Ремонт деталей рулевого управления
Выпрессовка пальцев шаровых шарниров
Пальцы шаровых шарниров закрепляются в рычагах поворотных кулаков, в рулевой сошке и маятниковом рычаге при помощи конических соединений, затягиваемых гайками. Эти соединения (например, конусность 3:25, угол 6°52') самотормозящиеся. Степень «самоторможения» конического соединения зависит в первую очередь от угла конусов и усилия их затягивания.
Заметим, если когда-то на «Жигулях» (гайка М14х1,5) рекомендовали момент затяжки 5,1...6,3 кгс-м, то позже он был снижен до 4,3...5,4 кгс*м. У переднеприводных автомобилей ВАЗ гайка (М12х1,25) шарового пальца рулевой тяги затягивается моментом 2,76...3,41 кгс*м. Затягивать гайки шаровых пальцев без динамометрического ключа запрещается.
Иногда при снятии средней и боковых рулевых тяг «Жигулей» обходятся вообще без приспособлений. Отвернув гайки пальцев, наносят удар острым концом молотка по сошке(маятниковому рычагу) чуть выше шарнира средней тяги. Для рассматриваемого способа необходима эстакада или смотровая канава. При неумелом проведении операции маятниковый рычаг может оказаться деформированным. В этом случае спица рулевого колеса может уйти от горизонтального положения при движении по прямой.
Выпрессовка пальцев шаровых шарниров крайних рулевых тяг «Жигулей» из рычагов поворотных кулаков съемником А.47052 не представляет особого труда. Он надежный, доступ к шарниру свободный.
Съемник А.47035, рекомендуемый для выпрессовки пальцев из сошки и маятникового рычага, более сложный и менее надежный. Подвижная система приспособления А.47035 (с рычагом, коромыслом, серьгами) вообще-то и не нужна, что подтверждается конструкцией универсального винтового съемника, показанного на рис. 132. Принцип его действия основан на том, что при выпрессовке необходимо только стронуть палец в его коническом гнезде. В связи с большей жесткостью съемника и большим диаметром винта у рассматриваемого съемника для компактности плечо рычага уменьшено до 1,6 (60:37=1,6), у съемника А.47035 оно равно 1,7 (74:43=1,7).
Захват 3 вставляем, отжав резиновый чехол, под гнездо пальца шарнира. На палец и захват устанавливаем рычаг 2 и, вворачивая винт 1, выпрессовываем палец шарнира.
Выпрессовка пальцев значительно облегчается, если смочить их проникающей жидкостью (керосин, WD-40). На перетянутые пальцы целесообразно наложить на несколько часов «компресс» из ветоши, смоченной этими жидкостями.
Рисунок 1 – Универсальный винтовой съемник пальцев рулевых тяг: 1 - винт; 2 - рычаг; 3 - захват.
Замена шарниров рулевых тяг автомобилей "ГАЗель"
У «Газелей» две рулевых тяги. Продольная соединяет сошку с рычагом поворотного кулака левого колеса, а поперечная — рычаг поворотного кулака с рычагом рулевой трапеции у правого колеса. Поперечная тяга имеет левый и правый наконечники для регулировки схождения колес.
Все четыре шарнира рулевого управления одинаковые. У продольной тяги они запрессованы непосредственно в концы тяг, у поперечной — в наконечники.
Резьбовые концы шаровых пальцев продольной тяги направлены в одну сторону, а у поперечной оси шарниров располагаются под углом 90°.
Выбивают шарниры ударом молотка по пальцу шарнира, оперев тягу или наконечники на жесткую опору. Но это не всегда удается, часто палец выбивает донышко шарнира, а корпус шарнира остается в тяге или в наконечнике.
Удобнее проводить выпрессовку шарниров с применением оправки 2 (рисунок 2) и опоры 4 на прессе или воспользовавшись молотком.
Рисунок 2 – Выпрессовка шарниров рулевых тяг автомобиля "ГАЗель": 1 – тяга; 2 – оправка; 3 – шарнир; 4 – опора.
Более ответственная операция — запрессовка новых шарниров. Здесь желательно использование пресса, а применение оправки 3 (рисунок 3) и опоры 1 при этом необходимо.
Рисунок 3 –Запрессовка шарниров рулевых тяг автомобиля "ГАЗель": 1 – опора; 2 – тяга; 3 – оправка; 4 – шарнир.