Человек из Выхина и другие ужасы
(Записано со слов машинистов ТКЛ)
…Выходные. Ночная. С одной стороны, в выходные работать проще, едешь себе по зеленым светофорам, красота. Но… Скучно. Адреналина не хватает. Не хватает отчаянной гонки часа пик, когда летишь под «желтый», практически видя хвост впереди идущего состава, когда пытаешься удержаться в интервале и, не сдерживая эмоций, вслух рычишь все, что думаешь, в адрес того – не скажу, кого, – держащего двери. Но это все будет с понедельника, а пока…
Станция. Двери. Объектив камеры нацелен на кабину. Уже как‑то и не замечаешь ее. А хвостовая камера, которая выведена нам на монитор, иногда показывает интересное.
Сценка, достойная кинокомедии. Три участника. Текстильщики. «Осторожно, двери закрываются…» Закрываю – и вижу по монитору, что первый ставит ногу, придерживая дверь. Ну понятно, «джентльмен». Стою, жду «опоздуна» (или «опозданца», кому как нравится).
В этот момент второй человек, стоящий у дверей, наклоняется вперед, чтобы поправить что‑то, шнурок наверное. Тут «опоздун» пулей влетает в вагон, первый убирает ногу и…
Правильно, двери со всей силой 3,5 атмосфер лупят нагнувшегося по ушам.
Моя реакция однозначна: «Охренеть, дайте две! А на бис нельзя повторить?!»
* * *
…Если честно, я так и не понял, это был первый или второй путь перегона Кузнецкий мост – Китай‑город: там человек не захотел дожидаться поезда, спустился на путь и пошел пешком. На вопрос диспетчера: «Был ли задержан данный гражданин?» поступил гениальный ответ: «Он поднялся на платформу и смешался с толпой!»
Так и хочется спросить: «А вам слабо?..»
* * *
Улица 1905 года. Въезжаю на станцию. При въезде за ограждающей дверью на лестнице, ведущей в тоннель, стоит человек. Точно не наш: черные штаны, черная куртка. Посигналил – ноль эмоций. Но чужак находится в пределах габарита. На станции доложил диспетчеру. И понеслось.
– 905‑го, Баррикадная, зажигайте освещение по обоим путям! Такой‑то маршрут, следуйте с повышенной бдительностью, перед вами машинист доложил о постороннем!
Почти два часа его искали… И все‑таки нашли! К исходу второго часа. А вот где он был – не скажу, дабы не возникло желания повторить подвиг этого пьяного идиота.
* * *
«Осторожно, двери закрываются». Ручка в «Ход‑1». Зашипел воздух, выходящий из тормозных цилиндров… Вдруг ко второму дверному проему первого вагона подбегает чудо лет 16–17 и начинает кому‑то в вагоне орать: «Да я вашу маму… Да я вас…»
Отборный мат сопровождается бурной жестикуляцией с демонстрацией среднего пальца.
Хочешь разобраться с людьми? Сейчас помогу. Ручку в «ноль» (благо еще не уехал), двери открыл. Надо было видеть лицо этого молодого человека. Особенно когда из вагона вышли двое парней ростом под метр девяносто.
Убежать это чудо не успело.
* * *
Ночная. Подъезжаю к станции Выхино, смотрю, что‑то белое под переходным мостиком мелькнуло. То ли показалось, то ли нет. Время уже полвторого ночи, последний состав с пассажирами минут двадцать как ушел. Смотрю: из‑под мостика человек вылезает – и на мой путь, прыжками к платформе, пытается залезть, срывается, вновь падает на пути.
«Да какого ж ты…» Нога на тайфун, все на себя. Скорость небольшая, встал на стрелках. Сердце колотится. Смотрю, забрался на платформу. И куда ты дальше, орел? Поездов уже нет, станция закрыта, ну куда ты собрался?
Доложил диспетчеру, отпустил тормоза, въехал на станцию. Выходит дежурная с предупреждением о маршруте следования. Беру листок.
– Весело тут у вас! – киваю в сторону платформы.
Дежурная выдает сногсшибательную фразу:
– Да у нас это практически каждую ночь…
– Ой, мама дорогая…
То есть человек доезжает до конечной, пытается перейти на другую сторону, видит, что все уже закрыто, поднимается обратно – и через пути сигает на противоположную платформу! Зачем?! Уехать – все равно не уедет. Даже со станции выйти не сможет. Могу только предположить: он настолько пьян, что уже ничего не соображает. Но как весело скачет! И много, оказывается, у нас таких. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…»
Рассказ машиниста
Про выражение лица
Сели в поезд на Щуке, двери пока открыты, народ бежит. Один из наших говорит:
– А ты заметил, какие у людей, бегущих к открытым дверям поезда, счастливые, одухотворенные лица?
