Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9. (1) В детском доме было хорошо
(1) В детском доме было хорошо. (2) Во-первых, там давали есть. (3) Во-вторых, там у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса. (4) Мама Кира помогала делать уроки и даже мыла Лёку в бане. (5) А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове.
(6) Ещё у детского дома были грядки, на которых росла еда! (7) Репка, лук, морковинки, а главное — огурцы. (8) В начале лета все вместе сажали. (9) Лёка всё бегала и смотрела, не появились ли огурчики из желтеньких, как бабочки, цветов. (10) Мама Кира сказала, они из цветов будут. (11) Лёка никогда не видела огурцов, просто не успела: сначала она маленькая была, а потом война началась. (12) В блокаду не было еды никакой, даже воды. (13) Последний кипяток вместе с горбушкой мама отдала Лёке и умерла. (14) А от папы писем не приходило совсем, ни одного письма, мама сначала сильно плакала, а потом вдруг перестала, только смотрела в никуда и отдавала Лёке свой хлеб. (15) Лёка тогда несмышленая была, не понимала, что нельзя мамин хлеб есть, она ела. (16) Есть хотелось каждую минуту. (17) Но потом, когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил — есть.
(18) Тогда мама сходила за снегом, растопила его на керосинке и Лёке в рот влила. (19) Лёка согрелась и уснула. (20) А проснулась уже в детском доме. (21) Ей сказали, что мамы больше нет. (22) Но Лёка не поверила, она долго ещё не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придёт. (23) Но улица была пустая и страшная, безглазая. (24) Без людей, без машин, без военных даже, без никого. (25) Без мамы... (26) А мама у Лёки была самая красивая во дворе. (27) Может, и не только во дворе. (28) У неё платья переливались и шуршали. (29) До войны у неё было много нарядных платьев, блестящих, как золотинка, а в войну остались лишь ватники. (30) А главное, голос. (31) У мамы был особенный голос, певучий, как рояль. (32) В детском доме тоже есть рояль, на нём Мария Константиновна играет. (33) Но она не поёт. (34) А мама пела. (35) Она пела и смеялась. (36) У неё на щеках тогда прорезывались ямочки, у Лёки тоже одна ямочка есть, в маму. (37) А папа был очень высокий, в чёрной шинели, шинель сильно кололась. (38) В детском доме ей сказали, раз шинель чёрная, значит, папа твой — моряк. (39) Лёка знает, моряки плавают на кораблях, некоторые корабли очень большие, далеко уплыть могут, даже туда, где войны нет. (40) У папы были большие руки. (41) Он Лёку кружил и приговаривал: «Лёка-Лёка, два прискока, третий зайка, убегай-ка!» (42) Зайка, потому что Лёка беленькая. (43) Когда в детский дом приходили — усыновлять, Лёку часто выбирали. (44) Беленьких, видно, больше любят. (45) А может, из-за банта. (46) У Лёки голубой бант на голове, из бабушкиного шарфа. (47) Лёку так и принесли в детский дом, с бантом, Мария Константиновна рассказывала. (48) Кроме этого банта, у Лёки ничего больше не осталось. (49) Но она не согласилась — в дети. (50) Спряталась под кровать, и Мария Константиновна её не отдала. (51) Лёка не хотела других папу и маму, она своих помнит. (52) А вдруг папа вернётся, а Лёка у чужих живёт, он же тогда не найдёт её!
(53) А потом зима прошла, и в город вернулось солнышко. (54) Как оно землю пригрело, так сразу Мария Константиновна им семена дала. (55) Некоторые семечки сами взошли, а огурцы — из рассады. (56) Лёка все думала: огурец — какой? (57) Круглый или длинный? (58) Она как просыпалась утром, так скорей на огород! (59) Нянечка Шура говорит, что Лёка — жаворонок, птичка такая, которая раньше всех голосит. (60) И вот Лёка прибегает, смотрит, а огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш. (61) Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! (62) Он на вкус хрустящий, летом пахнет. (63) Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз — у нее во рту. (64) И — нет огурца! (65) Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! (66) Лёка стала красная от ужаса.
(67) На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» (68) Никто ничего не сообразил, огурец-то одна Лёка видела, а Лёка поняла и опустила голову.
(69) Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. (70) И тут мама Кира говорит:
— (71) Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у неё день рождения.
— (72) Я так и поняла, — произнесла Мария Константиновна. — (73) Но всё-таки лучше было спросить.
(74) И ничего больше говорить не стала. (75) И никто не стал, хотя старшие все знали, что Лёкин день рождения не известен. (76) Лёка попала в детский дом без документов, в мамином ватнике и с бантом, а бумаг при ней не было.
(77) У Лёки слезинка от стыда выкатилась из глаза и остановилась на щеке. (78) Она решила, что, когда вырастет взрослая, обязательно отдаст Кире огурец, а Марии Константиновне целую корзинку огурцов!..
Татьяна Кудрявцева
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кира на общей линейке призналась, что именно она сорвала огурец?»
1) Кира на самом деле сорвала огурец для Лёки в день её рождения.
2) Кира вместе с Лёкой съела огурец и считала правильным защитить маленькую девочку от позора.
3) Кира поняла, что огурец сорвала Лёка, но хотела защитить девочку, оградить её от стыда и позора, поэтому взяла её вину на себя.
4) Кира не знала, кто «украл» долгожданный огурец, но, так как была для младших «мамой», посчитала верным защитить любого из них.