Теоретические основы выполнения работы. Метод основан на определении средней глубины впадин покрытия с помощью песка
Метод основан на определении средней глубины впадин покрытия с помощью песка. Настоящий метод измерений обеспечивает получение значений шероховатости дорожных покрытий с точностью до 5 %. Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно ТКП 8.003-2011 или аттестованы по СТБ 8004. Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.
Измерения следует производить при температуре воздуха не ниже 0 °С. Дорожное покрытие и песок должны быть сухими. Измерение шероховатости дорожного покрытия следует выполнять на каждой полосе движения по одной полосе наката дороги из расчета не менее 5 точек на 1 км.
При подготовке к проведению измерений необходимо выполнить следующие работы:
- измерить температуру воздуха;
- очистить дорожное покрытие от пыли и грязи;
- визуально определить тип шероховатости дорожного покрытия. В зависимости от определенного типа шероховатости дорожного покрытия применяют следующий объем песка, см3: 10 – на мелкошероховатом; 25 – на среднешероховатом; 50 – на крупношероховатом;
- засыпать песок в мерный стаканчик требуемого объема.
При проведении измерений необходимо выполнить следующие операции:
- высыпать песок в необходимом объеме из мерного стаканчика на дорожное покрытие;
- круговым движением диска распределить песок ровным слоем в виде круга на поверхности дорожного покрытия, заполняя все впадины до уровня наибольших выступов. Схема проведения измерений приведена на рисунке 7.1;
1 – диск; 2 – песок для распределения диском; 3 – песок после распределения диском
Рисунок 7.1 – Схема проведения измерений по определению шероховатости дорожных покрытий методом «песчаное пятно»
- измерить 3 раза в различных направлениях диаметр песчаного пятна и занести значения в таблицу 7.1;
- выполнить два повторных измерения шероховатости дорожного покрытия.
Таблица 7.1 – Результаты измерений шероховатости дорожного покрытия
Местоположение точек измерения шероховатости дорожного покрытия, км+м | Номер полосы движения дороги | Диаметр песчаного пятна, мм | Значение средней глубины впадин hcpi, мм | Значениесредней глубинывпадин hср, мм | |||||||||||||
1 измерение | 2 измерение | 3 измерение | 1измерение | 2 измерение | 3 измерение | ||||||||||||
D1 | D2 | D3 | Dcp | D1 | D2 | D3 | Dcp | D1 | D2 | D3 | Dcp | ||||||
Обработку результатов измерений следует выполнять в следующей последовательности. Рассчитать среднее арифметическое значение диаметра песчаного пятна Dcp с точностью до 0,01 см. Рассчитать среднюю глубину впадин hср, по каждому измерению с точностью до 0,01 мм по формуле
(7.1)
где V – объем песка, распределенного по поверхности дорожного покрытия, см3;
Dср – средний диаметр песчаного пятна, см.
Рассчитать среднее арифметическое значение средней глубины впадин hср по результатам нескольких измерений.