Инструктаж по технике безопасности. Внимание! . Не роняйте детали
Инструкция № 075.
Внимание! . Не роняйте детали. Работайте в спецодежде, рукавицах и исправным инструментом!
Оборудование.
1. Автомобили.
а) ГАЗ-53А ; б)УАЗ-459; в) МАЗ-509; г) ГАЗ-66, д) ЗИЛ-130.
2. Набор инструмента автослесаря.
Программа работы
1.Произвести частичную разборку рабочей тормозной системы согласно руководству по эксплуатации соответствующей модели автомобиля.
2.Изучить устройство и работу механизмов рабочей тормозной системы.
3.Определить неисправности механизмов рабочей тормозной системы визуальным осмотром.
Износ фрикционных тормозных накладок тормозных механизмов
Износ рабочих поверхностей тормозных барабанов и тормохных дисков; неправильная работа регуляторов тормозных сил;
У гидравлических тормозных приводов- разбухание и разрушение резиновых манжет; износ поршней и цилиндров
У пневматических тормозных приводов- нарушение работы тормозных клапанов; Разрыв диафрагмы тормозной камеры; разрушение уплотнительных манжет энергоаккумуляторов.
4.Произвести сборку рабочей тормозной системы согласно руководству по эксплуатации соответствующей модели автомобиля.
5.Произвести частичную разборку стояночной тормозной системы согласно руководству по эксплуатации соответствующей модели автомобиля.
6.Изучить устройство и работу механизмов стояночной тормозной системы.
7.Определить неисправности механизмов стояночной тормозной системы визуальным осмотром.
8.Произвести сборку стояночной тормозной системы согласно руководству по эксплуатации соответствующей модели автомобиля.
Содержание отчета.
1.Начертить схемы тормозных систем с пневмо-, гидро- и комбинированным приводом, и указать все детали
2.Указать неисправности рабочей тормозной системы, по найденным признакам.
3.Указать неисправности запасной тормозной системы, по найденным признакам.
4Указать неисправности стояночной тормозной системы, по найденным признакам.
5.Указать неисправности вспомогательной тормозной системы, по найденным признакам.
Выходной контроль
по сборнику вопросов (блок XVII).
Контрольные вопросы.
1. То и ТР тормозной системы с гидроприводом
2. То и ТР тормозной системы с пневмоприводом.
Список литературы
1. В.Л. Роговцев, А.А. Пузанков, В.Д. Олдфильд «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств»-М.:Транспорт,2001-430с.
2. Ю.И. Боровских и др. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»-М.: Высшая школа , 1997г.-350с.
3. В.А. Родищев «Грузовые автомобили»-М.: ПрофОбразИздат,2000г.-240с.
4. С.К. Шестопалов «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учебник для профобразования-М.: ИРПО; изд. центр «Академия», 1999г.-544с.
5. Руководство по эксплуатации автомобилей ЗИЛ-4331, МАЗ-509, МАЗ-5320, КамАЗ-6520, КамАЗ -740, УАЗ-469, ГАЗ-66
Практическая работа № 21
Тема: Диагностирование технического состояния генератора.
Цель: Научить учащихся практическим навыкам и умению производить диагностирование технического состояния генератора.
Теоретические основы.
Генераторные установки являются источниками тока на автомобиле и обеспечивают питание электрооборудование автомобиля, а также подзаряжают АБ. Генератор преобразует механическую энергию двигателя в электрическую. Генератор постоянного тока состоит из статора на котором монтируются обмотки возбуждения и якоря при вращении которого создаётся переменная ЭДС. Выпрямление ЭДС производится коллекторным узлом.
Генератор переменного тока состоит из ротора с обмоткой возбуждения и статора с фазными обмотками. Статор имеет 18 катушек которые разделены на три фазы. Выпрямление полученной переменной ЭДС производится диодным мостом, состоящим из трёх пар диодов соединённых параллельно
Входной контроль
по сборнику вопросов (блок XIX).
Инструктаж по технике безопасности.
Инструкция № 075.
Оборудование:
1. Стенд испытания генераторов.
3. Наборы инструмента автослесаря;
4. Схемы; инструктивные карты.
Программа работы
При проведении работы надо выполнить следующее.
