V. Первичное закрепление во внешней речи.
Урок 95 (Учебник стр. 31-32)
Тема урока.Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Цели урока: формировать умения распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце. Развивать активную работу слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Воспитывать ценность межличностных отношений у детей; вызывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: Образцы букв. Таблица-правило. Рисунок к сказке (домики).Запись (магнитная).Магнитная доска. Карточки для дифференцированной работы.
Тип урока. Урок закрепления знаний, умений и навыков
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний
Рассказ учителя
За горами, за дремучими лесами
Есть страна удивительная.
Правит той страной
Существительное. Существительное?
Что это такое? Я хочу о нём узнать.
Кто из вас сейчас, ребята,
О существительном нам может рассказать?
III. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы много будем говорить о мягком знаке.
¾ А что это за буква "ь знак"?
¾ Обозначает ли она какой-либо звук?
¾ Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.
1. Минутка чистописания
ь
v Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Покажите, какую букву вставите.
П…льто, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, деревья.
¾ Какова роль мягкого знака в этих словах?
¾ Зачитайте слова со смягчающим Ь.
¾ Зачитайте слова с разделительным Ь
У вас на партах лежат карточки с таблицей. Прочитайте, что там написано.
2. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Карточка со словом НОЧЬ
¾ К какой орфограмме отнести это слово?
¾ У вас есть желание узнать новую орфограмму?
В государстве, где правит существительное, очень строгие порядки. Здесь не любят лентяев, нерях, а ещё тех, кто не умеет правильно писать имена существительные.
- В русском языке много удивительного и таинственного
Змея к нам пришла не одна, а со своими друзьями – ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Они нам помогут раскрыть одну из тайн Давайте назовём звуки этих букв (хором)
К ДОСКЕ 2 ЧЕЛ. Они записывают ответ.
Ø Она бывает устной и письменной – речь
Ø Человек, который играет на трубе – трубач
Ø Место, где купаются и загорают – пляж
Ø Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб – рожь
¾ Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
¾ Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).
¾ Выдвижение гипотез.
¾ В чём затруднения?
(На конце слов в каждой паре шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем).
В СВОЮ КАРТОЧКУ С ТАБЛИЦЕЙ ЗАПИШИТЕ ключ, ночь
¾ Давайте выясним, куда же исчезает мягкий знак.
¾ Попробуйте определить цель урока
¾ Попробуйте определить тему урока.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
¾ СЕЙЧАС БУДЕМ РАБОТАТЬ ГРУППАМИ.
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
¾ Прочитайте задание и, обсудив проблему, когда пишется Ь, а когда не пишется, выполните его. Сделайте вывод.
1. Поиск решения проблемы
Ø Распределите слова в 2 столбика
Ø В первый столбик БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА
Ø Во второй столбик С МЯГКИМ ЗНАКОМ
Ø Попробуйте сделать вывод – когда надо писать мягкий знак, а когда мягкий знак НЕ пишется.
¾ Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика.
¾ Вывод: ( от группы 1 чел. о своих исследованиях)
У существительных, оканчивающихся на шипящую,
В М.р.- не пишется Ь
В Ж.р. пишется ь,
¾ Какова же работа мягкого знака в эти словах?
¾ Он указывает на род имени существительного.
¾ Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
¾ Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
V. Первичное закрепление во внешней речи.
¾ Я хочу вам рассказать сказку
¾ Вы любите сказки? Слушайте
Попал как то Ь знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался Ь и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода.
Мой товарищ, врач, скрипач, ключ, гараж, кумач и грач!
Хочу я с вами поиграть, хочу в конце у вас стоять!
Ну, так вот, зашипели они на мягкий знак и говорят:
¾ НЕ мужское это дело смягчаться.Мы, мужчины, воины. И прогнали они мягкий знак.
Опечалился он и подбрёл к словам женского рода.
Идёт и думает: Женщины всегда, добрые, как мама.
Моя ночЬ,вещЬ и рожЬ, моя дочЬ, печЬ, брошЬ,
Мои дорогие, красивые, вам нужна моя помощЬ, любимые!
И верно сжалились слова ж. р. и взяли мягкий знак к себе.
С тех пор во всех существительных ж.р. на конце после шипящих пишется мягкий знак.
¾ Прочитаем правило в учебнике и сравним со своими ответами.
¾ Прочитаем правило вслух на экране
¾ Сейчас я каждому из вас раздам эти памятки.
Физкультурная минутка.
¾ Сейчас у мягкого знака отдых. В стране существительных есть цирк. Купив билет, мягкий знак туда отправился. Хотите вместе с ним посмотреть представление? Значит, идем вместе с ним. Вы должны помочь мягкому знаку выбрать нужное ему место, чтобы в зале было тихо, не было переполоха. (Дети идут по классу, по пути берут «билеты» – дидактические карточки.)
ТЕКСТ
В цирке имен существительных.
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал меч… . Вот морж… поймал мяч… . Стояла тиш… .
Исследуем слова.
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).
v Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа учащихся по карточкам.
Проверка_________
Эталон на обратной стороне карточки.
¾ Кто выполнил работу без ошибок покажите зелёный цвет карточки