты, определяющие взаимоотношения государства и представителей конкретной профессии;
15. Профессиональная мораль возникает:
а) на основе исторической преемственности трудовых традиций;
б) под влиянием политического момента;
в) как результат чьей-то воли;
г) создается в «тиши кабинета» учеными-теоретиками;
16. Профессиональные моральные нормы – это:
а) руководящие начала, правила, образцы, эталоны;
б) порядок внутренней саморегуляции личности на основе требований профессионального окружения;
в) идеалы, которые выводят из- под давления конъюктуры, ориентирует на непреходящее и высокое;
г) все ответы верны;
17. Справедливо ли утверждение, что для каждой профессии существуют свои особенные профессиональные моральные нормы, складывающиеся исторически:
а) да, верно;
б) нет, абсолютно согласен;
в) есть общечеловеческие моральные нормы во всех профессиях и специфические, связанные с ее специализацией;
г) утверждение верно лишь отчасти;
18. Появление различных видов профессиональной этики обусловлено:
а) специфическими особенностями профессиональной деятельности;
б) дифференциаций условий труда;
в) специализацией производства;
г) все ответы верны;
19. Выберите из списка 3 принципа универсальной этики, которые в наибольшей степени отражают специфику профессиональных отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма:
а) разумный эгоизм;
б) золотое правило нравственности;
в) лояльность;
г) утилитаризм;
д) справедливость;
е) объективность, непредвзятость в отношении к людям;
20. Функции профессиональной этики заключаются:
а) в обеспечении преемственности нравственного развития общества;
б) в регулировании профессиональных отношений;
в) в создании условий для безопасности личности;
г) в раскрытии духовного потенциала личности и расширении возможностей для ее духовного совершенствования;
а) в регулировании профессиональных отношений;
б) в создании условий для безопасности людей;
в) в раскрытии духовного потенциала личности и расширении возможностей для ее духовного совершенствования;
в обеспечении преемственности нравственного развития общества;
в регулировании профессиональных отношений;
в создании условий для безопасности людей;
в раскрытии духовного потенциала личности и расширении возможностей для ее духовного совершенствования;
г) в регулировании профессиональных отношений;
д) в создании условий для безопасности людей;
е) в раскрытии духовного потенциала личности и расширении возможностей для ее духовного совершенствования;
Тема 3. Происхождение профессиональной этики и многообразие этических учений
21. Понятия «этика» и «мораль» соотносятся так:
д) они синонимы;
е) этика – теоретическое знание, наука, а мораль – изучаемый ей предмет;
ж) мораль- это теория об этичном поведении;
з) они противоположны по своему содержанию;
22. Мораль представляет собой систему, обладающую определенной структурой и автономией. Что не входит в структуру морали из перечисленного:
а) нравственные отношения;
б) нравственная деятельность (поведение);
в) моральное сознание;
г) правила этикета;
23. Выберите один из вариантов ответа, который отражает ваше отношение к данному утверждению:
«Знание высоконравственных принципов морально должного и «души прекрасные порывы» сами по себе ничего не стоят» :
а) В основном утверждение верно;
б) Оно абсолютно неверно;
в) Да, согласен, так как лишь человек, действующий в соответствии со своими знаниями и представлениями о морали, может считаться этичным;
г) В отдельных случаях это так;
24. По какому критерию выделяются такие этические учения, как эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм и ригоризм:
а) по представлению о высшем благе;
б) по способу обоснования морали;
в) по качеству морали;
г) по принадлежности к мировым религиям;
25. Завершите мысль, если Вы придерживаетесь позиций утилитаризма:
«Цель жизни заключается в …….»
