Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности при движении автомобиля с постоянной скоростью
Наезды при неограниченной видимости и обзорности весьма распространены. Так, примерно до 60% всех наездов на пешеходов происходят в условиях, когда ничто не мешает водителю заметить на большом расстоянии пешеходаи правильно оценить его действия.
На рисунке 1 показана схема ДТП, в процессе которого автомобиль, двигавшийся с постоянной скоростью, сбил пешехода своей передней частью.
Рисунок 1-Схема ДТП, в процессе которого автомобиль, двигавшийся с постоянной скоростью, сбил пешехода своей передней частью.
Прямым крестом здесь обозначено место взаимного контакта автомобиля и пешехода на проезжей части в момент наезда. Косым крестом отмечено расположение на автомобиле детали, нанесшей удар пешеходу.
Положение автомобиля и пешехода в момент возникновения опасной обстановки обозначено цифрой I, а положение автомобиля после остановки — цифрой II.
Поскольку водитель перед наездом не тормозил, то после остановки автомобиль может занимать на проезжей части любое положение.
Из материалов дела, предоставленных эксперту, он выбирает значения следующих параметров:
-пути пешехода с момента возникновения опасной обстановки до наезда Sп;
-скорости автомобиля vaи пешехода ; vп.
-расстояния Ɩу пройденного пешеходом по полосе движения автомобиля.
Пользуясь техническими и справочными пособиями, эксперт выбирает значения параметров, необходимых ему для исследования ДТП. К ним относятся- замедление автомобиля j (или коэффициенты φx и Кэ), значения времени t1, t2, t3, габаритные размеры автомобиля и другие данные, необходимые для экспертизы.
Примерная последовательность расчета в данном случае такова.
1. Определяют удаление автомобиля от места наезда.При этом варианте наезда удаление совпадает с перемещением автомобиля с момента возникновения опасной обстановки до наезда. Удаление
Sуд=υa∙Sп/ υп
2. Длину остановочного пути автомобиля рассчитывают по известной формуле.
S0 = Tva + v /(2j) или So =( t1+ t2+ t3) υa + Sю= Т1 υa+ Sю.
Т1 = t1+ t2+ t3.
3. Условие остановки автомобилядо линии следования пешехода при своевременном торможении
S0 ˂ Sуд.
Если в результате расчетов окажется, что условие выполняется, то исследование в данном направлении заканчивается. Если же нет, то расчеты можно продолжить следующим образом.
4. Расстояние, на которое переместился бы заторможенный автомобиль после пересечения линии следования пешехода(если бы водитель действовал технически правильно и своевременно затормозил),
= S0 - Sуд.
Это расстояние, вычисленное в соответствии с предположением о своевременном торможении, которого в действительности не было, отличается от фактического перемещения автомобиля после наезда на пешехода Sпн.
5. Скорость автомобиля в момент пересечения им линии следования при своевременном торможении
=
6. Время движения автомобиля с момента возникновения опасной обстановки до пересечения линии следования пешеходапри условии своевременного торможения
=Т+(υa - j
7. Перемещение пешехода за рассчитанное время
= υп
8. Условие безопасного перехода полосы движения автомобиля пешеходом
> (∆у+Вa)+ ∆б
где ∆б — безопасный интервал, вычисляемый по эмпирической формуле
∆б = 0,005Laυa.
Удар боковой поверхностью автомобиля, такие ДТП встречаются реже, чем наезды, связанные с ударом, нанесенным передней частью автомобиля.При изучении наезда данного варианта расчеты проводят в последовательности, указанной выше, со следующими исключениями.
При наездах с ударом, нанесенным боковой поверхностью автомобиля, удаление автомобиля и время движения пешехода в поле зрения водителя не совпадают с перемещением и временем движения автомобиля до наезда. После того как автомобиль достиг линии следования пешехода, водитель практически лишен возможности наблюдать за действиями последнего и реагировать на них.
Удаление автомобиля
Sуд = Sдн - Ɩx= Sп∙υa /υп- Ɩx
Время движения пешехода в поле зрения водителя
tвп = Sп/ υп - Ɩx /υa =Sуд /υa