Лекция 11. Гигиена физического воспитания детей и подростков (2 часа)
Ключевые понятия:особенности развития организма детей и подростков, акселерация, гиподинамия, нормы физических нагрузок, средства физического воспитания детей и подростков, учет состояния здоровья (медицинская группа)
План лекции:
1. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Понятие об акселерации и гиподинамии.
2. Нормы временного объёма различных видов деятельности в режиме дня в зависимости от возраста.
3. Гигиенические требования к условиям проведения занятий по физкультуре и спорту в школе.
4. Гигиеническая характеристика отдельных средств и форм физического воспитания школьников.
1. Физическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности школы. В процессе физического воспитания укрепляется здоровье учащихся, развиваются их физические способности, расширяются функциональные возможности организма, формируются двигательные навыки, нравственные и волевые качества. Современные условия жизни ставят перед физическим воспитанием школьников новые задачи, связанные с особенностями современной школьной программы: началом обучения в более раннем возрасте, увеличением объема и сложности программного школьного материала, ускорением темпов его изучения, внедрением в процесс обучения сложных технических средств, и в связи с этим, снижением объема двигательной активности учащихся. Гигиеническая норма двигательной активности школьников – это научно обоснованные, количественные параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармоническому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья. Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Для успешной работы важное значение имеют данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также деятельность ЦНС. Главной особенностью организма детей младшего школьного возраста является ещё недостаточно сформированная и неокрепшая костная система. Нет окончательной фиксации физиологических изгибов позвоночника, отсутствует окостенение фаланг пальцев, не развита мелкая мускулатура. Пренебрежение этими особенностями развития организма могут привести к формированию неправильной осанки, искривлениям позвоночника (сколиозам) к быстрому утомлению. Наибольшее увеличение роста и массы тела происходит в период полового созревания. В это же время наблюдается усиленный рост длинных трубчатых костей и глубокие изменения в эндокринной системе. Дети в этом возрасте нескладны, неловки, быстро устают, раздражительны и неадекватны. Все эти факты требуют особого внимания при назначении тех или иных физических нагрузок в процессе физического воспитания. Важное гигиеническое значение имеет также постоянный медицинский контроль и распределение учащихся по медицинским группам. Необходимо учитывать и такое явление как акселерация. Основными гигиеническими принципами организации занятий физическими упражнениями должны быть: непрерывность, преемственность, комплексность и адекватность.
2. Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются СаНПинами 2.4.2.576-96»Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Спортивные сооружения школы – это спортивные площадки, расположенные в зоне школьного участка, спортивные залы и бассейны. Спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания школы, за зоной зеленых насаждений и не менее, чем в 20 м от проезжей части и 10 м от окон школы. Спортивный школьный зал обычно является многофункциональным. Тип зала зависит от вместимости школы и по размерам может быть: 9х18, 12х24, 18х30 м высотой не менее 6 м. При зале предусматривается наличие: инвентарной комнаты, раздевалки для мальчиков и девочек, душевые, туалеты, комната для преподавателей. Гигиенические требования к показателям микроклимата спортивного зала в школе аналогичны общепринятым.
3. Физическое воспитание школьников состоит из следующих форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа. Уроки физической культуры – основная форма физического воспитания. Их содержание определяется государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными задачами решаются оздоровительные задачи. По возможности уроки следует проводить на открытом воздухе. При этом необходимо учитывать погодные условия, чтобы дети были экипированы в соответствующие одежду и обувь. Для отдельных групп школьников, отнесенных к соответствующим медицинским группам, предусмотрены факультативные занятия. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков в школе, физкультурные минутки на уроках (в основном, в младших классах), физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание. Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), помогающую и ускоряющую переход от сна к бодрствованию. Школьная гимнастика до уроков должна проводиться с учащимися как первой, так и второй смены. Комплекс гимнастики разучивается предварительно на уроках физкультуры. Физкультурные минутки проводятся на уроках для предупреждения утомления и обычно включают не больше 3-5 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Для учащихся в первую смену их лучше проводить на 3 или 4 уроках, а для учащихся второй смены – на 2 или 3 уроках. Физкультурные паузы рекомендуется проводить при подготовке домашних заданий в группах продленного дня. Комплексы упражнений для зарядки гимнастики перед уроком и физкультурных минуток необходимо периодически изменять. Подвижные игры и физические упражнения на переменах лучше проводить на открытом воздухе в соответствующей погодным условиям одежде и обуви. При температуре воздуха менее 100С такие занятия проводятся в спортивном зале при открытых окнах и фрамугах. Хороший оздоровительный эффект оказывают и такие формы физической нагрузки как посадка деревьев и кустарников на школьном участке, оборудование спортивных площадок. Прогулки, экскурсии в большей степени имеют оздоровительное значение. Помощь в их организации и участие могут оказать родители учащихся. Туристические походы, тематические массовые мероприятия: «Спортландия», «Олимпиады», проводимые между классами и между классами соседних параллелей также могут проводиться с участием родителей. Закаливание учащихся – элемент рационального режима дня является частью физического воспитания в семье. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя их дозировку и увеличивая интервалы изменения температурных показателей. При закаливании воздухом не рекомендуется снижать температуру менее 12 град.С. В процессе закаливания водой последовательность различных форм водных процедур должна быть такой: обтирания, обливания, душ, купании. При обтирании и обливании начальная температура воды должна быть не менее 330С и конечная не меньше 18-200С.
Контрольные вопросы для самоподготовки:
1. Какие задачи решает гигиена детей и подростков?
2. Какое влияние оказывает внешняя среда и социальные факторы на развитие детей и подростков (акселерация и гиподинамия)?
3. В чем заключаются закономерности развития костной, мышечной и нервной систем детей и подростков? Почему необходимо их учитывать при занятиях физкультурой и спортом?
4. Что является гигиеническими основами при составлении распорядка дня школьников? Нормативы для различных видов деятельности детей и подростков в зависимости от возраста.
5. Какие гигиенические требования предъявляются к местам и условиям проведения занятий по физкультуре и спорту в школе?
6. Какие существуют средства и формы физического воспитания детей и подростков вне школы?