Требования к графику движения
График движения в условиях рыночной экономики
В новых условиях график движения является единым дорожным сетевым технологическим документом, определяющим основные нормативы, а также показатели работы всех служб. Дополнительным показателем качества графика является увеличение доходности перевозок и сокращение расходов на перевозку. Разновидностями графика по видам сообщений являются международный, дальний и местный. Весовые нормы и скорости движения грузовых поездов должны устанавливаться не только по максимальной провозной способности, но и по критерию минимума расходов на перевозку.
Число ниток в графике должно устанавливаться исходя из освоения реального объёма перевозок. Графиковые и потребные размеры движения должны максимально совпадать. График движения должен обеспечивать специализацию ниток для пропуска поездов различных категорий:
1) по условию ритмичности – это технологические маршруты для перевозки массовых грузов;
2) по срочности – это грузовые экспрессы для перевозки скоропорта и ценных грузов;
3) по регулярности – это поезда с повагонными и мелкими отправками, служащими сырьём для дальнейшей переработки;
4) специальные поезда для перевозки негабаритных и опасных грузов.
В условиях рынка в практику эксплуатационной работы внедряются твердые нитки графика грузовых поездов. Такой график основан на графике обращения локомотивов. Он позволяет решать проблемы, связанные с работой локомотивов, локомотивных бригад, станций и их взаимодействия, а также позволяет повысить уровень безопасности движения.
Выполнение графика – это основной критерий оценки труда работников, связанных с перевозочным процессом.
Требования к графику движения
Потребности предприятий, которым требуется гарантированная доставка грузов к определенному сроку, можно удовлетворять организацией грузовых поездов по расписанию, т.е. поезда жесткого (твердого) расписания должны обращаться между промышленными центрами и обслуживать устойчивые связи между предприятиями, работающие на основе специализации производства. В условиях рыночной экономики договорные отношения требует четких определенных сроков доставки от грузоотправителей к потребителям. Для каждой линии хода на графике должна быть дана реальная оценка качества выполнения перевозки груза по времени его доставки.
Основное выполнение требований при разработке графика пассажирского движения направлено на освоение возрастающего объёма перевозок за счет рационального выбора схем обращения пассажирских составов на полигонах и направлениях, повышения номинальной вместимости составов и создания в графике резерва для оперативного назначения поездов в зависимости от спроса пассажиров. Критерием выбора числа и категорий пассажирских поездов должны стать экономические показатели работы железных дорог.
Важнейшей задачей является переход на конкретные договорные отношения с отправителями и получателями грузов, а также гарантированные сроки доставки груза и его сохранность. Сохранение единого плана формирования стран СНГ и Балтии, который является основой для построения графика движения поездов обеспечивает экономию в 30% эксплуатационных расходов. С появлением стран СНГ и Балтии со своими границами, таможенными пунктами, со своими экономическими и транспортными законами появились новые требования к направлению груженых и порожних поездов. Появился новый нюанс: чем больше поезд пересекает границ, тем дороже это обходится грузовладельцу, т.к. на каждой таможне выплачивается таможенная пошлина и теряется время на таможенные операции (таможенные досмотры – 3 часа и более), а также дополнительное время на оформление таможенных документов.
На первом этапе в условиях несовершенства работы таможни было принято решение направлять груженые поезда по маршрутами с наименьшим числом границ, а не по кратчайшему пути. В дальнейшем по мере развития таможенных пунктов было принято решение о направлении груженых вагонопотоков по кратчайшему пути, но заказчик выбирает тот путь доставки, который ему наиболее экономически выгоден.
ЛЕКЦИЯ №2.