1. Определить тип генератора, его номинальные (предельные) данные и назначение выводных клемм.
2. Разобрать генератор; эту операцию необходимо выполнить в такой последовательности (порядок разборки приводится на примере генераторов Г-250, Г-271 А);
Форма 1
операция | инструмент | Крепёжные детали | Особые условия |
снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором | снять щеткодержателя снять крышку подшипника | ||
Отсоединить крышку от статора | Отсоединить фазные обмотки от выпрямителя | ||
снять шкив и вентилятор | |||
Изучить конструкцию деталей и узлов вентильного генератора с клювообразным ротором | |||
Собрать генератор | |||
6.определить неисправность генераторной установки
Форма 2
Причина неисправности | Способ устранения |
Нет зарядки аккумуляторной батареи | |
Зависание щётки генератора | |
Подгар контактных колец | |
Обрыв цепи возбуждения | |
Задевание ротора за полюса статора | |
Нет полной отдачи генератора | |
Ослаб привод генератора | |
Неисправен регулятор напряжения | |
Межвитковое замыкание или обрыв в цепи оной из фаз статорной обмотки | |
Повреждён один из выпрямительных блоков | |
Быстрый износ щёток контактных колец | |
Увеличенное биение контактных колец | |
Попадание масла на контактные кольца | |
Увеличенный шум при работе генератора | |
Задевание ротора за плюса статора | |
Износ подшипников | |
Поломка кронштейна и лап крепления генератора | |
Увеличенный дисбаланс шкива или ротора | |
Наличие вмятин на шкиве коленчатого вала или водяного насоса |
7. Начертить принципиальную электрическую схему генератора.
8. Начертить эскиз магнитной цепи генератора (поперечный вид), эскиз полюса ротора, эскиз формы паза статора.
9. Выполнить эскиз охлаждающих потоков генератора.
10. Проверитьтехническое состояние отдельных узлов генератора.
С помощью контрольной лампы, питаемой от аккумуляторной батареи или от сети напряжением 127 или 220 В, необходимо проверить:
замыкание на массу изолированных выводов и обмоток статора и ротора (при нарушении изоляции лампа горит);
обрыв обмотки возбуждения ротора и обмоток фаз статора. Для этого щупами контрольной лампы прикасаются к контактным кольцам или поочередно к выводам фазобмоткистатора (при обрыве лампа не горит);
проверить диоды выпрямительного блока напробой и обрыв (проверку производить только от источника постоянного тока напряжением не выше 24 В).
11. Собрать генератор. Сборка генератора производится в обратной последовательности.
Основы методики проверки генераторов
12. Генераторы проверяются на холостом ходу (на начало отдачи без нагрузки) и под нагрузкой (на начало отдачи с контроль нагрузкой). Для проверки генератора его подключают по схеме рис. 8, а.
Включают выключатель 5 и но амперметру 4 определяют с; тока возбуждения, по которой судят о исправности цепи возбуждения и обмотки возбуждения генератора. Для определения нормальной силы тока возбуждения необходимо напряжение аккумуляторной батареи (12 В) разделить на сопротивление мотки возбуждения генератора (см. табл. 2). Если амперметр 4 регистрирует большую силу тока, то в цепи возбуждения генератора имеется замыкание, если меньшую — в цепи обмотки увеличено сопротивление. В этом случае необходимо проверить состояние контактных колец ротора и щеток. Нормальная сила тока свидетельствует об исправной цепи возбуждения и генератор можно испытывать.
13. Проверка генератора без нагрузки.К обмотке возбужден с помощью выключателя 5 (см. рис. 8, а) подключают аккумуляторную батарею, включают электродвигатель 1 и, плавно увеличивая частоту вращения ротора, генератора, наблюдают за показаниями вольтметра. При достижении генератором напряжен номинальной величины 14 (28) В тахометром 2 замеряют часто вращения ротора генератора и сравнивают ее с техническими условиями (см. табл. 2). Генератор считается исправным, ее с техническими частота вращения ротора при достижении номинального напряжения без нагрузки не превышает указанную в технических условиях. Например, для генератора типа Г250 частота вращения при достижении напряжения 14 В без нагрузки должна быть более 950 мин.