26. Определите, к представителю какой этической традиции может относиться утверждение: «счастье является абсолютом, хотя оно и трудно достижимо»:
а) Гедонизма;
б) Утилитаризма;
в) Разумного эгоизма;
г) Эвдемонизма;
27. Кто из мыслителей был самым ярким приверженцем ригоризма:
а) И.Кант;
б) Спиноза;
в) Аристотель;
г) Вл.Соловьев;
28. Сравните два отношения к труду и соотнесите каждое из них, выбрав правильные варианты из предложенных, поставив + напротив каждой пословицы:
Пословицы | а)русская этическая традиция; | б)западная этическая традиция | в)восточная этическая традиция | г)общечеловеческая мораль |
1. «Работа без устали – ключ к успеху» | ||||
2. «Работа – не волк, в лес не убежит» |
29. Если вы являетесь приверженцем теории Эпикура, закончите фразу: «Цель жизни заключается в получении ……...........................………………»
30. Главным источником появления специфических для сегодняшнего дня нравственных проблем (ХХ-ХХI вв.) является:
а) Социально-политические потрясения в форме революций;
б) Падение религиозности и распространение атеизма в мире;
в) Развитие науки, техники и технологии;
г) Падение нравов в обществе;
Тема 4. Этика сферы предпринимательства
31. «Золотое правило нравственности» -это:
а) «человек человеку – товарищ и брат»;
б) «возлюби ближнего своего, как самого себя»;
в) «чего себе не желаешь, того другим не делай»;
г) «поступай согласно принципу разумного эгоизма»;
32. Допишите конец фразы:
« В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, коллегам, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы ……………………………………………………………….
………………………………………………………………»
33. Этика бизнеса понимается как:
а) Применение этических принципов к деловым отношениям;
б) Изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям организации;
в) Синтез истории этики и менеджмента;
г) Все ответы верны;
34. Исключите вариант, который является неправильным с точки зрения утверждения:
а) В этике бизнеса наиболее разработанными вопросами являются:
б) Взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой;
в) Проблема социальной ответственности бизнеса;
г) Разбор конкретных ситуаций, случаев из практики;
д) Способы повышения этического уровня организации;
е) Проблема аморального поведения специалиста в организации;
35. Поведение сотрудника в этике бизнеса считается этичным:
а) Если он терпим по отношению к моральным устоям, традициям других сотрудников, организаций, регионов и стран;
б) Если он соблюдает все требования руководства;
в) Если он добрый и чуткий товарищ;
г) Если он задерживается на работе дольше необходимого времени;
36. Принцип максимума прогресса в этике бизнеса означает:
а) Когда поведение сотрудника способствует развитию организации с моральной точки зрения;
б) Когда действия сотрудника не разрушают принятых в организации этических норм;
в) Когда действия сотрудника способствуют получению максимальной прибыли организации;
г) Когда действия сотрудника способствуют решению глобальных проблем современности;
37.Какое этическое противоречие является наиболее распространенным в практике деловых отношений:
а) противоречие между принципами профессиональной и корпоративной этики;
б) противоречие между руководителями и подчиненными;
в) противоречие между представителями разных профессий;
г) противоречие межличностного характера;
38. Определите, какая из перечисленных этических теорий относится к современным в этике бизнеса:
а) Концепция «разумного эгоизма»;
б) «Этика справедливости»;
в) Теория утилитаризма Милля;
г) Христианская этика;
39. Представления о справедливости отличаются друг от друга. Вставьте слово, отражающее суть конкретного понимания справедливости:
«……………….справедливость – распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества)».
Варианты:
а) Капиталистическая;
б) Коммунистическая;
в) Справедливость по Дж.Ролзу;
г) Справедливость по Г Фонду;
40. В чем заключается главный недостаток теории утилитаризма с точки зрения принципов общей морали:
а) трудно просчитать реальную выгоду от того или иного поступка;
б) в несовместимости утилитаризма с двумя моральными категориями: моральные права личности и справедливость;
в) в ограниченности ситуаций, к которым может быть применен утилитаристский подход;
г) в излишней рациональности данной концепции;
Тема 5. Профессиональная этика специалиста по сервису и туризму. Основные этические принципы в сфере сервисных коммуникаций.
