Альта, операция Эксесс, операция Грог.
прицеле – итальянский флот.
Вместо пролога…
Горбатый Маричетти-Спавьеро медленно пролетал над холмами Сицилии. По его левое крыло серебрилось море. Вскоре к нему присоединилось ещё несколько его собратьев, после чего они повернули на юг, сопровождаемые двадцаткой Макки 200s.
Несколькими десятками миль южнее находилась важнейшая британская база – Мальта.
11 Июня, на следующий день после того как Италия объявила войну, 1940 года на Мальту упали первые бомбы. Италия готовилась к этому давно, с 1938 года разрабатывая план вторжения, и надеясь как в случае с Эфиопией и Албанией на маленькую и «победоносную войну». Но король Эдуард – это не Ахмед Зогу, а Британская Империя над которой не заходит солнце – это совсем не та страна которую не найдёшь на карте без лупы. Начинался новый виток Мировой Войны.
Немецкие успехи во Франции, и последовавшее вскоре за этим наступление англичан на итальянские колонии в Ливии заставило итальянцев пересмотреть общую стратегию действий.
ервые битвы. Калабрия.
Когда Италия вступила во Вторую мировую войну, их силы в Ливии были в связи с нехваткой амуниции негодны для ведения наступательных операций, и итальянский флот был вынужден сконцентрироваться на сопровождении конвоев снабжения в Триполи и другие важнейшие базы на африканском побережье, что предсказуемо привело к боевым столкновениям. 28 июня 1940 года британско-австралийские силы под командованием адмирала Джона Тови атаковали соединение второй эскадры итальянских эсминцев под командованием капитана ЭнрикоБарони. Итальянские эсминцы получили повреждения, один потоплен, а командир итальянского соединения – погиб.
На четвёртой неделе войны произойдёт первое крупное столкновение РойалНэви (Британского королевского ВМФ) и Реджина Марина (КВМС Италии).
Итальянская армия в Ливии отчаянно нуждалась в подкреплениях, потому было решено отправить мощнейший конвой из пяти транспортных судов, с грузом в виде почти сотни танков, боеприпасами, солдатами и пятью тысячами тонн топлива. В качестве эскорта в море вышли 42 эсминца, 12 лёгких крейсеров, 6тяжёлых крейсеров и 2 линкора (флагман Джулио Чезаре и Конте ди Кавур) под командой адмирала Иниго Кампиони. Разумеется, итальянцы полагали, что такой мощный конвой британцы просто так не пропустят.
Тем временем англичане в Александрии снарядили свой конвой, чтобы доставить подкрепления в осаждённую итальянцами Мальту. Командовать назначили не кого-то, а Эндрю Канингема. И эскорт британского конвоя был не менее впечатляющ – целый авианосец Игл, полдесятка лёгких крейсеров и два десятка эсминцев. А так же три линкора: два типа Куин Элизабет: Уорспайт, Малайя, и Ройал Соверен – принадлежавший к типу Ривендж.
Согласно британским планам, второе соединение из Гибралтара, в составе которого был другой линкор типа Куин Элизабет – Вэлиант, проведёт атаку аэродрома Кальяри, для отвлечения сил итальянцев и беспрепятственного прохода к Мальте. Но итальянцев больше заботило прибытие своего конвоя в Ливию, и на такие мелочи они отвлекаться не собирались. Утром 8 июля подводная лодка Феникс передала по радио координаты и курс двух итальянских линкоров замеченных недалеко от Мальты.
Днём итальянская авиация обнаружила и атаковала британское соединение, что привело к выводу из строя одного из лёгких крейсеров. Вечером конвой благополучно прибыл в Бенгази, и развернулся обратно. Итальянцы решили навязать англичанам решающее сражение, т.к. они обладали преимуществом – рядом была база, что обозначало поддержку авиации. Так же на пути следования британских кораблей были итальянские подводные лодки. Тем не менее, итальянские ВВС упустили свой момент и координаты итальянского флота были своевременно переданы с британских наблюдательных самолётов.
