Функции туристской анимации
Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнить прямым образом две функции - спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.
В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ модно выделить следующие функции туристской анимации:
· адаптационная функция, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
· компенсационная функция, освобождающая человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
· стабилизирующая функция, создающие положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;
· оздоровительная функция, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
· информационная функция, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;
· образовательная функция, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
· совершенствующая функция, приносящая интеллектуальное и физическое усовершенствование;
· рекламная функция, дающая возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, о регионе, о туркомплексе, отеле, турфирме и т.д.
Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, разновидностей анимационных программ и мероприятий.
Типология анимации
Различие толкований понятий "анимация", "гостиничная анимация", "туристская анимация" и т.д. связано с многообразием существующих форм и программ анимационной досуговой деятельности. Это разнообразие сказывается как при формировании туристских маршрутов и в гостиничном бизнесе, так и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, в городах, в городских управах и муниципалитетах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях. Поэтому можно говорить о городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и школьных анимационных программах - детских, юношеских, студенческих, для пенсионеров, для семей, для инвалидов, для национальных меньшинств и т.д.
Здесь мы будем говорить о туристской, рекреационной и гостиничной анимации, поэтому разграничим эти понятия (рис. 1.2. ).
|
| ||||||
Рис. 1.2. Типология туранимации
Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленный на восстановление духовных и физических сил человека. Досуговые программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми предприятиями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие рекреационная анимация шире, чем понятия туристская и гостиничная анимация.
Что касается туристской и гостиничной анимации, то они тесно связаны с рекреационной, т.к. главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, в отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения и т.д., иными словами в восстановлении жизненных сил и энергии.
Туристская анимация - это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплекс, отель) или на транспортном средстве (круизный теплоход, поезд, автобус и т.д.), или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие.
При подготовке туристских анимационных программ учитываются многие особенности, позволяющие провести программу наиболее интересно, а именно:
· национальность туристов;
· возраст туристов (детские, молодежные, зрелого возраста, третьего возраста, комбинированная);
· пол (женская, мужская, совместная);
· численность (индивидуальная, групповая, массовая);
· активность участия туристов (активная, пассивная).
Кроме того, туристская анимация глобально подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):
Тип 1. Анимационные туристские маршруты - целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках. В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по "духовному", стимулирующему душевные силы (animatus - одушевление). Такая анимационная программа представляет собой ценообразующий фактор в турпродукте. Обычно эти программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных одним духовным интересом (профессиональным, хобби). Примеры и разновидности: культурно-познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Или, например, турпоездки, организованные для любителей игры в казино по казино-центрам, расположенным в разных странах. Некоторые примеры туристских анимационных маршрутов приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Примеры туристских анимационных маршрутов: поездки на национальные, традиционные праздники, фестивали в другие страны и регионы
Поездка в страну | Цель поездки |
в Англию | Рочестерский фестиваль трубочистов с 29 апреля по 1 мая отмечается с 1735 года. Фестивальное веселье по случаю окончания отопительного сезона и зимней «страды» трубочистов проходит в три этапа. На рассвете на вершине холма Блубелл под песни и танцы в окружении костров просыпается «Джек- в зелени»- зеленый человечек, символизирующий приход весны. Затем по улицам Рочестера проходит парад трубочистов с персонажами: милорд (во главе процессии), миледи (собирает казну), клоуны, барабанщики. Затем нарядные гулянья, ярмарки музыкальных инструментов. в завершении- бал трубочистов и финальная процессия по улицам. |
в Аргентину | Праздник «День изобретателя» 19 сентября в Буэнос-Айрес. По улицам везут огромную фигуру Ласо Биро- эмигранта из Венгрии, который бежал сюда от войны в 1939 г. и в 1943г. запатентовал изобретение… «шариковой ручки», которую впервые выпустили в Аргентине в 1945г. |
в Италию | Праздник кошек 17 февраля в городе Перуджии, впервые появившийся в 1986г. (февраль- начало итальянской весны, итальянцы трепетно относятся к кошкам) Выставки картин кошек, рассказы, лекции, стихи о кошках, художники рисуют их «портреты» |
в Германию | На праздник пива |
в Таиланд | Праздник черепах в начале марта в тайской провинции. Пханг Нга в течение семи дней. В этот день в море отпускают маленьких только что родившихся черепах, которых выращивают специально или подбирают на пляже. праздник проводится для обострения внимания к исчезающим рептилиям, занесенным в красную книгу и нещадно уничтожаемым из-за вкусного мяса, а также из-за красивого панциря. |
во Францию | На праздники различных гурманов: - на карнавал шоколада в Мон-Бильяр; - на фестиваль яблок в Гавр; - на праздник кулинарного искусства в Дижоне; - на празднование начала сезона сбора грибов трюфелей- «черного жемчуга». Перигора, ноябрь. |
в США | Праздник холодного чая (весь июнь). Появился в Сент-Луисе (штат Луизиана) в 1904 г. с легкой руки торговца чайного павильона Ричарда Блечинуина, добавившего в чай лед. Праздник горячего чая- в январе. |
в Россию | Праздник победы в Бородинской битве «Военно-историческая реконструкция эпизодов Бородинского сражения». Реконструкцию выполняют члены военно-исторических клубов России, стран СНГ, Европы, США (около 1000 человек). Зрителей-туристов собирается 15-20 тыс. человек. |
в Бразилию | Карнавал в Рио-де-Жанейро |
в Европу | Рождественские праздники |
в Испанию | Праздник «Томатина»- большая помидорная война. Последняя среда августа (с 11 утра и до вечера) г.Букол, 70 км севернее Валенсии. Празднуется с 1944г. |
в Англию | Веселый студенческий рок-фестиваль «болотные танцы» в Гластонбери. |
в Италии | Традиционная (более 100 лет) апельсиновая «война» в городке Иврея (недалеко от Турина – оригинальный сценарий празднования Дня города) |
Тип 2. Дополнительные анимационные услуги - анимационные программы, предназначенные для "поддержки" основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, в технологических перерывах, обусловленных переездами, задержками в пути (судно, поезд, автобус, гостиница, вокзал, аэропорт,…), в случае непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), отсутствие снега в горнолыжных курортах и т.д.
Тип 3. Гостиничная анимация – комплексная рекреационная гостиничная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса, преследующая цель реализации новой философии гостиничного обслуживания, повышения качества обслуживания, уровня удовлетворенности туриста отдыхом и используемая в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из главных основных привлекательных услуг.
Гостиничная анимация понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга на туристских предприятиях: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это часть туристской анимации, хотя и наиболее значимая. Причем, анимационные программы различаются при клубной организации отдыха, в гостиничных цепях и в гостиницах разной целевой направленности и разной величины.