41.Какой принцип из перечисленных является обязательным в отношениях с клиентом в сфере сервиса:
а) Принцип объективности при принятии управленческих решений.
б) Принцип ориентированности на клиента, заботы о нем.
в) Принцип максимизации прибыли;
г) Принцип повышения своей квалификации;
42. Что означает норма христианской морали: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» применительно к отношениям с клиентами в «контактной зоне»:
а) эмоциональную теплоту и симпатию к каждому;
б) вежливость в общении;
в) установление неформальных отношений;
г) уважение к личности клиента;
43. Рассмотрим ситуацию в сфере гостеприимства:
«Работники отдела приема в гостинице заняты оживленным интересным разговором об общих знакомых, с которыми совместно провели воскресный отдых. Входит вновь прибывший гость, но женщины не обращают на него внимания, продолжая свой разговор или с неохотой поворачиваться к клиенту, как бы осуждая его за то, что он помешал интересному разговору».
Вопрос: Какой принцип профессиональной этики нарушен работниками гостиницы в данной ситуации:
а) доверия;
б) «не навреди»
в) профессионального долга;
г) справедливости;
44. Согласны ли вы с данным утверждением: «Клиенту, обратившемуся в сервисный центр, можно дать дополнительную доверительную информацию, если это принесет определенные выгоды мне».
а) в принципе согласен;
б) нет, категорически не согласен;
в) иногда такое можно допустить;
г) такое поведение противоречит нормам профессиональной этики;
45. «Вы – менеджер туристической фирмы. К вам пришла женщина, желающая отдохнуть в Греции. У вас же есть горящий тур на мертвое море, в Израиль. У женщины явные проблемы с давлением, одышка. Вы знаете, что гипертоникам на Мертвое море ехать противопоказано».
Ваши действия:
а) вы будете настойчиво предлагать ей тур в Израиль;
б) вы предложите ей тур в Израиль, но скажете об опасности пребывания там для ее здоровья;
в) вы предложите ей обратиться в другую турфирму, поскольку у вас нет предложений по Греции;
г) вы порекомендуете ей что-нибудь интересное и не опасное для здоровья из имеющегося арсенала предложений в вашей фирме;
46. Одним из главных этических принципов в сфере сервиса является:
а) клятва Гиппократа;
б) категорический императив И.Канта;
в) «золотое правило нравственности»;
г) правило Лопиталя;
47. Запрет на ложь – закон общечеловеческой морали.
На его основе допишите требование к моральным качествам специалиста в сфере сервиса и туризма:
« Всегда будь…………………………»
48. Исключите из перечня качества, которые не являются моральными характеристиками специалиста по сервису:
а) чувство юмора
б) общительность
в) умение со вкусом одеваться
г) умение избегать конфликты
д) доброжелательность
е) лояльность
ж) профессиональный долг
з) аристократизм
49. Моральный статус специалиста в сфере сервиса определяется:
а) правовыми знаниями;
б) владением нормами этикета;
в) религиозностью;
г) единством морального сознания, отношений и профессионального поведения;
д) общественной активностью;
е) занимаемой должностью;
50. Профессиональная этика сотрудников организации сервиса – это:
а) «…совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов»;
б) «… совокупность конкретных требований и норм морали в сервисной организации или службе сервиса»;
в) «… совокупность принципов общения между людьми»;
г) «… совокупность способов и методов нравственного воспитания будущего специалиста по сервису»;
Тема 6. Профессиональные и корпоративные кодексы: мировой и отечественный опыт.
