Расчет средней дальности перевозок пассажиров. Оценка влияния дальности и структуры перевозок по видам сообщения на величину средней дальности перевозок
На основании данных о количестве перевезенных пассажиров и пассажирообороте по видам сообщений заполнить табл. 6 (гр. 5 и 7).
Рассчитать дальность перевозок пассажиров по дороге, в том числе по видам сообщений, а также рассчитать абсолютное и относительное изменение всех показателей по сравнению с планом (гр. 9, 10), сделать вывод.
В качестве плановых показателей принять данные по предыдущему варианту.
2.1. Средняя дальность перевозки пассажиров рассчитывается по следующей формуле
,
где – пассажирооборот по видам сообщений;
– число перевезенных пассажиров по видам сообщений;
i – вид сообщения.
од = 830,2 / 1367,0 * 1000 = 607,31
оприг = 1075,6 / 24896,9 * 1000 = 43,20
1д = 1150,2 / 1874,9 * 1000 = 613,47
1приг = 1097,3 / 2493,8 * 1000 = 440,01
2.2. Средняя дальность перевозок пассажиров во всех видах сообщений ( ) зависит от средней дальности по видам сообщений ( ) и доли каждого вида сообщения в общем объеме перевозок.
Таблица 6
№ п/п | Показатели | Условные обозначения | Единица измерения | План(7) | Отчет(1) | Отклонения от плана | |||
абсолютное значение | удельный вес, % | абсолютное значение | удельный вес, % | абсо-лютное | относи-тельное, | ||||
| |||||||||
Перевезено пассажиров | тыс. пасс | 26812,9 | 100,0 | 26263,9 | -549 | ||||
во всех видах сообщений | |||||||||
в том числе: | |||||||||
– дальнем | тыс. пасс | 1874,9 | 7,0 | 5,20 | -507,9 | -1,8 | |||
– пригородном | тыс. пасс | 93,0 | 24896,9 | 94,80 | -41,1 | 1,8 | |||
Пассажирооборот | млн. | 2247,5 | 100,0 | 1905,8 | -341,7 | ||||
во всех видах сообщений | пасс-км | ||||||||
в том числе: | |||||||||
– дальнем | млн. | 1150,2 | 51,2 | 830,2 | 43,56 | -320 | -7,6 | ||
пасс-км | |||||||||
– пригородном | млн. | 1097,3 | 48,8 | 1075,6 | 56,44 | -21,7 | 7,6 | ||
пасс-км | |||||||||
Средняя дальность перевозок | км | 83,8 | 72,6 | -11,26 | |||||
– дальнее | км | 613,5 | 0,0 | 362,3 | -251,2 | ||||
– пригородное | км | 44,0 | 0,0 | 43,2 |
Объёмные и качественные показатели по пассажирским перевозкам
= ∑ × ,
где – средняя дальность перевозок пассажиров по видам сообщений;
– удельный вес перевозок по видам сообщений.
1=362,3*0,052+43,2*0,948=59,81
0=613,5*0,07+44,90*0,93=73,64
Для оценки влияния этих факторов на изменение средней дальности перевозок пассажиров по всем видам сообщений, необходимо рассчитать индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.
2.2.1. Индекс переменного состава показывает влияние на изменение средней дальности во всех видах сообщений как от изменения средней дальности по отдельным видам сообщений, так и от изменения структуры перевозок по видам сообщений.
,
где , – средняя дальность перевозок во всех видах сообщений в отчетном и базисном периоде.
1=362,3*0,052+43,2*0,948=59,81
0=613,5*0,07+44,90*0,93=79,64
2.2.2. Относительное влияние на изменение средней дальности перевозок во всех видах сообщений, только от изменения средней дальности по отдельным видам сообщений, определяется при помощи индекса постоянного состава
,
где – средняя дальность перевозок пассажиров в дальнем и пригородном виде сообщений;
– удельный вес перевозок пассажиров в дальнем и пригородном сообщениикм
Абсолютный прирост (снижение) средней дальности перевозок пассажиров во всех видах сообщений, вызванной изменением средней дальности по отдельным видам сообщений, рассчитывается как разница между числителем и знаменателем:
.
