Тема. Изменение глаголов по временам.

Цель.Развивать умение различать временные формы глаголов и правильно употреблять их в речи. Работать над развитием умений учащихся пересказывать текст и самостоятельно составлять высказывания по сюжетным рисункам

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к русскому языку

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Упр. 108 сложно для самостоятельного выполнения. Лучше поработать над ним коллективно, используя прием комментирования.

6. Упр. 109 направлено на актуализацию из­ученного материала, выполняется в соответствии с задания­ми. Учитель может предложить детям привести примеры гла­голов и составить с ними предложения.

7. Упр. 110 предполага­ет отработку навыка изменения глаголов по временам.

Физкультминутка

8. Упр. 111 имеет важное воспитательное значение. Дети иногда попадают в экстремальные ситуации, к которым они совершенно не готовы. Учитель предлагает ребятам рассмот­реть рисунки и продолжить начатые предложения: «Если ты потерялся в незнакомом городе...», «Если тебя укусила змея...» и др. Нужно выслушать все предложения, состав­ленные учащимися, выбрать из них самые удачные, при не­обходимости дополнить их. Записанные предложения могут быть примерно такими: «Если ты потерял ключи от квар­тиры, то подумай, где ты мог их обронить или оста­
вить» и т. д. Следует помочь детям расставить знаки препинания. На примере данного упражнения учитель может по­казать, как составляется текст с глаголами разного времени. Можно предложить учащимся составить и записать рассказ о том, как они попали в сложную ситуацию и сумели из нее выйти. К такому рассказу подойдет заголовок «Главное — не растеряться».

9. В заключение урока диктант с грамматическим заданием. Учитель читает предложения и предлагает учащимся записать их, употребляя глаголы в на­стоящем времени.

В лесу

Ясидел у костра и слушал голоса птиц. Вдали посвистывали ку­лики, крякали утки. На сухих болотах курлыкали журавли. Тихо вор­ковали в кустах горлинки. Хорошо в лесу!

10. Домашнее задание.Упр.112.

11. Подведение итогов урока.

12.Рефлексия

Ур о к 75

Тема. Изменение глаголов в прошедшем времени.

Цель.Познакомить учащихся об изме­нении глаголов в прошедшем времени по числам, а в един­ственном числе — по родам. Работать над развитием ре­чи детей. Учить составлять текст-повествование по серии сюжетных рисунков. Воспитывать орфоэпическую культуру устной речи.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Упр. 113 содержит глаголы в форме прошедшего вре­мени. Выполняя задание, дети обозначают окончания глагола, делают вывод об изменении по родам глаголов прошедшего времени, стоящих в единственном числе. Особое внимание об­ращается на вопросы к глаголам.

6. После выполнения упр. 114 можно найти окончания глаголов прошедшего времени: сто­ял — стояла -— стояло — стояли; играл — играла —играло — играли (образец содержится в правиле).

7. Учащиеся часто допускают ошибки в произношении некоторых глаголов прошедшего времени. Для отработки орфоэпической нормы такие глаголы собраны под рубрикой «Говорите правильно!». Дети читают их хором, затем по це­почке. Главное, чтобы каждый ученик потренировался в пра­вильном произношении данных слов.

Учащимся предлагается придумать и разыграть с соседом по парте диалоги со словами, данными в рамках. Например:

«Ты понял правило изменения глаголов в прошедшем времени?» — «Понял, а ты поняла?» Два предложения (по выбору) записываются.

Физкультминутка

8. Упр. 115 предполагает составление рассказа по серии сюжетных рисунков. После того как учащиеся рассмотрят рисунки, учитель спрашивает: почему рассказ называет­ся «Неудачная рыбалка»? Далее дети отвечают на вопро­сы: как вы думаете, о чем мечтает рыболов, изображенный
на первом рисунке? (Он смотрит на небо и мечтает о том, чтобы дождь перестал.) О чем думает рыбак, изоб­раженный на втором рисунке? (Думает, что ему не по­везло. Дождь усиливается, а рыба не клюет.) А на тре­тьем и четвертом? (У него клюет, он мечтает вытянуть
большую рыбу.) Какие чувства испытывает рыболов, когда он видит на крючке старый башмак? (Он очень огорчен, он надеялся поймать щуку.) Что бы вы нарисовали на ме­сте вопросительного знака, чем бы закончили рассказ? (На небе яркое солнце, а на крючке у рыболова большущая
рыбина. Он счастлив.) После того как рассказ составлен устно, ребята могут приступать к его написанию. Учителю стоит напомнить, что в текстах повествовательного харак­тера должны быть три части: начало, основная часть, кон­цовка. Главному персонажу можно дать имя. Предупреж­даются ошибки в употреблении глаголов ловить — пой­мать (не словить). Текст сочинения может быть примерно таким.

Удачная рыбалка

Однажды летним утром Иван Иванович решил отправиться на ры­балку. Утро было пасмурное.

Только Иван Иванович устроился на берегу с удочкой, по воде за­стучали первые капли дождя. Но рыболов решил не сдаваться. Он меч­тал о том, чтобы дождь перестал. А дождь только усиливался. И вот на­ступил счастливый момент. Поплавок погрузился в воду. Это щука! Ры­бак забыл про дождь. Он сильно рванул удочку. На крючке болтался рваный ботинок! Иван Иванович огорчился.

Но рыболов решил закинуть удочку еще раз и скоро вытащил боль­шую рыбу. Хотя Иван Иванович вымок до нитки, он пришел домой до­вольный.

9. Домашнее задание.Упр. 116.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 76

Наши рекомендации