51. Какое из перечисленных утверждений ошибочно:
а) Корпоративные кодексы - это свод принципов и правил нравственного поведения в организации;
б) Корпоративные кодексы транслируют нравственные ценности компании всем сотрудникам;
в) Корпоративный кодекс требует от своих сотрудников соблюдения конфиденциальности;
г) Корпоративный кодекс дает рекомендации по поведению специалистов в рамках одной профессии;
52. К профессиональным этическим кодексам в сфере сервиса и туризма относится:
а) Глобальный этический кодекс туризма:
б) Кодекс врачебной этики;
в) Кодекс чести банкира;
г) Этический кодекс турфирмы «Полярная звезда»;
53. Профессиональные этические кодексы включают в себя следующие разделы (исключите неправильный вариант):
а) Отношение к делу;
б) Отношение к другим людям;
в) Отношение к обществу;
г) Правила по культуре бытового обслуживания;
д) Отношение к природе.
54. Какими дополнительными моральными характеристиками должен обладать специалист, объектом профессиональной деятельности которого является человек (исключите неправильный вариант):
а) порядочность в общественной и личной жизни;
б) творческая активность;
в) амбициозность;
г) альтруизм.
55. Большинство компаний наказывали своих сотрудников за ряд этических нарушений. Определите одно из них, которое характерно именно для сферы услуг:
а) предложение взятки и согласие ее принять;
б) принятие дорогих подарков от клиентов;
в) принятие решений или участие в принятии решений, отвечающих личным интересам;
г) личное поведение, нанесшее вред репутации компании;
д) ведение противозаконной политической деятельности;
56. «Принципы ведения бизнеса» Круглого стола Ко разработаны как кодексы:
а) национального уровня;
б) мирового;
в) российского;
г) локального;
57. Согласны ли вы с данным утверждением: «Профессиональные и корпоративные этические кодексы должны основываться на общих принципах и установках морали»:
а) да;
б) нет;
в) зависит от сферы экономики;
г) зависит от текущей политической ситуации в стране;
58. Глобальный этический кодекс туризма был принят:
а) в г. Маниле (Филиппины) в 1980 г.
б) в г. Сантьяго (Чили) в 1999 г.
в) в г. Ко (Швейцария) в 1994 г.
г) в Москве, в 1995 г.
59. Выберите из списка универсальных этических принципов три пункта, которые актуальны для профессиональных отношений с клиентами:
а) Уважение к личности;
б) Партнерство;
в) Социальная ответственность;
г) Милосердие;
д) Светские манеры;
е) Конфиденциальность информации;
ж) Чувство профессионального долга;
60. В какой из стран наиболее распространены профессиональные этические кодексы:
а) США;
б) Россия;
в) Франция;
г) Чили.
Тема 7. Актуальные проблемы профессиональной этики.
61. Актуальные проблемы профессиональной этики в сфере сервиса касаются прежде всего отношений между:
а) руководителями и подчиненными;
б) сотрудниками сервисной организации и клиентами;
в) государственными органами и частными предпринимателями;
г) конкурирующими предприятиями;
62. В центре внимания профессиональной этики сегодня находятся следующие вопросы (исключите неправильный вариант):
а) Социально ответственное поведение фирмы;
б) Соотношение цели и средств, выбираемых коллективом в целом и отдельными сотрудниками в частности;
в) Проблема воровства на рабочем месте;
г) Проблема неэтичного поведения руководителей фирмы и сотрудников;
63. Распределите причины расширения неэтичного ведения дел в России на объективные (1) и субъективные (2), поставив в столбцах плюс «+» напротив каждого варианта:
Варианты | Причины | Объективные(1) | Субъективные(2) |
а) | Конкурентная борьба, которая оттесняет на обочину этические соображения; | ||
б) | Невысокий уровень морального сознания руководства фирмы | ||
в) | Отсутствие должного вознаграждения за этичное поведение; | ||
г) | Кризис нравов в обществе; | ||
д) | Система моральных ценностей личности специалиста; |
64. Какая из перечисленных этических проблем является особенно актуальной в сфере сервиса в России:
