Назначение и особенности лихтеровозов
Успешный опыт укрупнения грузовых мест до 30т (контейнеры 40 футов) показал желательность дальнейшего укрупнения, но этому препятствовали проходные размеры шоссейных и железных дорог. Поэтому были разработаны плавучие контейнеры – баржи (лихтера), размеры которых значительно больше обычных контейнеров. Ввиду малой осадки лихтеров их можно с помощью буксиров доставлять в мелководные речные и морские необорудованные порты и к причалам производителей или потребителей груза.
Особенностью всех типов лихтеровозных систем является то, что размерения лихтеров соответствуют размерениям типичных барж в обслуживаемых районах.
Разработаны и построены специализированные суда для перевозки лихтеров – лихтеровозы. В зависимости от способа погрузки и выгрузки лихтеров различают три основных типа лихтеровозов. Наиболее распространены лихтеровозы типа “ЛЭШ”(LASH – lighter aboard the ship).
Это крупные суда, которые способны перевозить 40–90 лихтеров, грузоподъемностью до 370т со скоростью 18–22 узла. Лихтеровозы ЛЭШ (рис.2.11) двухвинтовые со среднеоборотными главными двигателями или паровыми турбинами (для уменьшения объема МО). Суда, как правило, с избыточным надводным бортом, однопалубные. Надстройка и рубка расположены в носу. Лихтеровозы ЛЭШ имеют две консоли в корме, образующие нишу, в которую лихтер заводится буксиром. Мощный козловой кран г/п 500т выкатывается на консоли, поднимает лихтер и транспортирует его вдоль судна до соответствующего трюма, лихтеры грузят в несколько ярусов в трюме и на палубу. Буксиры обычно являются принадлежностью судна и находятся на судне в рейсе.
В настоящее время на верхней палубе этих судов часто перевозятся контейнеры 20' и 40' футов и поэтому на них дополнительно устанавливают более легкий кран для этих контейнеров.
Лихтеровозы типа Си-Би (Sea Bea) (рис.2.12) предназначены для перевозки более тяжелых лихтеров с большими размерами. Это крупные многопалубные суда, без поперечных переборок в грузовых помещениях, которые вмещают 26 – 38 барж-лихтеров водоизмещением по 1300т.
Рис.2.11. а – лихтеровоз типа ЛЭШ; б – лихтер:
1 – пост управления краном, 2 - катучий мостовой кран грузоподъёмностью 500т, 3 – лихтеры (плавучие контейнеры),4 – рулевая рубка, 5 – лихтер, 6 – буксир толкач подводит баржу в нищу для её подъёма краном.
Рис. 2.12.Лихтеровоз типа Си-Би:
а – буксировка лихтеров, б – лихтеровоз, в - лихтер
Эти суда также имеют в корме две консоли, образующие нишу, в которой размещается синхролифт и куда заводятся лихтера.
Синхролифт одновременно поднимает две баржи до нужной грузовой палубы. После этого лихтеры пересаживаются на тележки, с помощью которых они транспортируются вдоль по палубе судна.
Третий тип лихтеровозов – суда докового типа. На время грузовых операций трюм заполняется водой и в него через ворота вводятся лихтеры. Затем после центровки лихтеров над местами установки закрывают ворота и откачивают воду из трюма и балластных отсеков.
К такому типу судов относятся лихтеровозы: типа Бако (Barge conteiner) дедвейтом 21000т; типа Бакат (Barge aboard catamaran) - погрузка докованием и подъемником г/п 400т; ФЛЭШ (Fider lash) -фидерный лихтеровоз для перевозки маломореходных лихтеров между базовым портом и другими портами бассейна (до 12 лихтеров ЛЭШ или 6 -лихтеров Си-Би).
В заключение следует отметить, что лихтеровозы – сложные и дорогие суда, эксплуатация которых может быть эффективна только при устойчивом грузопотоке высокотарифных грузов и надёжной загрузке судна этими грузами.