Подумал и добавил:
– И какие по‑детски обиженные, когда двери закрываются перед самым носом…
Глава 50
Дневник Метроэльфа:
Сколько минуса?
Не нравится мне ноябрь, да и декабрь тоже. Не нравится чисто профессионально за сочетание короткого светового дня с длинными дневными сменами. Идешь на работу и думаешь: «Вышел из дома – еще темно, на работе – всегда темно, а закончу – уже темно. Ну и где справедливость?»
Ноябрьское утро бодрит лучше любого кофе. Дождь бьет по куртке, затекая за воротник, и ты невольно прибавляешь шаг. Скоро влажное, горячее нутро метрополитена примет тебя, разомнет кости в набитых вагонах, отравит чесночно‑спиртово‑нечищеным перегаром и выплюнет на станции, ошалевшего, осматривающего себя, с одной только мыслью в голове: «Мама, что это было?!»
Утро. Для кого‑то это полусон, ванная с зубной щеткой, бурлящий на столе чайник, бутерброды… Для нас «утро» это зябкость сквозняков, холодная реверсивка в руке, щелчки включаемых батарей и сухость печенья с остатками холодного чая из термоса. Первая за день сигарета. «А жизнь‑то налаживается…»
Белый. Поезд медленно выползает из теплого нутра депо в мертвенно‑бледный мир. Мачты освещения заливают все вокруг холодным синим светом, и пейзаж напоминает что‑то из миров Шекли или Азимова.
Серые лица на станциях разбавляются яркими пятнами одежды. Город еще спит, но пройдет совсем немного, и бурлящая река людей наполнит подземелья, образуя свои течения и водовороты… К середине линии начинаешь чувствовать тепло от включенной печки, которое постепенно обволакивает тебя. Мысли обо всем, улыбка на губах.
Линия плавно входит в пиковый режим. Начинается работа.
Станции, люди… С тихим шипением открываются двери. У первого вагона девушка кричит на парня. Кричит яростно, не стесняясь окружающей толпы. Просыпающийся народ с удивлением обтекает парочку. Парень стоит понурясь, опустив шикарный букет роз. Не оправдывается, не пытается что‑то сказать. Он просто молча ждет, когда она выдохнется. Что‑то в его лице подсказывает: это уже не первое выяснение отношений. «Осторожно, двери закрываются…»
Как обычно – графика нет. Уже настолько привыкаешь к постоянному опозданию, что, придя на работу, задаешь первый и стандартный вопрос: «Сколько минуса?» Причем абсолютно неважно время заступления. Утро, день, вечер…
Как правило, опоздание уже есть к 08:00. Низкий поклон за это пассажирам, заезжающим под оборот на Планерной. Все остановки в тоннелях перед станциями происходят с утра именно по этой причине. Состав не может долго уйти под оборот – выгоняют пассажиров. В итоге отправляемся с Планерной с интервалом 2–2,30. Люди на платформе скапливаются. Уехать всем надо. Двери закрыть невозможно. Интервал растет. На следующей еще больше народу. И все повторяется…
Поток пассажиров облепляет вагоны. Всем надо ехать. Могу успокоить, дальше будет хуже. Выпадет снег, люди наденут тяжелую одежду, и в вагоны будет заходить еще сложнее. На станциях дверьми будут зажиматься полы шуб, дубленок. Машинисты в голос будут материться в кабине. В игре «Moscow Subway Morning Pick» будут добавлены новые уровни, и на вопросы о прохождении вы вряд ли получите ответы на официальном сайте игры mosmetro.ru.
Щукинская. Выдержка две минуты. Народ, пользуясь заминкой, начинает перебегать из вагона в вагон. Этой страсти у наших пассажиров не отнять, некоторые даже в пик умудряются. Но в пик это уже глупо. «Стоящие насмерть» в дверях могут и не пустить – и придется дожидаться следующего поезда.
«Труба». Светофоры. Зеленый, желтый, красный… Как обычно, встали перед станцией. Кто‑то доложил, что стоит «под красный» – стандартный ответ «будете следовать по удалению». Линия тормозит. Пока стою, достать из рюкзака термос и налить чаю. Чаепитие превращается в игру. Если ты встал с кресла под красный, то так и останешься стоять, ибо занимать место машиниста под запрещающий сигнал категорически запрещено. Вот и начинаешь извращаться: как бы дотянуться до рюкзака, не отрывая задницы от кресла… Ага, при этом не забыть через 30 секунд стоянки оповестить пассажиров…
А жизнь продолжается. Пара минут стоянки превращается в полчаса нагона в непиковое время… Зеленый. Ну, что? Полетели?