Пропедевтика оптико-моторной дисграфии.
Конспект группового занятия.
Цель:
— развивать слого-звуковой анализ и синтез слов, фонемати
ческое восприятие на примере дифференциаций [б] и [б'];
— привлечь внимание к языковым явлениям, активизации лексического запаса, развитию внимания, памяти, способности к переключению;
— совершенствовать технику чтения и письма.
Дидактические средства:
— таблица с печатной и письменной буквой «б», шуточный рисунок;
— графопроектор и кодопозитивы;
— слоговая таблица;
— колокольчики;
— кувшин;
— магнитная доска;
— предметные картинки: кубик, собака, голуби, голубь, гриб, столб,хлеб;
— карточки с элементами букв; с текстом под пленкой;
— фломастеры.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня, дети, мы выучим стихотворение-потешку. Прислушайтесь, какие звуки чаще встречаются, как его надо рассказывать: быстро, медленно, весело, грустно? (Логопед читает монотонно.)
Белые бараны Били в барабаны,
Без разбора били — лбы себе разбили.
(Дети рассуждают.)
— Правильно, будем читать потешку в быстром темпе, весело, прихлопывая в ладоши.
(Дети повторяют текст в нужном темпе.)
—А теперь повторите грустно, ведь бараны разбили свои лбы. (Дети выполняют задание.)
—Какой звук слышался в каждом слове?
— Кто догадался, что мы будем сегодня изучать на занятии? Объявляются тема и цель занятия, вывешивается таблица с прописной и печатной буквой.
Шуточное изображение буквы:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
2. Уточнение артикуляции и акустических признаков [б] и [б1]: губные согласные, смычные (взрывные).
— Чем они отличаются? (Твердостью и мягкостью.)
— Когда сильнее смыкаются губы? (При произнесении [б'].)
— Что еще объединяет эти звуки? (Оба — звонкие.)
— Я поставила перед каждым из вас колокольчик, чтобы сегодня и в дальнейшем вы обозначали звонкие согласные.
3. Чтение слогов по слоговой таблице и запись в тетрадях:
ба бо бу (бэ) бы
бя бё бю бе би
— Будем кистью руки обозначать твердость и мягкость: кисть расслаблена — [б], сжата — [б1].
Повторение слогов парами с одновременным движением пальцев обеих рук.
Пальчики «здороваются»: ба — бя (большой палец с большим); бо — бё (указательный с указательным) и т. д.
Уточнение роли гласных при обозначении твердости и мягкости предшествующего согласного.
Работа с предметными картинками.
— Рассмотрите картинки, лежащие перед каждым из вас. Я задам вопросы, а вы поднимайте и называйте ту картинку, о которой идет речь.
— У кого в названии картинки мягкий звонкий «дежурный» звук стоит на третьем месте? (кубик)
— В каком слове находится твердый «дежурный» звук во втором слоге?(собака)
В каком слове слог «би» стоит в конце слова? (голуби)
— А в каком слове на конце слышим [п], а пишем букву «б»? Назови проверочное слово:
(голубь, гриб, голуби, грибы).
Картинки прикрепляются к магнитной доске в строчку, а затем закрываются.
• Запись слов по памяти. Дети сверяют свой текст с образцом на доске и исправляют ошибки.
5. На доску спроекцированы слоги:
тон — ба, ря — бу, ки — бы, ки — би — ку, ран — ба — ка,...
— Как вы думаете, какую инструкцию надо дать? (Что будем делать?)
— Правильно, составлять слова из рассыпанных слогов. (Слова составляются устно.)
Какое слово не будем записывать, так как оно уже встречалось? (Кубики.)
6. Игра «Волшебный кувшин».
— Вэтом кувшине сидит старый Джин, который плохо слышит, неправильно говорит. Исправьте его:
былет, бяран, бюлочка, бюкашка, забур, бадильник, бистро. (Дети исправляют логопеда, который низким голосом говорит в горлышко кувшина. Голос слышится измененным.)
Динамическая пауза.
— Представьте, что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке печатную, а потом
ПРОПИСНУЮ букву«б».
Пропедевтика оптико-моторной дисграфии.
Учащимся раздаются карточки под пленкой и фломастеры.
Допишите, где необходимо, элементы букв Б и б. Неподходящие элементы зачеркните.
9. Работа по карточкам с текстом.(Смотри приложение.)
(Карточки даны под пленкой.)
— Прочитайте предложения и с помощью фломастера обозначьте твердость и мягкость согласных («дежурных»), подчеркивая буквы одной или двумя чертами.
- Какие слова с [б] ты запомнил? А с [б']?
Проверка по цепочке.
Карточка с трансформацией слов на дифференциацию [Б] — [Б'].
Карточки с трансформацией слов на дифференциацию [П] — [IT].
10. Игра с мячом.Динамическая разгрузка.
— Из трех названных слов выбери повтори слова (слово) с мягким [б'] и верни мне мяч:
белка, баржа, боты;
бассейн, бегемот, билет;
борец, быстро, береза;
берег, бить, каблук.
11. Составление предложений из слов:
любят, былые, Боря, грибы, и, Люба.
(Запись на доске и в тетрадях: Боря и Люба любят белые грибы.)