Взаимодействие спроса и предложения на рынке услуг. Особенности спроса на отдельные виды услуг. Характеристика предложения на рынке услуг.
Рынок у. сущ-ет в единстве с товарным рынком и явл-ся одной из его разновидн-ей, развивающееся в рамках общих законов рын-й экон-ки.
Спрос и предлож-е отражают как желание экон-их субъектов производить и покупать у., так и их платежеспос-ть.
Взаимод-е спроса и предлож-я на рынке у.— процесс, порождающий формир-е рын-й цены, к-ая удовл-ет одновр-но и продавца, и покуп-я.
Рын-я цена отражает ситуацию, когда планы покуп-й и продавцов на рынке у. полн-ю совпадают, а объем у., к-ый намерены купить покуп-и, абсолютно равен объему у., к-ый намерены предложить производ-и. В рез-те возникает равновесная цена, т. е. ц. такого уровня, когда объем предлож-я равен о. спроса.
При рын-м равновесии спроса и предлож-я отсутствуют факторы, как для повыш-я, так и для пониж-я цены, пока все прочие условия сохр-ся равными.
Рис.1 Взаимод-е спроса и предлож-я на рынке у.
На рис. показано, что рын-я равновесная цена определ-ся в т. пересеч-я кривых спроса (D) и предлож-я (S), к-ая явл-ся т. равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения.
Неразрывность спроса и предлож-я опред-ет локальный хар-ер рынка у. и наличие в ряде случаев естественной монополии. При наличии ест-й монополии возникает необход-ь гос. регулир-я рынка соответствующих у.. Ест-я монополия может возникнуть и в связи с ограниченностью рынка, когда эк-ки невыгодно создавать дополнит-е предпр-я. Данная характ-ка не носит всеобщий хар-ер и значит-о измен-ся в посл-е десятилетия.
Особ-ти спроса на у.:
1. Спрос на у. не может удовлетворяться вне процесса их предоставления.
3. Спрос на у. предст-ет собой спрос на конкр-ю потребительную стоим-ь в опред-ное время, в конкр-м месте или напр-нии.
4. Спрос на у. возникает непоср-но одновр-но с приобрет-ем какого-либо товара, использ-ие и обслуж-е к-го потребует в будущем потребления конкр-х у. опред-ного объёма.
5. Спрос на у. всегда индивидуален, предшествует их произв-ву, имеет местный хар-ер, практ-ки невзаимозаменяем.
6. Потребление у., в отличие от потр-ия матер-ых благ не имеет ограничений. Потребитель формирует спрос на у. неск-их видов (развитая сфера бытовых у. позволяет высвободить время для развлечений, развитие туризма увелич-ет спрос на у. связи и др.).
7. Неравномерность спроса на у. по временам года, периодам суток, дням недели
8. Цена рассматр-ся покуп-ем как символ кач-ва.
Характер-ка предлож-я на рынке у.:
1. Предлагаемая у. должна быть в чем-то оригинальной, новаторской
1. Предост-ние у. требует спе-х знаний и маст-тва.
2 Предост-ние услуг это факт-ки продажа самого процесса труда.
3.Высокая общественная значимость социальных у. (здравоохр-е, образов-е, культура) опред-ет наличие льгот, дотаций, бесплатность предост-я отдельных у.
4. Предост-н иеу. сопров-ся личным контактом с покуп-ем.
1. То есть невозможно в ожидании скорого повышения спроса произвести услугу заранее. Поэтому для большинства услуг невозможно создать запас, чтобы приспособиться к колебаниям спроса или неопределенности. Задержка выполнения заказа возможна в тех случаях, когда потребитель согласен ждать.
5. Неравномерность спроса на у. во времени и невозм-ь их накапливать порождает тарифное регулир-е его интенсивности во времени через гибкое, дифференцированное ценообра-зе, использ-е механ-в скидок и надбавок. При этом дифференц-й тарифов нев-но полн-ю сгладить колебания интенсивности спроса на у. Это порождает необход-ь для организаций сферы у. нести затраты на удовлетв-е спроса в пиковые периоды и осущ-ь затраты на меры по смещению спроса на внепиковое время. При обосновании тарифа должна заклад-ся большая из величин прямых затрат.
6. На рынке предлож-я у. раб-ют в осн-ом малые и средние фирмы, имеющие возм-сти для гибкого реагир-ния на измен-я рын-й конъюнктуры.
7. В сфере у. своеобразно проявл-ся эффект затрудненности сравнений: чем меньшее место в у. занимает вещественный компонент, тем труднее сопоставлять у. разных организ-й до их получения. Поэтому орган-ции, предлагающие подобные у., обладают большей свободой в ценообраз-и.
Рын-е предлож-е компании обычно включает предост-ие некот-х у., к-ые могут сост-ять как большую, так и меньшую часть общего предлож-я. Разл-ют 5 категорий предлож-я у.:
1)исключ-но осязаемый товар
2)дополнение осязаемого товара услугами
3)гибрид
4)основная у. сопровожд-я получ-ем сопутствующих Т и У.
5)чистая у.