В час дня, 9 июля 1940 года поднятые с авианосца Игл Свордфиши атаковали тяжёлые крейсера итальянцев. Они уклонились от торпед, но это заставило изменить итальянцев курс.
После краткой перестрелки лёгких крейсеров, около четырёх часов вечера итальянский и британский линейный флоты увидели друг друга - они шли почти параллельно, постепенно сближаясь. Линкоры обеих сторон одновременно открыли огонь, артиллеристы Уорспайта накрыли несколькими залпами флагман Джулио Чезаре. Некоторое время спустя в бой вступил линкор Малайя, он дал по Конте ди Кавур четыре залпа, подняв свои 381-мм орудия на максимальное возвышение, однако все произведённые выстрели были недолётами, как и 320-мм снаряды самого Кавура, которые упали возле Уорспайта.
От попаданий Уорспайта на Джулио Чезаре вспыхнул пожар, дым от которого затянуло вентиляторами в котельные отделения, находиться там стало невозможно и личный состав был эвакуирован. Линкор начал спешно уходить из боя. Несколько минут спустя, Конте ди Кавур тоже начал уходить. Итальянские тяжёлые крейсера поставили дымзавесу, и под её прикрытием отступили.
Несмотря на то, что ни одна из сторон не достигла решающего успеха – это стало первым крупным морским сражением в начавшейся войне. И первым, в котором немалая роль принадлежала авиации. Не смотря на то что потери итальянцев были несерьёзны, это была крупная моральная победа Британии, сохранившей за собой инициативу в войне на море.
«Дружественный огонь»
В том же июле 1940 года произошло событие которое до сих пор является предметом споров о его целесообразности. Как известно за несколько недель стальной кулак Вермахта смял Бельгию и Голландию, и 10 июня немцы вошли в Париж, а 22 июня Франция капитулировала. Согласно статье 8-й франко-германского соглашения о прекращении военных действий, заключенного в конце июня 1940 года, французский флот должен был прибыть в пункты, определенные командованием Кригсмарине, и там под контролем немецких или итальянских представителей провести разоружение кораблей и демобилизацию команд.
Несмотря на заверения адмирала Дарлана о том что ни один корабль не достанется немцам, у Британии возникли опасения что французские корабли могут попасть в руки нацистов. Чтобы не допустить этого был разработан план превентивного удара, дабы вывести из строя наиболее опасные французские корабли, среди которых особое место занимали линкоры Дюнкерк, Страссбург, и новейшие – частично недостроенные Жан Бар и Ришелье. Для того чтобы нейтрализовать эскадру, находившуюся в Мерс-эль-Кебир, британское правительство послало туда соединение из линкоров Худ, Вэлиант и Резолюшн, авианосца АркРойал, двух крейсеров и 11 эсминцев под командованием адмирала Сомервилла. Они выдвинули французам ультиматум с предложениями перейти на сторону Сражающейся Франции и уйти в британские порты, либо перейти во французские порты в Вест-Индии, или же затопить флот. Не дожидаясь ни приказа из Лондона, ни истечения срока ультиматума, с целью сохранения внезапности британцы атаковали. Первым открыл огонь Вэлиант, в 16:54, за ним – Худ. Они сконцентрировали огонь на Дюнкерке. Дюнкерк был поражён снарядами Вэлианта и Худа, в районе котельного отделения. Одна из башен так же была выведена из строя, и на корабле вспыхнул пожар. После 20-минутной перестрелки Дюнкерк был вынужден выйти из боя и бросить якорь под защитой форта Сантон. Ставший следующей целью британцев линкор Бретань взорвался и затонул, а Прованс получил сильные повреждения и был вынужден так же приткнуться к берегу. Сильные повреждения получил также и лидер Могадор. Линкору Страсбург удалось сняться с якоря и уйти вместе с остальными лидерами в Тулон. Потери французов среди личного состава составили 1297 человек погибшими, около 350 раненными.