Генератор, удовлетворяющий техническим условиям, проверяют под нагрузкой.
14. Проверка генератора под нагрузкой.Генератор подключают по схеме рис. 8, б. Включают выключатель 5, включают электродвигатель и, плавно увеличивая частоту вращения ротора, генератора, возбуждают его до номинального напряжения 14 (28) В, затем выключателем 6 подключают реостат нагрузки. Напряжение генератора при этом снизится (так как = Е— ст, где / -ток нагрузки; ст — сопротивление обмотки статора). Увеличивая частоту вращения ротора, напряжение генератора поддерживают номинальным и с помощью реостата увеличивают нагрузку до контрольной величины (см. табл. 2). В момент достижения контрольной нагрузки при номинальном напряжении тахометром 2 замеряют частоту вращения ротора и сравнивают ее с техническими условиями (см. табл. 2). Генератор считается исправным, если частота вращения ротора при достижении контрольной силы тока при номинальном напряжении (т. е. при достижении контрольной мощности р= ) не превышает указанную в технических условиях.
Например, для генератора типа Г250 при силе тока нагрузки 28 Л и напряжении 14 В частота вращения ротора должна быть не более 2100 мин.
Если генератор не удовлетворяет техническим условиям, то его разбирают и проверяют его узлы и детали.
Проверку генераторов с интегральными регуляторами напряжения производят в сборе с регуляторами. Чтобы работа регулятора не повлияла на результат проверки генератора, проверку проводят при напряжении генератора 13 и 26 В (для генераторов на 14 и 28 В соответственно). Заменив интегральный регулятор напряжения в сборе со щеточным узлом на обычный щеточный узел, генератор можно проверить обычным способом.
Проверка деталей и узлов генераторов
15. Проверка щёткодержателя и щёток. Щёткодержатель и щётки не должны быть загрязнены и замаслены и щётки должны свободно без заеданий перемещаться в щёткодержателе. Лёгкость перемещения щёток в щёткодержателе проверяется нажатием рукой на щётки до полного сжатия пружин. Щётки должны быстро без заеданий выходить из щёткодержателя.
Высоту щёток замеряют штангенциркулем или линейкой от щёткодержателя до конца щётки. При износе щёток до минимальной высоты, казанной в табл. 2, их заменяют. Для определения давления пружин щёток одной щёткой нажимают на чашку весов (рис. 13,а) до зазора 2мм между чашкой и щёткодержателем. Аналогично проверяют давление пружины другой щётки. Давление пружин можно проверить и с помощью динамометра (см. рис. 13,6). Величина давления пружины на щётку не должна отличаться от значений, указанных в табл. 2.
Рис. 13. Проверка давления пружин щеткодержателя: а— на весах; б — динамометром
Загрязнённые контактные кольца ротора протирают тканью, смоченной бензином. Окисленную рабочую поверхность колец зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью 100.. .140. Изношенные кольца протачивают, а затем шлифуют.
Обмотки генераторов (как и обмотки других электрических машин) могут иметь только следующие 3 вида неисправностей: обрыв, замыкание между витками и замыкание с корпусом. Эти неисправности возникают из-за перегрева обмоток и механических повреждений. Замыкание с корпусом происходит при повреждении изоляции обмоток, поэтому проверка замыкания с корпусом является проверкой состояния изоляции обмоток и её нужно производить контрольной лампой напряжением 220 В.
16. Проверка обмотки возбуждения на обрыв. Проверка ведётся контрольной лампой, которую подключают к контактным кольцам ротора (рис. 14,а). Если обмотка оборвана, то лампа гореть не будет.
17. Проверка обмотки возбуждения на замыкание с плюсом или валом ротора. Последствия замыкания обмотки возбуждения с валом или с полюсом ротора в зависимости от места контакта могут быть различными. Если замыкание произошло на «выходе» обмотки, то из-за уменьшения сопротивления цепи возбуждения возрастёт ток возбуждения, что вызовет перегрев обмотки возбуждения. Если же замыкание произошло близко к контактному кольцу, соединённому с «плюсовой» щёткой, то обмотка закорачивается и генератор не возбуждается.
