По расположению скачков уплотнения относительно плоскости входа;
Различают СВУ внешнего, смешанного и внутреннего сжатия.
- у СВУ внешнего сжатия все скачки уплотнения, образующиеся при обтекании поверхности торможения, располагаются перед плоскостью входа ВУ. Площадь наименьшего сечения внутреннего канала («горло») находится в непосредственной близости от плоскости входа;
- у СВУ смешанного сжатия одна часть косых скачков размещается перед плоскостью входа, а другая часть – во внутреннем канале. В этом случае внутренний канал от плоскости входа до «горла» имеет значительное сужение, а само минимальное сечение канала, именуемое «горлом», располагается на некотором удалении от плоскости входа;
- у СВУ внутреннего сжатия все косые скачки уплотнения располагаются за плоскостью входа, и сжатие осуществляется внутри канала.
В настоящее время в авиации применяются СВУ внешнего сжатия. СВУ смешанного и особенно внутреннего сжатия в принципе могут обеспечивать при высоких числах M полета более эффективный процесс сжатия сверхзвукового потока, однако имеется ряд трудностей на пути их практического использования.
3. По форме поверхности торможения и входного сечения различают плоские и осесимметричные СВУ.
4. По компоновке на ЛА ВУ подразделяют на лобовые (Су-7Б, МиГ-21 и др.), расположенные в носовой части фюзеляжа или мотогондолы, и примыкающие, устанавливаемые вблизи какого-либо участка поверхности ЛА.
Недостатком примыкающих СВУ (по сравнению с лобовыми) является то, что они имеют более высокую степень неравномерности и нестационарности потока в выходном сечении. Это объясняется как наличием неравномерности течения на входе, так и малой по условиям компоновки длиной воздухоподводящих каналов, не обеспечивающей достаточного выравнивания параметров потока.
Лобовые осесимметричные СВУ широко использовались на сверхзвуковых самолетах второго поколения. При расположении в носовой части фюзеляжа эти СВУ при малых углах атаки вследствие равномерности набегающего потока и осевой симметрии течения обеспечивают хорошие характеристики по уровню потерь, массе и структуре потока на входе в двигатель. Однако с увеличением углов атаки их характеристики резко ухудшаются, особенно на сверхзвуковых скоростях полета.
СВУ, примыкающие к поверхности ЛА, как правило, являются плоскими и редко выполняются полукруглыми или овальными. Они стали применяться на высокоманевренных самолетах третьего и четвертого поколений в целях улучшения характеристик силовых установок на больших углах атаки и скольжения, сокращения длины и массы каналов подачи воздуха к двигателю и использования положительной интерференции СВУ и ЛА. Аналогичные СВУ нашли применение также на дальних сверхзвуковых самолетах (Ту-160, «Конкорд» и др.). По конструктивному выполнению они весьма разнообразны.
Известны подкрыльевые, подфюзеляжные, надфюзеляжные и боковые (по отношению к фюзеляжу) ВУ примыкающего типа.
Основная проблема выбора места расположения СВУ вблизи поверхности ЛА состоит в обеспечении малого изменения местных углов атаки и скольжения в зоне расположения СВУ по сравнению с изменением углов атаки и скольжения самого самолета. Это достигается за счет направляющего (экранирующего) влияния поверхностей, к которым примыкает СВУ.