Тема 8: Перемещение через таможенную границу ТС и совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц
Лекция 3. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
Данный вопрос рассматривается в главе 45 ТК ТС и в ст.318 Закона РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»
В соответствии со ст. 317 ТК ТС : 1. Положения по данным особенностям применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими представи-тельствами, консульскими учреждениями, иными официальными представи-тельствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами (далее-товары Представительства).
2. Решением Комиссии таможенного союза могут определяться особенности таможенного декларирования товаров, нормы провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.
Перемещение товаров через ТГ ТС Представительствами является предметом правового регулирования как на уровне таможенного законодательства ТС, так и на уровне таможенного законодательства ГЧТС. ********
В пп 4.5.6 ст.318 Федеральный закон "О Таможенном регулировании в Российской Федерации", N 311-ФЗ определено:
4. Таможенное декларирование товаров, перемещаемых Представительствами для официального пользования, производится путем представления в таможенный орган письменного заявления, составленного в произвольной форме в двух экземплярах (далее - заявление), заверенного печатью Представительства и подписанного главой Представительства либо уполномоченным им лицом, содержащего следующие сведения:
1) наименование таможенного органа; 2) наименование и место нахождения отправителя товаров; 3) наименование и место нахождения получателя товаров; 4) номер и дату транспортного документа, в соответствии с которым товар перемещается через ТГ ТС; 5) наименование товара, позволяющее его идентифицировать для таможенных целей, количество (масса, объем и другие количественные характеристики) товара с указанием сокращенного наименования единицы измерения и стоимости (по товаросопроводительному документу).
5. Одновременно с заявлением, указанным в части 4 настоящей статьи, подаются следующие документы:
1) транспортные (перевозочные) и коммерческие документы;
2) документы, подтверждающие соблюдение ограничений.
6. Лицо, производящее отправку (получение) товаров, предназначенных для официального пользования Представительства, предъявляет таможенному органу документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверж-дающий статус лица, или доверенность (годовую или разовую), на которой должны быть проставлены оттиск печати Представительства и подпись главы Представительства либо иного уполномоченного на то должностного лица Представительства. ********
Таможенная процедура, связанная с перемещением товаров отдельны-ми категориями иностранных лиц, устанавливается (как уже отмечалось) в гл. 45 ТК ТС («Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц»), а также решением КТС от 18.06.2010 № 309 «Об особен-ностях таможенного декларирования товаров, нормах провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользова-ния» и решением КТС от 20.05.2010 № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру».
Кроме того в РФ правовому обеспечению этой процедуры посвящены: • приказ ФТС России от 25.01.2011 № 138 «Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц»; • приказ ГТК России от 10.10.2002 № 1087 «Об утверждении Правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц».
Обязательным условием помещения товаров под специальную таможенную процедуру, связанную с перемещением товаров отдельными категориями иностранных лиц, является представление в таможенный орган письменного подтверждения уполномоченного государственного органа о том, что товары предназначаются для обеспечения деятельности Представительств, иностранных государств - членов Таможенного союза за пределами его таможенной территории, с приложением перечня товаров, содержащих наименование и количество таких товаров.
Использование специальной таможенной процедуры, связанной с перемещением товаров отдельными категориями иностранных лиц, обусловлено тем, что ввозимые на ТТ ТС или вывозимые с нее товары (например, автотранспортные средства, строительные материалы, оргтехника, мебель и т.п.), предназначенные для нужд Представительств подлежат полному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов, упрощенному порядку таможенного оформления и контроля товаров, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и оказание подобного рода услуг.
К отдельным категориям иностранных лиц, перемещающим через ТГ ТС товары, и пользующихся перечисленными таможенными льготами, причисляются: 1) дипломатические представительства иностранных государств.В настоящее время РФ обменивается с другими государствами дипломати-ческими представительствами на уровне посольств и консульств. Согласно положениям ст. 318 ТК ТС дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территориях государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования за товары, предназначенные для официального пользования такими представительствами, которые ввозятся на ТТ ТС и вывозятся из нее. При этом товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, не освобождаются от таможенного досмотра; 2) главы и члены дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей. В соответствии со ст. 319 ТК ТС указанные лица вправе рассчитывать на получение таможенной льготы, выражающейся в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования за товары, предназначенные для их личного и семейного пользования (включая товары для первоначального обзаведения). Для получения такой льготы требуется соблюдение условий, согласно которым члены семей, проживающие вместе с главами дипломатических представительств иностранных государств или с членами дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства: а) не должны проживать в государстве пребывания постоянно; б) не должны являться гражданами государства пребывания.
Кроме того, главы дипломатических представительств иностранных государств, члены дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей освобождаются от таможенного досмотра личного багажа.