км
2.2.3. Относительное влияние изменения структуры перевозок по видам сообщений на изменение средней дальности во всех видах сообщений показывает индекс структурных сдвигов:
.
км
Абсолютный прирост средней дальности, вызванный изменением структуры, рассчитывается следующим образом:
.
-10,18 км
2.2.4. Для проверки правильности вычислений следует составить баланс факторов:
.
-24,01км
2.2.5. На основании данных табл. 6 и выполненных расчетов можно сделать следующие выводы:
Пассажирооборот уменьшился на 341,7 млн. пасс-км, также уменьшился пассажирооборот в дальнем сообщении на 320 млн пасс-км и в пригородном на 21,7 млн. пасс- км, по причине уменьшения количества перевезенных пассажиров на 549 тыс. пасс во всех видах сообщения и уменьшения средней дальности перевозок на 11,26 км.
Средняя дальность перевозок во всех видах сообщения уменьшилась на 11,26 км по сравнению с планом. На это повлияло снижение средней дальности перевозок по видам сообщения на 7,6 км, вызванное изменением средней дальности по отдельным видам сообщения, и снижение средней дальности перевозок на 10,18 км, вызванное изменением структуры.
2.3. Построить график изменения средней дальности перевозки пассажиров в виде столбиковой диаграммы.
Расчет выполнения плана по объемным показателям работы дороги и качественным показателям использования подвижного состава
На основании данных о грузовой работе железной дороги, приведенных в приложении 3, заполнить табл. 7 (гр. 5 и 7).
Показатели выполнения плана осуществляют одну из решающих функций – контроль за ходом выполнения плана.
Выполнение плана отражается относительной величиной различно для прямых и обратных показателей. Прямыми считаются те, по которым план предусматривает повышение уровня, а обратными, по которым он предусматривает снижение уровня. Например, средний вес поезда брутто – прямой показатель, среднее время оборота вагона – обратный.
;
.
Для обеспечения сопоставимости отчетных и плановых показателей необходимо выполнить корректировку ряда плановых показателей, зависящих от изменения объема работы.
В данной работе необходимо выполнять корректировку плановых показателей, зависящих от изменения грузооборота нетто . К таким показателям относятся пробеги вагонов , , пробеги локомотивов , , пробеги поездов , грузооборот брутто .
3.1. Корректировочный коэффициент рассчитывается с точностью до 0,0001:
.
Плановая величина, зависящих от грузооборота показателей, умножается на корректировочный коэффициент.
3.2. На основании данных табл. 7 необходимо сделать вывод о выполнении плана по объемным показателем работы дороги и качественным показателям использования подвижного состава. Отметить достижения и недостатки в работе дороги для чего целесообразно сгруппировать показатели по степени выполнения плана и оформить в виде табл. 7.
