Ошибки, допущенные в диктанте

На восстановление деформированного текста

Работа 1

Она собрала тонкие веточки.
Настя шла из школы домой.
В школьном саду обрезали деревья.
Скоро заблестели зеленые листочки.
Дома девочка поставила их в воду.
(24 слова)

Порядок работы. Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Инструкция. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.

На узнавание твердости-мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 2

Волк, лось, крот, жук, дупло, белка.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Выпиши слова, в которых обозначены только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Работа 3

Сорока, гусь, коса, луг, молоко, пенек.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Выпиши слова, в которых обозначены только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 4

Ухо, осина, лампа, крыша, утка, окно, аист.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.

Работа 5

Ива, арбуз, орел, утро, удар, лимон, огурцы.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые можно переносить.

На правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн

Работа 6

Диктант

Лужи, уши, чашка, учу, внучка, ищу, щавель.

Порядок работы. Слова диктуются с указанием запятых.

Инструкция.

1. Запиши слова.
2. Подчеркни в словах орфограммы.

Работа 7

Диктант

Ужи, шипы, мощный, свечка, дачник, встреча, роща.

Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует слова, указывая запятые («Ужи, запятая» и т. д.) и точку в конце диктанта.

Грамматические задания

1. Обведи кружочком буквы, которые обозначают твердые шипящие звуки.
2. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие шипяшие звуки.

На правописание большой буквы в именах собственных; обозначение мягкости согласных и сочетание шипящих с гласными

Работа 8

Диктант

Тетя, Толя, Волга, мяч, ежи, Алена, Жулька, окунь, сети, чищу, туча, чаща, шишки, стучу. (14 слов)

Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует пословно, указывая запятые («Тетя, запятая» и т. д.) и точку в конце диктанта.
Написанное дети проверяют сначала самостоятельно, затем сверяют с записью слов на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета.

Инструкция. Запиши под диктовку.

Грамматическое задание. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Работа 9

Диктант

Коля, лыжи, Лена, путь, щука, дача, Пушок, груши, пружина, чудо. (10 слов)

Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует пословно, указывая запятые («Коля, запятая» и т. д.) и точку в конце диктанта.
Написанное дети проверяют сначала самостоятельно, затем сверяют с записью слов на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления, сделанные в ходе самостоятельной проверки, за ошибку не считаются.

Инструкция. Запиши под диктовку.

Грамматическое задание. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Работа 10

Диктант

Стало тепло. Это пришла весна. Тает снег. Бегут ручейки. Малыши Витя и Павлик пускают кораблики. Света и Ольга играют в мяч. (21 слово)

Порядок работы. Сначала учитель читает текст по нормам произношения. Затем диктует слова каждого предложения орфографически, по два-три слова с паузами между словами. После записи всего текста учитель еще раз читает его медленно, орфографически, ученики проверяют написанное.

Грамматические задания

1. В словах предпоследнего предложения поставь ударение.
2. В последнем предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Схема анализа контрольных работ
(1 класс, второе полугодие)

Классификация ошибок

Работа 1

Текст составлен с помощью.

Работы 2—3

Не выписали слова с твердыми согласными звуками.

Не выписали слова с мягкими согласными звуками.

Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Работы 4—5

Не разделили слова на слоги.

Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести.

Не подчеркнули слова, которые можно перенести.

Работы 6—7 (диктант)

Подчеркнули не все орфограммы.

Работы 8—9 (диктант)

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Работа 10 (диктант)

Не во всех словах поставили знак ударения.

Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы:

1. Пропуск, замена, перестановка букв.
2. Буквые, ё, ю, я после мягких согласных.
3. ь на конце слова.
4. Гласные после шипящих.
5. Большая буква в именах собственных.
6. Перенос слов.
7. Ударение в слове.

Наши рекомендации