а) аморальное поведение специалистов в коллективе;
б) профессиональный долг и ответственность специалистов по сервису;
в) коррупция в обществе;
г) проблема честных партнерских отношений;
65. Актуальны ли сегодня для России проблемы профессиональной этики:
а) да;
б) нет;
в) не так, как для США;
г) не так, как для Японии;
66. Моральная ответственность специалистов в сфере туризма, связанная с индивидуальным сервисом, заключается главным образом (выберите один вариант):
а) В охране природы и культурного наследия;
б) В ответственности перед страной, государством и народом, с которым заключаются различные деловые договоры и соглашения о сотрудничестве;
в) В ответственности за сохранение положительного авторитета и репутации социально ответственной фирмы или организации;
г) В ответственности перед каждым клиентом и всем социальным окружением за уровень своей профессиональной деятельности;
67. Исключите из списка фактор, препятствующий формированию доверия в профессиональных отношениях:
Порядочность;
Непредсказуемость;
Лояльность;
Последовательность;
68. В «Двенадцати принципах ведения дел в России» обозначены этические принципы профессионала, отметьте не входящий в их число вариант:
Уважай право частной собственности;
Всегда веди дело сообразно своим средствам;
Оправдывай доверие, в нем – основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты сам хочешь видеть своего лучшего партнера;
Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер – тот, тоже выигрывает от сделки;
69. Ситуация в пансионате:
«В пансионате проводится выездной семинар по бизнесу. Для его проведения требуется видео- и аудио- аппаратура. Участники семинара в сборе, но неожиданно отключилось электричество по вине электрика, который проводил в пансионате ремонтные работы. Руководитель семинара взбешен и предъявляет претензии руководству пансионата:
Я требую, чтобы немедленно включили свет. Я пытаюсь проводить семинар, и, как вам известно, у меня в этой области безупречная репутация, но я не могу работать при отсутствии электричества. Я не могу позволить попусту растрачивать свое время, каждая минута моей работы стоит очень дорого, и вам придется с этим считаться… Вы ответите перед судом за свою халатность и заплатите мне за причиненный материальный и моральный ущерб».
Вопрос: какой метод урегулирования конфликта вы предпочтете в данной ситуации:
а) Приспособление;
б) Сотрудничество;
в) Соперничество;
г) Компромисс;
д) Игнорирование;
70. Основное противоречие в профессиональной этике, которое приводит к нравственным конфликтам, это противоречие:
Между личностями;
Между нормами корпоративной и профессиональной этики;
Между государственными органами и предпринимателями;
Между странами и народами;
«В пансионате проводится выездной семинар по бизнесу. Для его проведения требуется видео- и аудио- аппаратура. Участники семинара в сборе, но неожиданно отключилось электричество по вине электрика, который проводил в пансионате ремонтные работы. Руководитель семинара взбешен и предъявляет претензии руководству пансионата:
- Я требую, чтобы немедленно включили свет. Я пытаюсь проводить семинар, и, как вам известно, у меня в этой области безупречная репутация, но я не могу работать при отсутствии электричества. Я не могу позволить попусту растрачивать свое время, каждая минута моей работы стоит очень дорого, и вам придется с этим считаться… Вы ответите перед судом за свою халатность и заплатите мне за причиненный материальный и моральный ущерб».
Вопрос: какой метод урегулирования конфликта вы предпочтете в данной ситуации:
Приспособление;
Сотрудничество;
Соперничество;
Компромисс;
70. Основное противоречие в профессиональной этике, которое приводит к нравственным конфликтам, это противоречие:
Между личностями;
Между нормами корпоративной и профессиональной этики;
Между государственными органами и предпринимателями;
Между странами и народами;
Тема 8. Этикет работников сферы услуг. Этнокультурные особенности делового этикета.
