Система автоматического регулирования давления (САРД).
Системы жизнеобеспечения.
На самолёте имеется герметическая кабина, в которой находится экипаж и пассажиры. Для обеспечения их нормальных жизненных условий во время полёта имеется система кондиционирования воздуха (СКВ) и система автоматического регулирования давления (САРД) в гермокабине (ГК). ГК - вентиляционного типа.
3.9.1. СКВ
СКВ - является комплексной и обеспечивает:
- отбор воздуха от двигателей
- подачу воздуха в кабину
- обогрев ГК и систем
- наддув ГК.
Требования:
- Количество отбираемого воздуха должно обеспечивать 20 - 30 кратный
обмен воздуха в ГК в течение одного часа;
- поддержание заданной температуры (t°) в диапазоне 18 - 24°С;
- резервирование подачи воздуха по параллельным каналам;
- возможность отключения линии при возникновении аварийной ситуации.
Состав системы:
- система отбора воздуха от двигателей;
- система понижения давления и температуры (1я ступень);
- система подачи воздуха в кабину;
- система понижения температуры (2я ступень);
- система регулирования температуры в ГК.
Система отбора воздуха от двигателей.
Воздух отбирается от 10 ступени компрессора высокого давления (КВД) с параметрами:
- температура 350 - 500°С.
- давление 9-19 кгс/см2.
- расход 4000 - 9000 кг / час.
Управление краном отбора из кабины экипажа.
В эту же сеть воздух отбирается от ВСУ на нужды СКВ и запуска
двигателей.
1я ступень понижения to и Рв.
Работает в автоматическом режиме обеспечивая :
- понижение to до 200 - 220 °С по заданной программе.
При достижении to = 280°С выдаёт эл.сигнал на закрытие крана отбора.
- понижение Рвдо 6 - 2,5 кг/см2.
При превышении Рв> 10-5 кг/см2 выдаёт эл.сигнал на закрытие крана отбора.
Система подачи воздуха в ГК- обеспечивается по двум магистралям управление кранами наддува на панели СКВ. Контроль по двум указателям УРВ - 1500 , показания в условных единицах (6 - 7).
Воздух подводится: - к кранам распределения с to = 200°С
- ко 2й ступени охлаждения.
2я ступень охлаждения работает в автоматическом и ручном режимах.
Обеспечивает понижение to до -10 - + 40°С.
Для этого имеется:- воздухо- воздушный радиатор (ВВР) (↓ to до 60-70 °С).
-турбохолодильная установка (ТХУ). (↓ to до -10 + 40°С).
Автоматическую работу обеспечивают 2 комплекта автомата регулирования температуры (APT), которые управляют заслонками по эл.сигналам от датчиков температуры.
Контроль to по указателю ТУЭ - 48 в кабине экипажа.
Принцип работы.
Горячий воздух охлаждается в ВВР забортным воздухом от скоростного напора в полёте, на земле за счёт продува от вентилятора ТХУ, приводимого во вращение турбинкой на которой срабатывается тепло и давление воздуха.
Система регулирования toee ГК- предназначена для поддержания to e в кабине экипажа, в салонах в диапазоне +18 - +24°С в зависимости от положения задатчика в автоматическом режиме или при ручном управлении заслонками.
Автоматический режим работы обеспечивают три комплекта APT по принципу подмешивания к охлаждённому воздуху после 2й ступени воздуха с to = 200°С в таком количестве, чтобы получить заданную to воздуха в ГК.
Т.О. СКВ обеспечивает подачу воздуха в ГК.
В кабине экипажа конвективный способ обогрева, т.е. воздух подаётся через специальные насадки к ногам и на обогрев стекла фонаря.
В пассажирских салонах применён панельный способ обогрева, т.е.
воздух из распределительных коробов поступает в пространство между теплоизоляцией и внутренней облицовкой и, перемешиваясь снизу вверх, отдаёт тепло в ГК через внутреннюю облицовку.
Охлаждённый воздух подаётся в короба вентиляции по принципу сверху вниз, обеспечивая движение воздуха сверху вниз, прижимая пыль к полу.
Имеется индивидуальная система вентиляции для каждого пассажира.
Система автоматического регулирования давления (САРД).
САРД - обеспечивает поддержание и изменение Рв по определенному закону согласно графику.
Рмм.рт.ст.
Ргк = Ратм
∆Ргк= 0
режим вентиляции
∆Ргк= const
Ргк = var
О 1,5 2,4 3 9 12 Нкм
Рис. 3. 19. График изменения давления в ГК при изменении высоты полета самолёта.
МСА - международная стандартная атмосфера.
Нормальные условия для сохранения жизнедеятельности экипажа и пассажиров в ГК будут обеспечены в том случае, если абсолютное давление и скорость изменения давления, температура, влажность, уровень шумов будут соответствовать физико-гигиеническим требованиям.
Давление воздуха Рв в ГК должно быть близким к давлению на уровне моря. Однако поддержание такого давления на всех высотах полёта приведёт к увеличению избыточного давления ∆ Ргк с подъёмом на высоту, а значит, это требует увеличения прочности конструкции кабины, т.е. увеличение массы конструкции.
Установлено что человеческий организм способен находится и переносить давление до
75 Кпа (это соответствует Н= 2400м над уровнем моря, скорость изменения Рв не должна превышать 24 па/с ( 0,18 мм.рт.ст./с), оптимальная температура 20 - 22°С.
Принят определённый закон регулирования Рв в ГК, в соответствии с которым поддерживается Рв, равное постоянному до Н = 7200м, а на больших Н сохраняется постоянный перепад давления между атмосферой и ГК ∆ Рв= 64 Кпа.