Однако запрет на таможенный досмотр багажа не является абсолют-ным. Если у таможенного органа имеются «серьезные основания» предполагать, что личный багаж содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз которых в ГЧТС или вывоз из них запрещен либо регулируется карантинными правилами, то таможенный досмотр личного багажа может быть произведен. Сотрудник таможенного органа вправе не только осуществить досмотр личного багажа и ручной клади дипломата и членов его семьи, но и потребовать заполнить таможенную декларацию и произвести опрос.
В случае выявления нарушений таможенного законодательства работ-ник таможни не вправе составлять Протокол о нарушении таможенных пра-вил. Поскольку рассматриваемая категория лиц обладает дипломатическими иммунитетами, он должен составить специальный акт, который переправля-ется в МИД России, а оттуда по дипломатическим каналам информация об имевшем место правонарушении доводится до соответствующего посольства.
Таможенный досмотр личного багажа должен проводиться исключительно в присутствии названных лиц или их представителей; 3) члены административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей, при условии, что указанные лица не проживают постоянно в Российской Федерации и не являются гражданами Российской Федерации.
На основании положений ст. 320 ТК ТС перечисленные лица могут ввозить на ТТ ТС товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. В силу ст. 321 ТК ТС таможенные льготы могут быть распространены на весь персонал дипломатического представительства (например, поваров, садовников, шоферов, дворников, уборщиков и т.д.). Для этого требуется заключить международное соглашение между государством - членом ТС и иностранным государством, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства. Такой двусторон-ний договор будет являться правовым основанием для предоставления льгот-ного режима для обслуживающего персонала дипломатического представи-тельства, а также членов их семей; 4) консульские учреждения иностранных государств, их главы, иные должностные лица консульских учреждений и консульские служащие иностранных государств, а также члены семей перечисленных лиц. В силу положений, содержащихся в ст. 322 ТК ТС указанным субъектам предо-ставляются таможенные льготы, предусмотренные ТК ТС для дипломатичес-ких Представительств .
Работники обслуживающего персонала консульского учреждения ино-странного государства, а также члены их семей, не проживающие в РФ постоянно, также могут быть наделены таможенными льготами, предоставля-емыми ТК ТС для членов соответствующего административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства иностранного государства. Для этого требуется заключить международное соглашение между ГЧ ТС и иностранным государством, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства; 5) иностранные дипломатические и консульские курьеры. Дипломатический (консульский) курьер является лицом, которому доверена доставка дипломатической (консульской) почты. Статус дипломатического (консульского) курьера подтверждается наличием у него официального курьерского листа, в котором указываются его статус и число мест, составля-ющих дипломатическую почту и консульскую вализу. Курьерский лист под-писывается и скрепляется печатью учреждения, отправляющего дипломати-ческую почту и консульскую вализу. Дипломатический (консульский) курьер на основании ст. 324 ТК ТС наделяется правом ввозить на ТТ ТС и вывозить с этой территории товары, предназначенные для его личного пользования, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства с освобождением от таможенного досмотра, уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования; 6) представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, сопровождающие их члены семей. В соответствии с положениями ст. 325 ТК ТС таможенные льготы, предусмот-ренные ТК ТС для членов дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства распространяются и на выше-указанных лиц. На основе взаимности таможенные льготы предоставляются членам делегаций иностранных государств, которые приезжают в ГЧ ТС для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями; 7) международные, межгосударственные и межправительственные организации, представительства иностранных государств при них, а также персонал этих организаций и представительств, члены их семей. Таможенные льготы для перечисленных лиц определяются исключительно па основании соответствующих международных договоров.
Таможенным законодательством Таможенного союза устанавливается особый режим дипломатической (консульской) почты.
В положениях ст. 323 ТК ТС закрепляется базовый принцип международ-ного публичного права, согласно которому дипломатическая и консульская почта неприкосновенна. В этой статье указано, что: 1. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, переме-щаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию.
2. Все места, составляющие дипломатическую почту и консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на характер этих мест.
3. Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные исключительно для официального пользования, а консульская вализа - только официальную корреспонденцию и документы или товары, которые предназначены исключительно для официального пользования.
Однако при наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержатся документы и (или) товары, не предназначенные исключительно для официального пользования, таможенный орган вправе требовать вскрытия консульской вализы уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии должностного лица таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления.
В таможенном законодательстве ТС сформулировано императивное требо-вание о том, что дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные исключительно для официального пользования, а консульская вализа -только официальную корреспонденцию и документы или товары, которые предназначены исключительно для официального пользования.
При пропуске дипломатической почты и консульской вализы через ТГ ТС каждое место такой почты (как отмечалось) должно иметь видимые внешние знаки, указывающие на характер этого места (например, быть опечатанным сургучными печатями; опломбированным свинцовыми пломбами отправителя; иметь наклейку с соответствующей подписью).