Определение переходного коэффициента из эксперимента
активного торможения, пункт 2.9.2. «Методических указаний».
- Производим расчет силы упора винта на швартовых Ршв по формуле (5)
( 5 )
где Кр – коэффициент упора винта на швартовых;
- плотность воды, кг/м3 (1,020 т/м3);
n – частота вращения винта, (из задания); делим на 60 сек. =( об/с);
Dв – диаметр винта, (из задания);м.
- Коэффициент упора винта на швартовых определяем по формуле (6)
(6)
где θ - дисковое отношение винта (из задания);;
Н - шаг винта, (из задания),м;
H/Dв - шаговое отношение (из задания);
Z - число лопастей винта (из задания).
- Производим расчёт коэффициента усиления упора Суу по формуле (7)
( 7 )
где - площадь погруженной части мидель-шпангоута, м2;
(8)
Где:
- коэффициент полноты мидель-шпангоута (из задания для эксперим.);
Т – средняя осадка, м. ( берём из задания для эксперимента);
Аd - площадь диска винта, м2
Аd = /4 (9)
- Производим подбор значения коэффициента активности торможения аэ методом итераций (подбора) в следующей последовательности. Принимаем значение аэ=1 и рассчитываем время торможения по формуле (10)
(10)
После этого рассчитываем разность: ∆t = tIII - tIIIЭ
Где: - tIIIЭ - время активного торможения из эксперимента (дано в задании).
Если , то коэффициента активности торможения аэ=1.
Если то это значит, что аэ>1. После этого принимают значение аэ=2 и по формуле (11) рассчитывают значение времени. Процедуру подбора повторяют до тех пор, пока разница между расчетным и экспериментальным временем (∆t = tIII - tIIIЭ ) не будет меньше 1 секунды.
(11)
Где,
Если то это значит, что аэ<1. После этого принимают значение аэ=0.5 и по формуле (12) рассчитывают значение времени. Процедуру подбора повторяют до тех пор, пока разница между расчетным и экспериментальным временем не будет меньше 1 секунды. Обычно бывает достаточно пяти приближений.
(12)
Где,
- Производим расчет экспериментального значения силы упора винта по
формуле (13)
( 13 )
- Производим вычисление расчетного значения силы упора винта по
формуле (14)
(14)
- Производим расчет переходного коэффициента по формуле(15)
(15)
3. Определение переходных коэффициентов параметров циркуляции
- Производим расчет угла дифферента в градусах по формуле (16)
(16)
Где: ТН – осадка судна носом (берём из задания для эксперимента);
ТК – осадка судна кормой (берём из задания для эксперимента).
- Производим расчет фактора руля и корпуса по формуле
(17)
где - коэффициент полноты площади погруженной части
диаметральной плоскости (ДП);
Sp% - относительная площадь поворотной части пера руля в процентах
от площади погруженной части ДП;
- относительное удлинение руля.
Производим расчет коэффициента по формуле (18)
(18)
Где fK - площадь кормового подреза, ограниченного кормовым
перпендикуляром, базовой линией и контуром кормы,
включая кронштейн полуподвесного руля (берём из задания).
Относительное удлинение руля рассчитываем по формуле (19)
(19)
Где: hp - высота руля, м, (берём из задания).
Sp - площадь пера руля без кронштейна, м2 (берём из задания).
Относительную площадь пера руля определяем по формуле (20)
(20)
Зная фактор руля и корпуса можем произвести расчет параметров циркуляции: выдвиг, прямое смещение, тактический диаметр циркуляции, установившийся диаметр циркуляции ( , ), при этом параметры выражаются в длинах корпуса судна L^^ .
(21)
(22)
(23)
(24)
где - угол перекладки руля в градусах.
Зная расчетные и экспериментальные значения параметров циркуляции определяем значения переходных коэффициентов по следующим формулам:
(25)
(26)
(27)
(28)
3. Порядок оформления результатов расчётов.
Расчёты выполняются с помощью инженерного калькулятора, способного вычислять тригонометрические функции, в рабочей тетради во время планового проведения лабораторной работы. Курсанты не успевшие произвести расчёты до окончания времени лабораторной работы представляют данные своих расчётов и защищают работу до начала следующей лабораторной работы.
В последующем эти расчёты используются в курсовой работе каждым курсантом согласно персонального задания. Таким образом, изучив теоретический материал и выполнив расчёты лабораторной работы курсант подготовит часть курсовой к оформлению и защите.
4. Вопросы для защиты лабораторной работы.
1. Требования ИМО к содержанию судовой информации о маневренных характеристиках
2. Классификация маневренных характеристик судна.
3. Экспериментальный и экспериментально-расчетный способы определения инерционных свойств судна и их сущность.
4. Дайте определение термина «инерционно-тормозные характеристики».
5. Дайте определение термина «управляемость судна».
6. Дайте определение термина «устойчивость судна на курсе».
7. Дайте определение термина «теоретическая устойчивость».
8. Дайте определение термина «эксплуатационная устойчивость».
9. Дайте определение термина «поворотливость».
5. Список рекомендованной литературы.
1. Мальцев А.С. Маневрирование судов при расхождении. Одесса.: ОМТЦ, 2013.-303 с.
2. Демин С.И. и др «Управление судном», М.: Транспорт, 1991. -359 с.
3. Снопков В.И., «Управление судном», Санкт-Петербург, Профессионал, 2004. -536 с.
4. Шарлай Г.Н., «Управление морским судном», Владивосток, Мор. Гос. Университет, 2009. -503 с.
5. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98).-Одесса, ЮжНИИМФ, 1998.-75с.
6. Мальцев А.С., Устименков Я.В., Мамонтов В.В., Смирнов С.В.,
Методические указания по выполнению курсовой работы на тему
«Определение маневренных характеристик судна». - Одесса. : ОНМА,
2015. – 60 с.