Тем не менее, задача была выполнена лишь частично, французский флот не был нейтрализован, кроме того флот, бывший до этого проанглийским, стал считать британский флот своим противником. Вечером того же дня адмирал Дарлан приказал флоту атаковать любые встретившиеся британские корабли, где бы те ни находились, — решение, которое без сомнений было на пользу Германии. Сократился и поток дезертиров в «Свободную Францию» генерала де Голля. Пройдёт несколько лет, и немцы таки попытаются заполучить французские корабли в Тулоне, но они будут взорваны и затоплены самими французскими моряками.
Несколько дней спустя, самолёты авианосца Гермес атаковали французскую военно-морскую базу в Даккаре где находился новейший линкор Ришелье. Торпеда взорвалась под днищем и линкор был обездвижен. 21 сентября к Даккару подошло соединение М в составе линкора Резолюшн, Барэма и авианосца Арк Ройал и попыталось принудить к капитуляции находившиеся там корабли вишистов, после чего открыло 23 сентября огонь. Перестрелка продолжалась несколько дней, ответным огнём был сильно повреждён линкор Резолюшн, и британцам пришлось отступить. В ответ на это Франция провела налёт на Гибралтар, урон от которого был незначителен.
Тем временем - в середине августа того же года Уорспайт обстреливал позиции итальянских войск у Бардии. А затем, осенью, принял участие в отвлекающем манёвре для одного из важнейших исторических событий на этом театре военных действий. Уорспайт вместе с другими кораблями использовался для отвлекающих манёвров при атаке на Таранто.
Пёрл-Харбор для Дуче
Ещё задолго до Первой Мировой войны в славном городе Таранто, на юге Италии была заложена крупная военно-морская база, к 30-м годам ставшая главной базой Реджина Марина. Ещё в 1938 году, во время Мюнхенского кризиса, командующий средиземноморским флотом Британии Дадли Паунд, совместно с Артуром Листером – командиром авианосца Глориес, рассматривали возможность превентивной воздушной атаки итальянского флота на его главной базе в случае начала боевых действий. Скорое падение Франции, занятость Британии сухопутной войной и снабжением гарнизона Мальты отодвигали атаку на всё более и более долгий срок.
Но рано или поздно это должно было случится, и после долгих приготовлений в море вышло соединение состоявшее из авианосца Илластриес, тяжёлых крейсеров Бервик и Йорк, и нескольких эсминцев и лёгких крейсеров. В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года две волны британских самолётов атаковали итальянцев.
В итоге этого налёта, три линейных корабля итальянского флота было потоплено на своих якорных стоянках. Конте ди Кавур, Литторио и Кайо Дулио. Два последних будут впоследствии отремонтированы, но на это уйдёт ещё очень много времени. Конте ди Кавур более никогда не выйдет в море до конца войны. Так же повреждения получили один тяжёлый крейсер, и несколько эсминцев.
Итальянский флот вынужден был оставить свою главную базу, и перебраться в Неаполь, недоступный для британской авиации. Атака на Таранто стала первым массовым успешным применением палубной авиации, и показала её силу и мощь. Этот опыт учтут только японцы, и повторят в большем масштабе год спустя – 7 декабря 1941 года, когда семь американских линкоров будут потоплены или сильно повреждены, но на ход войны в отличие от Таранто это повлияет не в пользу того кто провёл эту атаку.
альта, операция Эксесс, операция Грог.
есколько дней спустя, после атаки на Таранто – итальянский флот попытается перехватить инициативу в битве у Спартивенто, 27 ноября 1940 года, но получив повреждения оба флота разойдутся, не достигнув сколько-нибудь значительного успеха.
ем временем британские линкоры продолжали свою обычную службу - в течение всего 1940 года они прикрывали британские конвои на Мальту. Барэм – служил в соединении Н, базировавшемся в Гибралтаре и сопровождал конвои оттуда. Малайя, и Уорспайт – сопровождали конвои из Александрии. Так же линкоры принимают участие в операциях против флота Виши, о чём стоит впоследствии упомянуть отдельно.