Определение проблемы исследования.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинговые исследования»

Тема: Определение объёма и долей авто-рынка Южного Урала

Пояснительная записка по курсовой работе

по дисциплине «Маркетинговые исследования»

ЮУрГУ – 080507. 2009. 07-341-1538 ПЗ КР

Автор курсовой работы:

Студент группы ТЭФ – 461

/Иванов А. А./

«___»______________20__г.

Нормоконтролер: Руководитель:

__________/__________/ __________/ Варенцова И.Е/

«____»______________20__г. «____»_______________20___г.

Челябинск

Оглавление

Резюме. 3

1. Постановка задачи маркетинговых исследований. 4

1.1. Определение проблемы исследования. 4

1.2. Определение цели и задачи маркетингового исследования. 7

1.3. Подход к проблеме. 7

2. Планирование программы исследования. 9

3. Результаты исследования. 12

3.1. Анализ данных. 12

3.2. Результаты.. 18

3.3. Вводы и рекомендации. 20

Литература. 21

Резюме

При определении объёма и доли рынка использовался тип кабинетных исследований для сбора и анализа вторичных данных. Непосредственно для самого расчета долей каждого из участников использовался долевой метод.

По полученным данным можно выделить следующую группу лидеров:

1) АвтоВАЗ

2) Джемир

3) Регинас

4) Сейхо-моторс

5) Планета-авто

Суммарная доля рынка, занимаемая лидерами, равна более 75 %. Данные представлены в натуральном выражении по причине того, что определение емкости рынка в денежном выражении осложняется большим количеством сегментов, классов автомобилей и значительной разницей в цене между ними. А так же следует выделить тот факт, что большие шансы имеют мультибрендовые дилеры типа Джемир и Регинас, но это не является основным преимуществом, так как для потребителя имеет большое значение бренд продукта, а не сервис и обслуживание автодилера.

Постановка задачи маркетинговых исследований

Определение проблемы исследования.

На сегодняшний день, по статистике российских аналитиков, автомобиль имеют 37% жителей нашей страны. Это на 12% больше, чем четыре года назад, когда «железных коней» имела только четверть населения Российской Федерации. Самые «автомобилизированные» - жители Москвы и Северной столицы (42% населения Москвы и Санкт-Петербурга имеют транспортные средства).

Две машины имеют приблизительно 3% семей наших соотечественников. 59% имеющих автомобили россиян являются владельцами подержанных отечественных машин, 19% - владельцами иномарок б/у. На новых российских авто разъезжают 15%, а на новых импортных – 7% обладателей автотехники. В Москве подержанными и новыми иномарками владеет 33% автомобилистов, в Питере – 19%.

Особо востребованными в январе-октябре 2010 года в России оказались автомобили Lada. На долю этого брэнда в общем объеме реализации новых машин приходится почти 30% (рис.1). Это свыше 418 тысяч проданных автомобилей. Другие участники пятерки лидеров имеют более скромные показатели продаж, но, тем не менее, занимают лидирующие позиции на российском рынке. На втором месте располагается марка Chevrolet (6,4%), за ней с небольшим отрывом следует KIA (6,1%). Четвертое и пятое место у Renault (5,3%) и Ford(4,9%) соответственно. Таким образом, более половины (52,1%) всех продаж на рынке новых автомобилей за анализируемый период приходится на пятерку лидеров. Любопытно, что автокомпании, представляющие четыре из пяти указанных марок, имеют на территории России собственное производство.

Определение проблемы исследования. - student2.ru

Анализируя данные по продажам автомобилей по России в целом, необходимо помнить, что полученные доли реализации машин тех или иных брэндов имеют лишь среднее значение по стране, а в отдельно взятых регионах ситуация может различаться кардинально.

Для того, чтобы получить детальное представление о структуре продаж новых автомобилей на Урале определим наиболее популярные автомобильные марки Челябинска и Екатеринбурга. Так, в обоих городах самая продаваемая марка – Lada. В остальном, потребительские предпочтения автолюбителей в уральских столицах разнятся. В Челябинске доля продаж автомобилей ВАЗ среди всех реализованных в январе-октябре 2010 года новых автомобилей составляет более 40% (рис.2). Это около 12 тысяч проданных машин. В Екатеринбурге же Lada — это только каждый пятый реализованный автомобиль (рис.3).

Определение проблемы исследования. - student2.ru

Второе место по доли продаж среди всех реализованных новых автомобилей в Челябинске занимает брэнд KIA (8,2%) , третье - Hyundai (5,4%). Четвертое и пятое место в рейтинге у Volkswagen и Renault соответственно. Следует отметить, что на пятерку лидеров приходится более 60% (63,2%) всех проданных новых автомобилей в Челябинске за анализируемый период. Стоит указать, что такой значительный показатель достигнут за счёт достаточно большой доли автомобилей марки Lada в общем объеме реализации.

Определение проблемы исследования. - student2.ru

В Екатеринбурге почти каждый десятый проданный за анализируемый период автомобиль - Chevrolet (9,5% или около 4000 шт.). Доля марки Toyota в общем объёме реализации составила 8,7%. Четвертое и пятое место поделили между собой брэндыHyundai и Daewoo, показав схожие объемы продаж. Получается, что более половины (53,2%) всех продаж на рынке новых автомобилей за десять месяцев 2010 года в Екатеринбурге приходится на пятерку лидеров.

Можно сделать вывод, что рынок Челябинска более монополизирован в сравнении с российским и екатеринбургским рынками. Так, доля, продавцов марок-фаворитов в Челябинске (63,2%) на 10% выше в сравнении с соседним Екатеринбургом и на 11,1% в сравнении с данными по стране в целом. Это говорит о том, что покупательская способность южноуральцев скромнее нежели у свердловчан и жителей страны в целом.

Очевидно, что в рассматриваемых городах и по России в целом пользуются популярностью автомобили разных брэндов. Например, в челябинскую «пятерку лидеров» вошла марка Volkswagen, в то время как на автомобильном рынке Екатеринбурга марка находится лишь на девятом месте, а по стране – на десятом. И наоборот, брэнд Chevrolet занимает лидирующие позиции в Екатеринбурге и России, а в столице Южного Урала не только не вошел в «пятерку лидеров», а оказался на десятом месте. На популярность отдельных марок влияет очень много факторов. Сюда можно отнести уровень доходов населения, количество дилерских центров и качество их работы, репутацию конкретных брэндов у местных потребителей и многое другое.

Наши рекомендации