Рациональное управление парком порожних контейнеров в условиях линии с жестким временным регламентом
Составной частью ресурсов транспортных средств контейнерной линии помимо судов является парк порожних контейнеров, успешное управление которым вносит свою лепту в эффективность работы линии. При осуществлении перевозок вследствие несбалансированности контейнеропотоков, а также несвоевременности возврата грузополучателями порожних контейнеров возникает явление накопления их излишков в одних портах и дефицита в других. Следовательно, присутствуя в составе материальных ресурсов линии, порожние контейнеры фактически отсутствуют в нужный момент в нужном месте. Излишки и дефицит порожняка связаны со значительными издержками, качественное содержание которых в условиях разных судоходных предприятий бывает различным. Так, например, следствием накопления излишков до определенного (достаточно большого) количества и вывоза их на собственном судне линии может быть потеря перевозки груженых контейнеров (пусть и частично) из-за нехватки места. В другом случае к перевозке порожних контейнеров привлекается дополнительное судно. Дефицит порожних контейнеров влечет либо потерю фрахта за перевозку груза либо вынужденную аренду контейнера. Обычно потери из-за нехватки порожняка превышают издержки по их избыточному числу. Сокращение всех вышеназванных издержек является целью рационального управления парком порожних контейнеров. Решение этого вопроса представляется как поддержание устойчивости контейнероперевозок путем концентрации, т.е. формирования запаса некоторого количества порожних контейнеров в портах с их дефицитом при заведомо известных портах-источниках порожняка и схемах его доставки.
На линиях с жесткими требованиями к выполнению расписания в условиях стабильности схем движения флота и режима захода в порты восстановление недостающей части порожних контейнеров в порту с дефицитом может осуществляться в строго установленные даты при каждом посещении его судном линии. В такой эксплуатационной ситуации вопрос сводится к установлению объема поставляемой партии порожняка (расцениваемой как наличный запас порта), обеспечивающего минимизацию общих издержек по линии вследствие излишков и дефицита порожних контейнеров.
Для решения этой задачи рекомендуется применение известной модели управления запасами.
Исходные положения:
- запас расходуется с постоянной интенсивностью;[5]
заказ на восполнение запаса, производимый в начале каждой единицы времени (недели, ½ недели, декады и т.п.), выполняется немедленно. Это допущение вытекает из того обстоятельства, что сроки доставки заказа (т.е. даты захода по расписанию) заранее твердо определены;
издержки вследствие излишков и нехватки порожних контейнеров известны и представляют собой систему сопоставимых показателей применительно к специфике деятельности каждого предприятия.
Решение основывается на изучении спроса, т.е., в данном случае, потребности в порожних контейнерах.[6]
По фактическим данным строится статистический ряд – набор значений спроса в единицу времени r и их статистических вероятностей p(r).[7]
Уравнение для издержек управления запасами имеет вид:
Оптимальное значение запаса S удовлетворяет условию:
< <
Для упрощения обозначим границы интервала через L(s-1) и L(s).
Тогда: L(s-1)< <L(s).
Численную величину выражения можно расценивать как значение показателя критерия оптимальности, посредством которого из множества вариантов решения выбирается оптимальное.
Для решения удобно воспользоваться табличной формой:
S | R | P(r) | |||||
… k >k | … k >k | 0,0 |
Изначально в таблице заданы r и P(r) – статистический ряд, где r – текущее значение от 0 с шагом 1 до некоторой величины, наблюденной с вероятностью P(r)=0. Значения графы «S» (набор искомых значений запаса) равны значениям графы «r». Таким образом, исходя из установленных первых 3-х позиций, следует заполнить всю таблицу. Далее при просмотре графы «8» отыскивается значение, отвечающее вышеприведенному неравенству, т.е. численной величине показателя критерия оптимальности. [8]
Полученный результат, т.е. теоретически определенная величина запаса порожних контейнеров в порту с дефицитом, при строго заданном расписании фактически может быть интерпретирована как рациональный[9] размер партии порожняка, поставляемого в данный порт при очередном заходе судна.
В условиях сложившихся стабильных контейнеропотоков, когда статистика наблюдений достаточна (см. п. 6.1), на основе многократных вычислений с применением модели возможно установление расчетным путем устойчивых соотношений (в процентах), связывающих величину рационального размера партии перевозки порожняка с объемом поставленных ранее груженых и возвращенных порожних контейнеров. Поскольку рассматриваемый процесс является случайным, соотношения могут представлять собой не отдельные конкретные значения, а некоторые интервалы (которые тем уже, чем больше статистический материал). При организации перевозки порожних контейнеров в оперативном режиме представляется возможным использовать установленные соотношения, не прибегая к расчетам по модели. Однако, успешное применение приведенного математического аппарата предполагает постоянное отслеживание практической ситуации и периодическое обновление исходной информации и в части ценовых коэффициентов и в части данных статистического ряда.
Методы решения управленческих задач, представленные в п.6.1 и 6.2, применимы к специфике функционирования срочных линий, использующих специализированные суда (контейнеровозы и ролкеры), условия работы которых изначально предполагают возможность строгого выполнения расписаний.