Акторы, влияющие на управленческую структуру.

труктура управления и ее элементы.

Система менеджмента, как и всякая другая система, имеет структуру.

Структура – определенное строение, взаимное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организации целого, составленного из отдельных частей.

В широком понимании структура есть совокупность правил и предписаний, регламентирующих деятельность системы.

Структураопределяетсяцелями и функциями системы, но в ее характеристике отсутствует элемент взаимодействия.

Управленческая структура организации представляет собой упорядоченную совокупность самостоятельных органов управления, находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении, и объединенных коммуникационными каналами.

Выделяют органы:

общего управления;

линейного управления;

функционального управления.

Звено управления – совокупность ОУ, решающих общую задачу.

Управленческая ступень - совокупность ОУ одного уровня.

Органы управления различаются:

размером и структурой;

объемом полномочий;

характером, масштабами и трудоемкостью решаемых задач;

потребностью в информации;

МТБ.

Во главе ОУ (УЗ) находится руководящая должность – организационная единица, которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности. Все остальные должности лишь обеспечивают ее действия и являются по отношению к ней подчиненными.

Управленческая структура может быть не только формальной, но и неформальной (совокупность группировок, лидирующих личностей, неофициальных контактов). Только рассмотрение их в единстве дает представление о полной структуре управления.

Классификация УС:

по степени сложности:

- количество уровней управления;

- число подразделений и мест их расположения;

- среднее количество подчиненных у одного руководителя;

- важность принимаемых решений и т.д.

по принципам разбиения – функциональный, объектный;

по степени централизации;

по целевому назначению – стратегические, оперативные, информационные и т.д.

Структура управления обладает потенциалом, состоящим из потенциала высшего руководства и потенциалов руководства отдельными подразделениями.

Потенциал характеризуется:

числом и составом подразделений;

степенью их специализации;

степенью автоматизации управленческого труда;

количеством специалистов и вспомогательного персонала.

Формирование управленческой структуры основывается на процессах дифференциации (разделении работ, полномочий, ответственности, определении степени автономности звеньев управления) и интеграции (создании сети коммуникаций, формальных объединяющих механизмов).

В результате углубления специализации число обособившихся в рамках организации видов деятельности постоянно растет. Поскольку они нуждаются в координации, наряду с горизонтальным появляется и вертикальное разделение труда. В его рамках одни субъекты специализируются исключительно на производственной деятельности, а другие – на управленческой, где также происходит специализация:

по объектам (производство, сбыт, финансы и т.д.);

по функциям (операциям);

по целям (задачам, связанным с конкретным результатом);

смешанная.

Одноуровневая УС. (иногда - престиж)

Двухуровневая – гор. разд. труда.

Трехуровневая и т.д.

В 1960-х гг. – за 20, что граничило с упр. катастрофой!

Решить проблему можно только на основе расширения прав и ответственности субъектов управления, развития между ними не только административных но и экономических отношений.

акторы, влияющие на управленческую структуру.

УС формируетсяна основепроекта,который задает для нее:

общие параметры:

подразделения;

их функции;

принципы создания;

информационные потоки;

определяющие параметры:

стратегии;

технологии управления;

определяемые параметры:

число уровней управления;

норма управляемости;

распределение должностей, работников, их обязанностей;

связи между ними;

оценочные параметры:

затраты, напряженность труда;

информационные нагрузки;

время обработки информации;

период реагирования на сбои;

сроки решения задач;

допустимое количество ошибок.

Масштабы и сложность УС определяют следующие факторы:

структура организации;

ее размеры и разнообразие видов деятельности;

норма управляемости, определяемая числом подчиненных, которыми можно эффективно руководить (ср. 7-10, на высш. 4-5 (3-7), на нижн. 20-30 и более); на практике величина нормы зависит от:

характера деятельности;

уровня знаний и опыта руководителя, наличия у него времени;

способностей и квалификации подчиненных, их заинтересованности в работе;

новизны проблем, возможности неожиданных и сложных ситуаций;

стабильности структуры управления, стандартизованности процедур, размеренности работы;

наличия вспомогательного персонала, технической оснащенности процесса управления, самостоятельности исполнителей;

надежности коммуникаций, детальности и конкретности постановки задач, совершенства методов принятия решений;

уровня организационной культуры, состояния межличностных отношений и морально-психологического климата;

территориальной разбросанности исполнителей, оторванности их от руководства;

степени самостоятельности исполнителей;

физических и психологических возможностей участников управленческого процесса (память, объем внимания, быстрота реакции и т.д.).

Низкая норма – позволяет руководителю поддерживать постоянные контакты с подчиненными, но создает опасность излишнего вмешательства в их дела, не дает полностью реализовать свои потенциальные возможности.

Высокая норма – не позволяет руководителю вникнуть в особенности работы подчиненных, может привести к потере из виду стратегических задач из-за перегрузки текущими обязанностями;

технологические факторы – в условиях всеобщей автоматизации производственных процессов УС становится более простой;

экономические факторы – при недостатке средств УС максимально упрощают, чтобы снизить непроизводительные расходы;

человеческий фактор – невозможность создания нужной УС при отсутствии лиц с необходимым уровнем образования и квалификации;

естественные факторы – географические или природно-климатические (территориальная разбросанность подразделений, оторванность от центрального руководства, экстремальные условия деятельности);

характер деятельности объектов управления (производство, наука и т.д.).

Наши рекомендации