Тема. Понятие о местоимении
Цель.Познакомить учащихся с особенностями местоимений,как частью речи, его грамматическими признаками, ролью в предложении и тексте. Учить находить их в тексте.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Стихотворение «Местоимение» (упр. 77 на с. 49) знакомит детей с ролью этой части речи — заменять имена. В стихотворении три раза повторяется местоимение я. Можно спросить у ребят, какие еще местоимения им известны. Для ответа учащиеся могут воспользоваться таблицей «Части речи», данной на форзаце.
6. Упр. 78 нацелено на формирование умения выделять в контексте местоимение как часть речи, оно выполняется в соответствии с заданиями к нему.
7. Упр. 79 направлено на ознакомление школьников со стилистической функцией местоимения — устранять повторы. Выполняя задание, учащиеся убеждаются в том, что, если заменить местоимения существительными, текст станет некрасивым, поскольку в нем часто будут повторяться одни и те же слова. Кроме того, учащиеся наблюдают, как местоимения
осуществляют связь предложений в тексте. С помощью лингвистической сказки дети осмысливают назначение местоимения — Заместителя Существительного. Учитель может предложить учащимся вопрос: почему местоимение так называется? (Употребляется вместо имени существительного.)
Физкультминутка
8. Упр. 80 содержит множество личных местоимений (включая их формы). Многие местоимения стоят в форме косвенных падежей, что вызывает некоторые затруднения при выполнении задания. Поэтому работать над упражнением рекомендуется коллективно. Читая по одному предложению, учащиеся находят местоимения и называют их. Если место имение стоит в форме косвенного падежа, следует поставить его в форму именительного падежа. Например: ко мне — я, у
нее — она. При разборе предложения по членам дети убеждаются в том, что в первом предложении местоимение является подлежащим, во втором — второстепенным членом, а в третьем — и подлежащим, и второстепенным членом предложения.
9. Домашнее задание.Упр. 81. В классе следует выполнить устно первый абзац, разъясняя учащимся, как можно избегать повторов в предложениях, заменяя повторяющееся существительное на местоимение.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 68 Тема. Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Цель.Познакомить учащихся с местоимениями 1, 2 и 3-го лица и их значениями. Учить определять лицо и число местоимений. Работать над развитием речи детей. Воспитывать культуру речи, учить использовать местоимения ты и выв собственной речи.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Начать выполнение упр. 82 целесообразно с чтения диалога по ролям. Затем дети находят в тексте местоимения и после ознакомления с правилом на с. 53 выписывают их, указывая лицо.
6.Упр. 83 помогает ребятам осмыслить лексико-грамматическое значение местоимений. Важно, чтобы дети нашли ответ на вопрос: на кого указывают выделенные местоимения? (Ты, он — на Кролика, я — на Винни-Пуха.) Пусть ребята выскажут свое мнение о том, почему Кролик сказал, что «я» бывают разные. Делается вывод: каждый говорящий может назвать себя «я».
Важно довести до сведения учащихся значения местоимений. Это можно сделать, познакомив их с таблицей:
Физкультминутка
7. Упр. 84 способствует формированию речевой культуры детей. Учащиеся знакомятся с правилами употребления местоимений ты, вы; делают вывод о том, что местоимение ты уместно использовать при общении с ровесниками или очень близкими людьми, а вы — при общении со старшими и незнакомыми людьми, причем эти местоимения не могут использоваться в качестве обращения. В приведенных стихотворениях есть пять восклицательных предложений, побудительными из них являются только четыре (первое предложение стихотворения К. Чуковского по цели высказывания является повествовательным, по интонации — восклицательным).
8.Упр. 85 и информация на с. 55 учат детей формулировать вежливую просьбу. После прочтения предложений — примеров вежливых просьб — можно предложить детям по цепочке обратиться к соседу по парте с вежливой просьбой. Затем составляется рассказ по рисунку и предложенному сюжету. Если позволяет время, учащиеся записывают полученный рассказ.
9. Домашнее задание.Упр. 86. При разъяснении домашнего задания учителю следует обратить внимание детей на шуточный характер текста.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 69