71. Этикет- это:
а) совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу;
б) манера, способ вести себя в обществе;
в) наука, изучающая особую сторону человеческого бытия;
г) особая форма общественного сознания;
72. Верно ли утверждение:
«Деловой этикет – важная составляющая деловых отношений; внешнее выражение внутренней морали и культуры человека»:
а) да, верно полностью;
б) верно отчасти;
в) абсолютно неверно;
г) первая часть верна, вторая –нет;
73. Современные правила делового этикета требуют от специалиста по сервису таких черт (исключите неправильный вариант):
а) авторитарность;
б) тактичность;
в) доброжелательность;
г) любезность;
д) пунктуальность;
е) вежливость;
74. Представьте ситуацию: руководитель туристической фирмы находится в своем кабинете, в кабинет входит посетитель (клиент). Что должен сделать руководитель в первую очередь:
а) следует выйти из-за стола и идти навстречу посетителю с протянутой рукой, чтобы поприветствовать;
б) протянуть руку для рукопожатия через стол;
в) дождаться, когда сам клиент проявит инициативу;
г) встать и выйти из-за стола, приветствуя посетителя;
75. Ситуация в маленькой гостинице:
«Дежурная, монументальная тетка с волосами цвета сливочного масла, губы дамы пламенели, а на веках синел толстый слой теней. Дежурная произнесла:
Вам кого, гражданочка? У нас ведомственная гостиница.
Где я могу найти директора?
По какому вопросу? – не сдавала позиции дежурная.
Скажите, корреспондент пришла, из журнала « Отдых»
Идите, душенька, прямо, комната двадцать два, - сразу стала ласковой только что суровая и неприступная дежурная».
Выберите из списка один вариант, отвечающий на вопрос: какое основное требование делового этикета было нарушено дежурной в данной ситуации:
а) Вежливость;
б) Умение слушать;
в) «клиент всегда прав»;
г) Умение одеваться;
76. Поставьте пропущенные слова в предложении, отражающем требование к гостиничному работнику, выбрав из 2-х вариантов:
можно;
нельзя;
1.«………. задавать ненужных вопросов»;
2.«……….рассказывать о своих делах»;
3. «……....распрашивать гостей о цели визита»;
4. «………предлагать лекарство, если гость заболел»;
77. В ситуациях, если вашим клиентом оказался японец, какими традициями в этикете вы будете пользоваться:
а) японскими;
б) общероссийскими;
в) западноевропейскими;
г) местными;
78. Тактичность в профессиональном общении – это:
а) интерес к личной жизни другого человека;
б) скромность в отношении собственных способностей и заслуг;
в) чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в служебных отношениях;
г) соблюдение необходимой дистанции в общении;
79. Что следует сказать, если клиент высказывает по телефону жалобу:
а) «Это не моя ошибка, ваша жалоба не в моей компетенции»;
б) «На наши услуги никогда не поступали жалобы»;
в) «Приносим вам свои извинения. Мы примем к сведению ваши пожелания. Оставьте, пожалуйста, ваши координаты, мы вам обязательно перезвоним».
г) «Перезвоните по этому поводу завтра и вам ответят на ваши претензии»;
80. Основная цель делового этикета – это:
а) «окружить» бизнес множеством «этических фильтров», оставляющих аморальное поведение за рамками деловых отношений;
б) ограничивать свободу деловых людей, их активность;
в) поддерживать консервативные традиции в обществе;
г) обеспечивать свое превосходство среди конкурентов;
1. Предмет этики
1) мораль
2) прекрасное
3) культура
4) социальные отношения
2. Кто считается родоначальником этики как науки?
1) Сократ.
2) Аристотель.
3) Платон.
4) Гегель
3. Конфуцианство – религиозно-этическое направление, возникшее в
1) Древнем Риме
2) Древнем Китае
3) Древней Индии
4) Древнем Египте
4. Автор трактата «Никомахова этика»
1) Демосфен.
2) Платон.
3) Сократ.
4) Аристотель.
5.Возникновение первых этических учений относится к:
1) Древним временам
2) Средневековью
3) Новому времени
4) XIX в.
6. Автором категорического нравственного императива является:
1) Ж.П. Сартр
2) И. Кант
3) К. Маркс
4) А. Кам
7. Главная функция морали:
1) воспитательная,
2) социальная,
3) прогностическая,
4) регулятивная.
