Тема. Изменение глаголов по временам.
Цель.Развивать умение различать временные формы глаголов и правильно употреблять их в речи. Работать над развитием умений учащихся пересказывать текст и самостоятельно составлять высказывания по сюжетным рисункам
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Упр. 108 сложно для самостоятельного выполнения. Лучше поработать над ним коллективно, используя прием комментирования.
6. Упр. 109 направлено на актуализацию изученного материала, выполняется в соответствии с заданиями. Учитель может предложить детям привести примеры глаголов и составить с ними предложения.
7. Упр. 110 предполагает отработку навыка изменения глаголов по временам.
Физкультминутка
8. Упр. 111 имеет важное воспитательное значение. Дети иногда попадают в экстремальные ситуации, к которым они совершенно не готовы. Учитель предлагает ребятам рассмотреть рисунки и продолжить начатые предложения: «Если ты потерялся в незнакомом городе...», «Если тебя укусила змея...» и др. Нужно выслушать все предложения, составленные учащимися, выбрать из них самые удачные, при необходимости дополнить их. Записанные предложения могут быть примерно такими: «Если ты потерял ключи от квартиры, то подумай, где ты мог их обронить или оста
вить» и т. д. Следует помочь детям расставить знаки препинания. На примере данного упражнения учитель может показать, как составляется текст с глаголами разного времени. Можно предложить учащимся составить и записать рассказ о том, как они попали в сложную ситуацию и сумели из нее выйти. К такому рассказу подойдет заголовок «Главное — не растеряться».
9. В заключение урока диктант с грамматическим заданием. Учитель читает предложения и предлагает учащимся записать их, употребляя глаголы в настоящем времени.
В лесу
Ясидел у костра и слушал голоса птиц. Вдали посвистывали кулики, крякали утки. На сухих болотах курлыкали журавли. Тихо ворковали в кустах горлинки. Хорошо в лесу!
10. Домашнее задание.Упр.112.
11. Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Ур о к 75
Тема. Изменение глаголов в прошедшем времени.
Цель.Познакомить учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по числам, а в единственном числе — по родам. Работать над развитием речи детей. Учить составлять текст-повествование по серии сюжетных рисунков. Воспитывать орфоэпическую культуру устной речи.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Упр. 113 содержит глаголы в форме прошедшего времени. Выполняя задание, дети обозначают окончания глагола, делают вывод об изменении по родам глаголов прошедшего времени, стоящих в единственном числе. Особое внимание обращается на вопросы к глаголам.
6. После выполнения упр. 114 можно найти окончания глаголов прошедшего времени: стоял — стояла -— стояло — стояли; играл — играла —играло — играли (образец содержится в правиле).
7. Учащиеся часто допускают ошибки в произношении некоторых глаголов прошедшего времени. Для отработки орфоэпической нормы такие глаголы собраны под рубрикой «Говорите правильно!». Дети читают их хором, затем по цепочке. Главное, чтобы каждый ученик потренировался в правильном произношении данных слов.
Учащимся предлагается придумать и разыграть с соседом по парте диалоги со словами, данными в рамках. Например:
«Ты понял правило изменения глаголов в прошедшем времени?» — «Понял, а ты поняла?» Два предложения (по выбору) записываются.
Физкультминутка
8. Упр. 115 предполагает составление рассказа по серии сюжетных рисунков. После того как учащиеся рассмотрят рисунки, учитель спрашивает: почему рассказ называется «Неудачная рыбалка»? Далее дети отвечают на вопросы: как вы думаете, о чем мечтает рыболов, изображенный
на первом рисунке? (Он смотрит на небо и мечтает о том, чтобы дождь перестал.) О чем думает рыбак, изображенный на втором рисунке? (Думает, что ему не повезло. Дождь усиливается, а рыба не клюет.) А на третьем и четвертом? (У него клюет, он мечтает вытянуть
большую рыбу.) Какие чувства испытывает рыболов, когда он видит на крючке старый башмак? (Он очень огорчен, он надеялся поймать щуку.) Что бы вы нарисовали на месте вопросительного знака, чем бы закончили рассказ? (На небе яркое солнце, а на крючке у рыболова большущая
рыбина. Он счастлив.) После того как рассказ составлен устно, ребята могут приступать к его написанию. Учителю стоит напомнить, что в текстах повествовательного характера должны быть три части: начало, основная часть, концовка. Главному персонажу можно дать имя. Предупреждаются ошибки в употреблении глаголов ловить — поймать (не словить). Текст сочинения может быть примерно таким.
Удачная рыбалка
Однажды летним утром Иван Иванович решил отправиться на рыбалку. Утро было пасмурное.
Только Иван Иванович устроился на берегу с удочкой, по воде застучали первые капли дождя. Но рыболов решил не сдаваться. Он мечтал о том, чтобы дождь перестал. А дождь только усиливался. И вот наступил счастливый момент. Поплавок погрузился в воду. Это щука! Рыбак забыл про дождь. Он сильно рванул удочку. На крючке болтался рваный ботинок! Иван Иванович огорчился.
Но рыболов решил закинуть удочку еще раз и скоро вытащил большую рыбу. Хотя Иван Иванович вымок до нитки, он пришел домой довольный.
9. Домашнее задание.Упр. 116.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 76