Рациональное управление автомобилем

В бензиновых двигателях с искровым зажиганием источниками вредных выбросов являются отработавшие газы, картерные газы и испарения топлива из системы питания. Практическая работа бензинового двигателя происходит на обогащенных топливовоздушных смесях. В этих случаях недостаток кислорода является основной причиной образования оксидов углерода и углеводородов в отработанных газах. Их снижение достигается обеднением смеси и стабилизацией ее воспламенения. И, наоборот, при обеднении смеси увеличивается концентрация оксидов азота.

Для оценки состава горючей смеси имеется коэффициент избытка воздуха (это отношение действительного количество воздуха Lд, участвующего в сгорании топлива, к теоретически необходимому Lт количеству топлива α= Lд / Lт . При α=1 смесь называется нормальной (для сгорания 1кг топлива расходуется 14,7кг воздуха). При расходе воздуха 15-17 кг смесь обедненная (α=1,05-1,15), а если более 17 кг – бедная (α=1,2-1,25). При расходе воздуха 12-15 кг смесь обогащенная (α=0,8-0,95), а если воздуха менее 12 кг – богатая (α=0,4-0,7). Наиболее экономичная работа двигателя достигается на обедненной смеси (α=1,05-1,15) (табл.6.1).

Для уменьшения выделения всех основных токсичных компонентов целесообразно применять глубокое расслоение смеси, при котором в первой стадии процесс сгорания происходит в зоне обогащенной смеси, а во второй стадии – в зоне обедненной смеси.

Для реальных условий эксплуатации автомобиля характерны следующие основные режимы работы двигателя: пуск холодного двигателя (α=0,6-0,8), режим средних нагрузок (α=1,05-1,15), режим максимальных нагрузок (α=0,8-0,95).

Таблица 6.1. - Влияние α на показатели работы карбюраторного двигателя

Значения Характеристика смеси Изменение показателей работы двигателя Характеристика работы двигателя
удельного расхода топлива мощности
0,40-0,70 Богатая Увеличивается на 15-25 Уменьшается на 20-25 Хлопки в глушители, черный дым
0,80-0,95 Обогащенная Увеличивается на 10-15 Максимальная Бесперебойная работа, хорошая динамика
1,0 Нормальная Увеличивается на 5 Уменьшается на 5 Бесперебойная работа
1,05-1,15 Обедненная Минимальный расход Уменьшается на 10 Бесперебойная работа, динамика ухудшается
1,20-1,40 Переобедненная Увеличивается на 10 Уменьшается значительно Хлопки в карбюраторе, перегрев двигателя

В общем случае движение автомобиля можно разделить на разгон, замедление, работу двигателя на холостом ходу и на движение с примерно постоянной скоростью.

Для уменьшения расхода топлива и массы выброса вредных веществ в хороших дорожных условиях необходимо использовать самую высокую передачу. При этом важно не допускать работу двигателя на низкой частоте вращения, которая может привести к повышенным износам. Самое большое количество вредных веществ в отработанных газах выбрасывается при работе двигателя на форсированных режимах. Наиболее вредными являются режимы разгона и торможения двигателя.

При работе дизельного двигателя основным загрязнителем окружающей среды является выделение сажи (дымный выхлоп). На этих частицах сажи адсорбируются канцерогенные полициклические углеводороды (ПАУ), что и определяет токсичность ОГ дизелей.

Сажа это черный дым. Белый дым образуется, когда двигатель находится в холодном состоянии, а потом исчезает из-за нагрева. При увеличении температуры топлива дым приобретает синий цвет. Кроме того, бывает синий дым от масла. Наличие дыма показывает, что температура недостаточна для полного сгорания топлива.

Наши рекомендации