Таблица 7
Корректировка плана и определение процента выполнения плана
№ п/п | Показатели | Условные обозначения | Единица измерения | Данные по варианту | Формулы для расчета показателей | |||||||||||||||||
План | Скорректированный план | Отчет | Процент выпол-нения плана | |||||||||||||||||||
Работа дороги в среднем в сутки в том числе: | ваг | 7813,7 | 7813,7 | 7524,1 | 96,29 | |||||||||||||||||
– погрузка | ваг | 4318,3 | 4318,3 | 4181,9 | 96,84 | |||||||||||||||||
– прием | ваг | 3495,4 | 3495,4 | 3342,2 | 95,61 | |||||||||||||||||
Оборот вагона, суток часов в том числе: | сутки часы | 4,23 101,5 | 4,23 101,5 | 5,6 134,4 | 132,38 132,41 | + + + , + + | ||||||||||||||||
– в движении | ч | 23,0 | 23,0 | 22,3 | 96,95 | = | ||||||||||||||||
– на промежуточных станциях | ч | 6,6 | 6,6 | 5,8 | 87,87 | = – | ||||||||||||||||
– на технических станциях | ч | 40,7 | 40,7 | 54,3 | 133,41 | , где – среднее время простоя на одной технической станции; – вагонное плечо. | ||||||||||||||||
– под грузовыми операциями | ч | 31,2 | 31,2 | 52,0 | 166,66 | , где – среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией; – коэффициент местной работы. | ||||||||||||||||
Рабочий парк вагонов, в среднем за сутки | ваг | 127,55 | = × ; = , где t – 365 дней. | |||||||||||||||||||
Общий пробег вагонов | млн. ваг-км | 2879,9 | 2879,9 | 2708,4 | 94,04 | = = | ||||||||||||||||
Пробег груженых вагонов | млн. ваг-км | 1678,1 | 1678,1 | 1569,5 | 93,52 | = | ||||||||||||||||
Процент порожнего пробега вагонов к – груженому | % | 71,6 | 71,6 | 72,56 | 101,34 | |||||||||||||||||
– общему | % | 41,72 | 41,72 | 42,05 | 100,79 | |||||||||||||||||
Полный рейс вагона | км | 1009,8 | 1009,8 | 986,2 | 97,66 | = | ||||||||||||||||
Груженый рейс вагона | км | 588,4 | 588,4 | 571,5 | 97,12 | = | ||||||||||||||||
Средний вес тары вагона | т | 24,43 | 24,43 | 24,20 | 99,05 | |||||||||||||||||
Динамическая нагрузка на груженый вагон | т | 53,77 | 53,77 | 54,51 | 101,37 | |||||||||||||||||
Динамическая нагрузка на вагон рабочего парка | т | 31,33 | 31,33 | 31,59 | 100,82 | ; | ||||||||||||||||
Среднесуточный пробег грузового вагона | км | 238,7 | 238,7 | 176,1 | 73,77 | ; | ||||||||||||||||
Среднесуточная производительность вагона | ткм | 7486,3 | 7486,3 | 5564,2 | 74,32 | ; ; | ||||||||||||||||
Тонно-км нетто эксплуатационные | млн. ткм | 90232,6 | 90232,6 | 85547,6 | 94,80 | = × = × × t | ||||||||||||||||
Тонно-км брутто | млн. ткм | 161025,9 | 161025,9 | 151511,8 | 94,09 | = + = × | ||||||||||||||||
Средний вес поезда брутто | т | 2911,2 | 2911,2 | 2947,7 | 101,25 | = ; = ×( + ); = + × | ||||||||||||||||
Средний вес поезда нетто | т | 1631,3 | 1631,3 | 1664,3 | 102,02 | = × | ||||||||||||||||
Средний состав поезда в вагонах | ваг | 52,3 | 52,3 | 52,9 | 101,14 | = | ||||||||||||||||
Среднесуточный пробег локомотива | км | 410,4 | 410,4 | 431,6 | 105,16 | = | ||||||||||||||||
Средняя участковая скорость движения поездов | км/час | 34,2 | 34,2 | 35,2 | 102,92 | = | ||||||||||||||||
Средняя техническая скорость движения поездов | км/час | 44,0 | 44,0 | 44,4 | 100,90 | = | ||||||||||||||||
Пробег поездов | тыс. поездо-км | 55312,6 | 55312,6 | 51349,2 | 92,83 | = ; | ||||||||||||||||
Общий пробег локомотивов | тыс. лок-км | 66051,9 | 66051,9 | 61128,9 | 92,54 | = + | ||||||||||||||||
Линейный пробег локомотивов | тыс. лок-км | 58631,9 | 58631,9 | 54481,0 | 92,92 | = × ×t | ||||||||||||||||
Процент вспомогательного линейного пробега к пробегу во главе поездов | % | 6,0 | 6,0 | 6,1 | 101,66 | = | ||||||||||||||||