Замыкание обмотки возбуждения на роторе определяют контрольной лампой под напряжением 220 В (см. рис. 14,6). Один провод соединяют с любым контактным кольцом, а другой - с плюсом или валом ротора. Лампа будет гореть, когда обмотка замкнута с валом или полюсом. Если обмотку невозможно изолировать от корпуса, то её заменяют.
18. Проверка обмотки возбуждения на межвитковое замыкание. Межвитковое замыкание вызывает увеличение силы тока возбуждения. Из-за перегрева обмотки разрушается изоляция и ещё большее число витков замыкают между собой. Увеличение тока возбуждения может повлечь выход из строя регулятора напряжения. Эту неисправность определяют сравнением измеренного сопротивления обмотки возбуждения с техническими условиями. Если сопротивление обмотки уменьшилось, то её перематывают или заменяют.
Межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения определяют измерением сопротивления катушки возбуждения при помощи омметра, имеющегося на стендах Э211, 532 - 2М, 532 -Ми др., отдельного переносного омметра (см. рис. 14,в), или по показаниям амперметра и вольтметра при питании обмотки от аккумуляторной батареи (см. рис. 14,г). Плавкий предохранитель защищает амперметр и батарею при случайном коротком замыкании цепи. К контактным кольцам ротора подключают щупы и делением величины измеренного напряжения на силу тока определяют сопротивление и сравнивают его с техническими условиями (см. табл. 2).
Рис. 14. Проверка обмотки возбуждения:
о -на обрыв; б— на замыкание с валом и полюсом; в — омметром на обрыв и межвитковое замыкание; г — подключение .приборов для определения сопротивления
19. Оформить отчет.
20. Защитить отчет по контрольным вопросам.
Содержание отчета.
1. Нарисовать кинематическую схему генератора с указанием деталей.
2. Указать неисправности генератора, по найденным признакам.
3. Заполнить формы №1,№2,
4. Ответить на контрольные вопросы.
Выходной контроль
по сборнику вопросов (блок XIX).
Контрольные вопросы.
1. Какие элементы и узлы генератора образуют магнитную систему?
2. Каким образом изменяется магнитный поток по величине и направлению, созданный обмоткой возбуждения?
3. Определить число воздушных зазоров на пути магнитного потока в вентильном генераторе с клювообразным ротором.
4. Каков принцип действия вентильного генератора с клювообразным ротором?
5. Почему обмотки фаз статора в одних генераторах соединены в звезду, а в других — в треугольник или двойную звезду?
6. Почему соединение обмоток статора в треугольник применяется реже, чем соединение в одинарную звезду.
Список литературы
1.Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»-М.:ФОРУМ-ИНФРА М, 2001г.-280с.
2.В.Л. Роговцев, А.А. Пузанков, В.Д. Олдфильд «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств»-М.:Транспорт,2001-430с.
3.Ю.И. Боровских и др. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»-М.: Высшая школа , 1997г.-350с.
4.В.А. Родищев «Грузовые автомобили»-М.: ПрофОбразИздат,2000г.-240с.
5.С.К. Шестопалов «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учебник для профобразования-М.: ИРПО; изд. центр «Академия», 1999г.-544с.
6.Руководство по эксплуатации автомобилей ЗИЛ-4331, МАЗ-509, МАЗ-5320, КамАЗ-6520, КамАЗ -740, УАЗ-469, ГАЗ-66
Практическая работа №22
Тема Диагностирование технического состояния стартера
Цель: Приобретение навыков диагностирование технического состояния стартера
Теоретические основы.
Электростартер предназначен для вращения коленчатого вала ДВС. Стартер получает питание от аккумуляторной батареи - источника постоянного тока ограниченной мощности с падающей вольтамперной характеристикой, поэтому напряжение на зажимах стартера уменьшается с увеличением нагрузки на стартерный электропривод.
В стартерах применяются электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением. Электродвигатели с последовательным возбуждением при равенстве потребляемых токов развивают большие пусковые моменты. Применение смешанного возбуждения, вызвано стремлением уменьшить частоту вращения якоря в режиме холостого хода и тем самым увеличить срок службы электростартера.
Входной контроль
по сборнику вопросов (блок XXIV).