8. «Золотое правило нравственности» звучит следующим образом:
1) Почитай старших.
2) Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
3) Око за око, зуб за зуб.
4) Уважай мнение других.
9. Совесть – это:
1) функция этики работы СКСиТ
2) правило этикета
3) профессионально-значимое качество личности
4) предписание должностных инструкций
10. Гуманизм означает:
1) искренность
2) терпимость
3) человеколюбие
4) благородство
11. Принцип, выражающий любовь к Родине:
1) справедливость
2) гуманизм
3) оптимизм
4) патриотизм
12. Ущемление прав человека:
1) интервенция
2) девиация
3) маргинализация
4) дискриминация
13. Моральный принцип, предписывающий желание помочь другим:
1) честолюбие
2) альтруизм
3) эмпатия
4) толерантность
14. К какому времени относится возникновение этики как науки?
1) IV век до н.э.
2) I-II век
3) XIX век
4) XX век
15. Нравственные отношения предполагают рассмотрение другого человека в качестве
1) Объекта, на который направлено мое действие.
2) Равного мне человека, имеющего право на уважение достоинства.
3) Человек человеку – бревно, лишь бы цель была достигнута.
4) Человек человеку – волк. Такова природа человека.
Тема 2. Специфика, структура и функции морали.
1.Укажите материалистическую теорию происхождения морали
1) Натуралистическая теория,
2) религиозная,
3) теория социальной природы морали,
4) субъективно-идеалистические теории.
2. Какая теория предполагает внеземное происхождение морали?
1)Натуралистическая теория,
2)религиозная,
3)теория социальной природы морали,
4)субъективно-идеалистические теории.
3. Укажите структурные элементы морали.
1) Моральное сознание.
2) Нравственные отношения.
3) Ультиматум.
4) Моральная деятельность.
4. Укажите элементы морального сознания общества.
1) Моральный кодекс.
2) Поступок.
3) Субъектно-субъектные отношения.
4) Моральный принцип.
5. Какие отношения являются нравственными?
1) Субъектно-объектные отношения.
2) Субъектно-субъектные отношения.
3) Объектно-субъектные отношения.
4) Объектно-объектные отношения.
6. Какое отношение к человеку предполагают нравственные отношения?
1) Человек человеку волк.
2) Человек человеку друг, товарищ и брат.
3) Человек человеку бревно.
4) Человек человеку случайный прохожий.
7. Укажите специфику нравственного поведения.
1) Поступок совершен из благих намерений.
2) Поступок совершен корыстно.
3) Поступок совершен «по случаю».
4) Поступок совершен по воле другого человека.
8. Укажите социальные функции морали.
1) Регулятивная.
2) Созерцательная.
3) Воспитательная.
4) Познавательно-ориентирующая.
9. Форма морального сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно:
1) моральный поступок
2) моральный принцип
3) моральное отношение
4) моральная норма
10. Возможно ли несовпадение норм морали и права в обществе?
1) Нет, поскольку мораль и право выполняют, прежде всего, регулятивную функцию.
2) Да. Мораль более консервативна, не меняется как право со сменой политической власти.
3) Нет, мораль и право одного исторического периода должны соответствовать социальным отношениям.
4) Являясь частью культуры, они содержат общие требования.
11. В каком случае можно говорить о нравственном поведении?
1) Человек не может изменить ход вещей, так как обстоятельства его жизни заранее предопределены.
2) Человек изначально свободен, при наличии воли он может не считаться с объективными условиями бытия.
3) Человек не может быть абсолютно свободен, но он может выбирать и действовать с учетом объективных условий бытия. За совершенные действия он несет ответственность.
4) Поведение человека предопределено его природой, а природа не может ошибаться.
12. Моральная оценка поступка.
1) Человек не может предвидеть результатов своего поведения, а значит, не несет за них ответственность.
2) Мотивы поступка обнаружить невозможно, а значит, поступок необход