Эксплуатируемый парк локомотивов в грузовом движении | лок | 88,23 | = = | |||||||||||||||||||
Производительность локомотива | тыс. ткм | 1038,0 | 1038,0 | 1107,0 | 106,64 | = = | ||||||||||||||||
Явочная численность локомотивных бригад | бригад | 92,91 | = , где t = 12 мес; 5000 – среднемесячный пробег одной бригады, лок-км; = 0,17 – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени | |||||||||||||||||||
Количество перевезенных тонн груза | тыс. тонн | 97,61 | = * *t | |||||||||||||||||||
1=7524,1*54,51*365=149700 тыс. тонн
о=7813,7*53,77*365=153352 тыс. тонн
Таблица8
Группировка показателей по степени выполнения плана
№ п/п | План выполнен | Процент выполнения плана | № п/п | План Не выполнен | Процент выполнения плана | ||
Объемные показатели | |||||||
94,80 | 94,09 | ||||||
127,55 | 93,52 | ||||||
96,29 | 94,04 | ||||||
96,84 | 92,83 | ||||||
95,61 | 92,92 | ||||||
88,23 | 92,54 | ||||||
92,91 | |||||||
Качественные показатели использования: | |||||||
Локомотивов | |||||||
106,64 | 105,16 | ||||||
101,25 | 102,92 | ||||||
102,02 | 100,90 | ||||||
101,14 | |||||||
101,66 | |||||||
Вагонов | |||||||
101,37 | 99,05 | ||||||
100,82 | 96,95 | ||||||
97,66 | 87,87 | ||||||
73,77 | |||||||
74,32 | |||||||
101,34 | |||||||
100,79 | |||||||
133,41 | |||||||
166,66 | |||||||
(сутки) (часы) | 132,38 132,41 | ||||||
97,12 | |||||||
Вывод:
План по количеству перевезенных тонн груза не был выполнен. Недовыполнение плана составило 3652 тыс. тонн груза.
План по общему пробегу вагонов недовыполнен на 171,5 млн. ваг-км. Также не был выполнен план по пробегу груженых вагонов на 108,6 млн. ваг-км.
Так как пробег вагонов определяется по ,то на невыполнение плана по пробегу вагонов повлияли как среднесуточный пробег грузового вагона, так и рабочий парк вагонов, в среднем за сутки.
Особое значение произвел рабочий парк вагонов.
Рассмотрим качественные показатели использования парка вагонов.
1) По времени:
План по обороту вагона в сутки перевыполнен. Процент выполнения плана составляет 132, 38%. Среднесуточный пробег вагона не выполнен и составляет 73,77%
2)По массе:
Динамическая нагрузка на груженый вагон возросла по сравнению с планом на 1,37т.
Динамическая нагрузка на вагон рабочего парка также возросла по сравнению с планом на 0,82 т
Этому способствовало увеличение пробега груженых к общему. План выполнен и составляет 101,34% и 100,79%.
Среднесуточная производительность вагона уменьшилась по сравнению с планом на 62,6 ткм. На это повлияла динамическая нагрузка на груженый вагон.
План по линейному пробегу локомотивов недовыполнен и составляет 92,92%.
План по общему пробегу локомотивов также не выполнен и составляет 92,54%
Рассмотрим качественные показатели использования локомотивов.
По времени:
Произошло увеличение среднесуточного пробега локомотивов на 5,16 км.
По массе:
План по среднему составу поезда в вагонах увеличился на 1,14 ваг.
Средний вес поезда брутто увеличился по сравнению с планом на 2,02 т.
По показателям непроизводственной работы:
Процент вспомогательного линейного пробега к пробегу во главе поездов увеличился по сравнению с планом на 1,6%, что способствовало выполнению плана.
Производительность локомотива увеличилась на 69 тыс.ткм. Этому способствовало увеличение среднего веса 101,25% поезда брутто, увеличение среднесуточного пробега локомотивов 105,16 и увеличение процента вспомогательного линейного пробега к пробегу во главе поездов 101,66%.